Кризис как фаза бизнес-цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать характеристику деловых циклов по семи бизнес-процессам, которые составляют жизненный цикл предприятия, и уточнить фазы делового цикла с выделением в фазах сжатия и депрессии двух возможных исходов – выживания или банкротства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………………...……………………... 3
1. БИЗНЕС-ЦИКЛЫ ФИРМЫ : .ХАРАКТЕРИСТИКА И СИНХРОНИЗАЦИЯ …………………………………………………………..………... 4
1.1. Бизнес-циклы фирмы: характеристика и синхронизация..………............. 4
1.2. Импульсный подход к объяснению бизнес-циклов……...…………..….. 14
2. КРИЗИС КАК ФАЗА БИЗНЕС-ЦИКЛА ……………………………….…. 22
2.1. Экономические теории кризисов …………...……..……………………... 22
2.2. Кризисные явления в деятельности фирмы: системный микроэкномический анализ. …………………………………………………………...……....... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………....….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...….………....…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

Одним из явных настораживающих признаков ухудшения финансовой состоятельности могут быть изменения в статьях баланса со стороны как пассива, так и актива, увеличение или уменьшение балансовых сумм, резкие изменения в структуре баланса.[9, с.91]

Тревожный признак – повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, т.е. долгов покупателей, увеличение сроков этой задолженности. Это означает, что либо предприятие проводит неразумную политику коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны. Можно предположить, что рост задолженности потребителей продукции - результат новой маркетинговой стратегии предприятия, который обеспечит в будущем дополнительные доходы. Однако следует иметь в виду, что и обратная тенденция отражает негативные моменты взаимодействия предприятия с потребителями. Дебиторская задолженность можерезко упасть по причинам резкого вынужденного сокращения продаж в кредит или ускоренного погашения потребителями долгов, чтобы выйти из дела. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности могут скрываться неблагоприятная концентрация продаж на слишком малом числе покупателей, банкротство заказчиков или сокращение рынка, вынуждающие предприятие идти на все большие уступки потребителям и т.д.

Для оценки тенденций важны данные о запасах сырья и материалов, готовой продукции, связывании средств в незавершенном производстве. И в этом случае обращает на себя внимание не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их снижение, свидетельствующее, как правило, о сбоях, неритмичности и неравномерности производства и снабжения, имеющих следствием невыполнение обязательств по взаимным поставкам.

Наиболее контролируемый параметр платежеспособности – тенденции в изменении показателей ликвидности предприятия, т.е. способности выполнить все текущие обязательства. Поводом для дополнительного, более углубленного анализа и оперативного принятия соответствующих антикризисных мер должно быть не только снижение показателей ликвидности, но и их резкое повышение.

Со стороны пассива баланса симптомами неплатежеспособности могут быть увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам, явная замена дебиторской задолженности кредиторской. Более подробный анализ может выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Тревожным признаком должно быть увеличение задолженности работающим по выплатам заработной платы, акционерам, финансовым органам.

Статьи отчетов о финансовых результатах и их использовании также являются носителями предупредительных сигналов. В первую очередь здесь привлекают внимание резкие изменения в ту или иную сторону объема продаж. Резкий их рост может быть следствием не только новой маркетинговой стратегии, но и увеличения объема долговых обязательств, уменьшения имеющихся денежных средств. Настораживающим признаком грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов и снижение прибыли, особенно если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж. [7, с.150]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях в реструктуризации нуждаются практически все предприятия различных организационно-правовых форм. В подъеме конкурентоспособности промышленности важная роль принадлежит деловой активности предприятий. Рынок может породить как постоянные опасения, так и энергию обновления.

Анализ практики и проблем совершенствования деловой активности позволяет сделать следующие выводы:

1. Современный характер циклов деловой активности определяется сменой четырех состояний: подъема, бума, рецессии и депрессии. В долгосрочных периодах цикл представляет собой способ освоения кардинальных научно-технических достижений и переходит к принципиально новым производственным альтернативам.

2. Начиная с середины 20 века в качестве факторов, обеспечивающих эффективность деятельности предприятий занимают технологические открытия и инновационная деятельность. Теория фирмы позволяет решить проблемы выхода из кризисного состояния на основе применения элементов инновационного менеджмента.

