Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 00:57, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является исследование событий кризиса 2008-2009 гг. и выявление их роли в экономическом развитии РФ.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- развить умение самостоятельно систематизировать и изложить знания, полученные в процессе изучения литературы;
- определить основные хронологические этапы событий кризиса 2008 года;
- рассмотреть состояние экономики РФ в на сегодняшний день;
- выявить основную методологию борьбы с последствиями дефолта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ В 1998 И 2008 ГГ. 5
1.1 Кризис как виток экономического цикла 5
1.2 Характеристика кризиса 1998 года 9
1.3 Характеристика кризиса 2008-2009 гг. 18
2 МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008-2009 ГГ. И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ 23
2.1 Основные отличия кризиса 1998 года от кризиса 2008 года 23
2.2 Основные последствия кризиса 2008-2009 гг., возникшие в связи с этим проблемы и пути решения создавшихся проблем 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Денежно-кредитный кризис выражается в резком сокращении объемов коммерческого и банковского кредитования, массовом изъятии вкладов, крахе банков, погоне за наличными деньгами и золотом, падении курсов акций и облигаций, резком повышении нормы процента.
Во второй половине XX в. экономические циклы и кризисы получили следующие новые черты и особенности.
Накопление
кризисного потенциала в российской
экономике происходило
Рисунок
1.2 - Индексы прироста М2 и ВВП
Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста «отсроченной инфляции» (девальвация, неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.),
Надо отметить, что феномен «отсроченной инфляции» еще не имеет достаточной научной проработки, да и набор ее инструментов в России отличается от применяемых в западной экономике, в соответствии с рисунком 1.3.
В России рост «отсроченной инфляции» происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. Активно работали «обналичивающие фирмы», и только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное положение, хотя это им не очень помешало, поскольку стоимость данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долл. ежегодно.
Все
это время баланс бюджетных расходов
поддерживался за счет роста «отсроченной
инфляции». Так, каждый рубль задержки
выплат из бюджета оборачивался в 5-6 руб.
неплатежей. Общий объем неплатежей в
1998 г. составил более 1,4 трлн. руб. По данным
Госкомстата России, полностью платят
налоги только 16% предприятий, а до 70% сделок
осуществляется через взаимозачеты и
бартер.
Рисунок
1.3 - Набор инструментов феномена «отсроченной
инфляции»
Высокие процентные ставки ГКО-ОФЗ, спекулятивное надувание «фондового пузыря» (фондовый индекс за 1996-1997 гг. возрос почти в восемь раз) вытесняли с рынка прямые инвестиции. Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьёзную угрозу для финансовой системы страны.
По словам В. Морозова [13, c.26-40] искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что увеличивало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта: большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить. Отказ от экспортных пошлин в пользу акцизов привел к выравниванию и даже завышению цен на энергоносители в России по сравнению с ценами мирового рынка, что еще более усугубляло положение с конкурентоспособностью российских товаров.
В
условиях отсутствия механизмов, обеспечивающих
экономический рост, несовершенной фискальной
системы, поддержания высокого уровня
потребления и интенсивного вывоза капитала
за границу «отсроченная инфляция» быстро
вытесняла текущую. Так, если в 1993 г. величина
«отсроченной инфляции» составляла всего
доли процента текущей, то в 1998г. она превышала
ее уже в десять раз. В 1995-1996 гг. «отсроченная
инфляция» вышла из-под государственного
контроля и стала развиваться самопроизвольно,
в соответствии с рисунком 1.4.
Рисунок
1.4 - Индекс «отсроченной инфляции» и индекс-дефлятор
ВВП
К неучтенным составляющим индекса «отсроченной инфляции» относятся: прочие долговые обязательства правительства и субъектов Федерации; завышенные внутренние цены на энергоносители, услуги связи и МПС; кредиты, полученные под гарантии правительства России, и т.д. На относительный размер «отсроченной инфляции» влияет также завышенный Госкомстатом РФ объем ВВП. (Вследствие завышения цен при бартерных сделках размер ВВП переоценен на 30 - 40%. Кроме того, с целью учета теневой экономики ВВП был увеличен еще на 25%.) Таким образом, к середине 1998 г. «отсроченная инфляция» составляла не менее 400% ВВП России. В то же время критическим значением «отсроченной инфляции» в развитых странах мира является величина 60-120% ВВП.
Одновременно валовое накопление основного капитала по ППС сократилось до 50% в 1998 г. Хотя, например, Япония для обеспечения высоких темпов экономического роста несколько десятилетий подряд поддерживала валовое накопление основного капитала на уровне 25-30%. Ресурсы, полученные за счет роста «отсроченной инфляции», фактически шли на конечное потребление, то есть просто «проедались».
Как считает В. Морозов [14, c. 45], в подобных условиях могли развиваться лишь экспортоориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.
Финансовые средства оказались оторванными от реального сектора экономики и вращались либо в рамках рынка ГКО-ОФЗ, либо в замкнутых цепочках сырьевых экспортеров.
Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами, даже несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Оптимистические заявления Госкомстата РФ об увеличении притока иностранных инвестиций не соответствовали действительности. Из всех полученных Россией в 1997 г. более 50 млрд. долл. иностранных средств (за исключением доходов от экспорта и межправительственных кредитов) только около 1 млрд. долл., по мнению В. Морозова, составляли прямые инвестиции, а свыше половины поступлений носили чисто спекулятивный характер. Все это свидетельствует о том, что у государства не было сколько-нибудь продуманной политики экономического роста. Наоборот, инвестиционные ресурсы изымались из промышленности и шли либо на конечное потребление, либо на финансовый рынок, либо вывозились за границу.
Слабая государственная власть и исторически предопределенная зависимость экономики от политики в России обусловили создание олигополистической социально-экономической модели, следствием чего явились крайняя монополизация российского рынка-10% отечественных компаний выпускают более 70% продукции (для сравнения: 10% американских корпораций производят 37% продукции) и предельно высокая коррумпированность аппарата государственного управления (согласно рейтингу немецкой компании Transparency International, по уровню коррупции Россия занимает четвертое место в мире после Боливии, Колумбии и Нигерии
Российский финансовый крах - это следствие фундаментально искажённой структуры российской экономики. По словам Е.Л. Мадорского [9], эта структура в трудах иностранных учёных получила название «виртуальной экономики». Непосредственные причины финансового кризиса заключаются в большом дефиците государственного бюджета и неспособности государства обслуживать долг, особенно краткосрочный.
На бюджетный кризис наложился кризис платёжного баланса - к началу 1998 года Россия впервые за время реформ (с 1992 года) столкнулась с дефицитом по текущим операциям, составившему, по данным Центрального Банка РФ, к концу первого квартала - 1,6 млрд. долл., к концу второго - 4,2 млрд. долл. Мадорский Е.Л. [9] сделал вывод, что причины кризиса сводятся к трём основным:
(а)
отсутствие широкой
(б)
неспособность покрыть разрыв
между государственными
(в) отсутствие структурных реформ в промышленности и сельском хозяйстве.
Последнее является главной причиной накапливания финансовых диспропорций. Основное отличие российской экономики от экономик других стран заключается в фундаментальном различии их производственных структур. Несмотря на присущую и Юго-Восточной Азии, и России слабость и непрозрачность финансового сектора экономики, а также запутанность и отсутствие прозрачности в организационных формах предприятий, в фундаментальных причинах их кризисов есть существенное различие: в Азии наблюдался фактически кризис перепроизводства товаров, в принципе имеющих спрос на рынке при конкурентоспособном обменном курсе; в России только пищевая промышленность в состоянии реально конкурировать с иностранными производителями.
Учитывая, что даже при переоценённом рубле - по расчётам журнала «Эксперт», российский рубль был переоценён начиная с конца 1995 года (при «нормальной» ситуации валютный курс рубля должен превышать ППС в 2 раза, тогда как с конца 1995 г. это соотношение было меньше 1,6), - Россия сохраняла положительное сальдо баланса по текущим операциям, отсутствие конкурентоспособных на мировом рынке производителей конечной продукции следует признать основной причиной макроэкономического дисбаланса. Производство товаров, создающее стоимость только на бумаге, приводит к бартерной и другим неденежным формам расчётов и неплатежам вследствие завышенности цены товара. Кроме того, такое производство базируется на перекрёстном субсидировании различных секторов экономики: население пользуется заниженными тарифами на коммунальные услуги, в то время как промышленность вынуждена соглашаться на высокие цены на электроэнергию, которые впоследствии включаются в цену готовой продукции. Согласие покупателей платить завышенную по причине описанной выше ценовой дискриминации цену приводит к их неспособности рассчитываться деньгами, а не денежными суррогатами, так как реализовать товар за деньги можно лишь по рыночной цене, которая ниже запрашиваемой производителем. Отсутствие жёсткого закона о банкротстве, в соответствии с которым оно должно начинаться при первых признаках неспособности предприятия отвечать по своим долгам в денежной форме, можно считать одним из важнейших институциональных условий существования «виртуальной» экономики.
До тех пор, пока экспорт энергоносителей, других видов сырья и ограниченной группы готовых товаров и полуфабрикатов обеспечивал положительное сальдо торгового баланса, такая экономика могла существовать.
Падение цен на сырьевые товары вследствие азиатского кризиса 1997года, физический рост экспорта конкурентоспособной группы товаров (сырья) и рост импорта при завышенном курсе рубля привели к уменьшению положительного сальдо текущих операций России, а также к появлению отрицательного сальдо, составившего к началу июля 1998 года 4231 млн. долларов, или 2.2% ВВП . Кризис 17 августа 1998 года продемонстрировал финансовую уязвимость «виртуальной» экономики, в которой поставщики сырья фактически финансируют неэффективное из-за ценовой дискриминации производство.
Накопление
кризисного потенциала в российской
экономике происходило