3. Жизненный цикл предприятия включает в себя совокупность взаимосвязанных циклов деловой активности. Каждый цикл связан с функционированием и развитием устойчивого бизнес-процесса. Характеристика деловых циклов ведется по семи бизнес-процессам: производственно-технологический цикл, маркетинговый цикл, цикл воспроизводства физического капитала, цикл воспроизводствачеловеческого капитала, инновационный цикл, инвестиционный цикл и интегративный жизненный цикл.

4. В фазах сжатия и деперессии бизнес-цикда возможна два исхода- выживание или банкротство. Стратегия деятельности предприятий в эти периоды будет различна по фазам производственного, маркетингового, инновационного и инвестиционного циклов.

5. Качественная характеристика и определение длительности основных деловых циклов на предприятии позволяет описать и синхронизировать циклы воспроизводства физического и человеческого капитала. Цикл воспроизводства человеческого капитала связан со всеми бизнес-циклами, но определяющие влияние оказывает инновационный цикл. Длительность цикла воспроизводства человеческого капитала совпадает со стадиями инновационного цикла.

6. В 20 веке экономическая теория более широко рассматривает процессы цикличности, концентрируя внимание на только на причинах кризисов, но и на выявлении самого механизма циклов, их природе, длительности, переходам из одной фазы в другую. Кризис рассматривается как неизбежная и необходимая фаза любого цикла, как период самоизбавления экономики от неэффективных предприятий.

7. Анализ основных теорий экономических кризисов показал, что на первый план всегда выдвигаются макроэкономические причины кризисов. Недостаточное внимание уделялось микроэкономическому механизму вхождения предприятий в кризисную фазу делового цикла. Рекомендации по предупреждению кризисных ситуаций приобретают системный вид только в случае сочетания мер, улучшающих как макроэкономическую ситуацию, так и механизмы инновационного развития и роста самих предприятий.

8. Новое объяснение причин кризисов и механизмов их преодоления развивается в теории антикризисного управления. Деловая несостоятельность предприятий выступает как особый рыночный инструмент перераспределения капитал и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Возможность банкротства вытекает из сущности предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его целей и с риском потерь.

9. В связи с относительным падением прибыльности предприятия и возможными трудностями в оплате расходов возникает дефицит наличных средств. Снижение прибыльности предприятия означает и снижение его цены. Это означает, что капитал исчезает, наступает полное банкротство, т.е. ликвидация предприятия становится выгоднее его эксплуатации.

10. Совокупность факторов экономической состоятельности предприятий следует разделить на две группы: макроэкономические (внешние по отношению к предприятию) и микроэкономические (внутренние, зависящие от организации деятельности предприятия. Банкротство предприятия – это результат одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля которых может быть различной.

11.Наиболее сильным фактором банкротства является технологический разрыв– крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

12. Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть и принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Одним из явных признаков ухудшения финансовой ситуации являются изменения в статьях баланса со стороны как пассива, так и актива.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Ильдеменов, С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Ильдеменов, В.П. Воробьев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.

2.      Карпиков, О.В. Коммерческая активность предприятий / О.В. Карпиков, В.Т. Смирнов. – Орел.: ОрелГТУ. – 2000. – 172с.

3.      Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалова. – М.: Норма – Инфра, 1997. – 286 с.

4.      Лутохина, Э.В. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студ. вузов / Э.В. Лутохина, В.В. Козловский. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 400 с.

5.      Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.

6.      Макроэкономика: учеб. пособие для студ.-заочников вузов / Т.С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Т.С. Алексеенко. –Минск: Новое знание, 2002. – 243 с.

7.      Мерзликина, Г.С. Экономическая состоятельность производственных систем / Г.С. Мерзликина. – М.: Высшая школа, 1997. – 167 с.

8.      Смирнов, В.Т. Основы экономической теории / В.Т. Смирнов, В.Ф, Бондарев, В.И. Романчин. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – 474 с.

9.      Смирнов, В.Т. Кризис как фаза бизнес-цикла: научное издание / В.Т. Смирнов, В.И. Романчин, И.В. Скоблякова. – М.: «Издательство Машиностроение-1». – 2003. - 102стр.

10. Управление ростом: идеи и технологии: сб. статей / Сост. А. Дынкин, С. Литовченко. – М.: Альпина Поблишер, 2002. – 280 с.

11. Яковец, Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю.В. Яковец. – М.: Наука, 1999.-188с.

12. Яковлев, И.К. Паблик Рилейшнз в организациях / И.К. Яковлев - СПб.: Питер, 1995.-142с.



Информация о работе Кризис как фаза бизнес-цикла