Кризис как фаза бизнес-цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать характеристику деловых циклов по семи бизнес-процессам, которые составляют жизненный цикл предприятия, и уточнить фазы делового цикла с выделением в фазах сжатия и депрессии двух возможных исходов – выживания или банкротства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………………...……………………... 3
1. БИЗНЕС-ЦИКЛЫ ФИРМЫ : .ХАРАКТЕРИСТИКА И СИНХРОНИЗАЦИЯ …………………………………………………………..………... 4
1.1. Бизнес-циклы фирмы: характеристика и синхронизация..………............. 4
1.2. Импульсный подход к объяснению бизнес-циклов……...…………..….. 14
2. КРИЗИС КАК ФАЗА БИЗНЕС-ЦИКЛА ……………………………….…. 22
2.1. Экономические теории кризисов …………...……..……………………... 22
2.2. Кризисные явления в деятельности фирмы: системный микроэкномический анализ. …………………………………………………………...……....... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………....….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...….………....…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 523.50 Кб (Скачать)


43

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………………...……………………... 3

1. БИЗНЕС-ЦИКЛЫ ФИРМЫ : .ХАРАКТЕРИСТИКА И СИНХРОНИЗАЦИЯ …………………………………………………………..………... 4

1.1.  Бизнес-циклы фирмы: характеристика и синхронизация..………............. 4

1.2. Импульсный подход к объяснению бизнес-циклов……...…………..….. 14

2. КРИЗИС КАК ФАЗА БИЗНЕС-ЦИКЛА ……………………………….…. 22

2.1. Экономические теории кризисов …………...……..……………………... 22

2.2. Кризисные явления в деятельности фирмы: системный микроэкномический анализ. …………………………………………………………...……....... 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….……………………………………....….. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...….………....…. 43


ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический кризис связан с переходом от административно-командной к рыночной системе. Для выхода из кризиса недостаточными оказываются меры сугубо антикризисного регулирования. Одной из важных основ рыночного хозяйствования выступает деловая активность предприятий, а также связанные с ней циклы деловой активности и бизнес-циклы предприятий. В данной курсовой исследованы виды бизнес-циклов, рассмотрена их динамика и проанализирована синхронизация бизнес-циклов.

Экономическая наука длительное время изучает проблемы циклического развития. Еще в древности ученые-философы затрагивали вопросы смены спадов и подъемов в обществе. Но приоритет в разработки теории цикличности экономических процессов принадлежит Н.Д. Кондратьеву.

Цель курсовой работы - дать характеристику деловых циклов по семи бизнес-процессам, которые составляют жизненный цикл предприятия, и уточнить фазы делового цикла с выделением в фазах сжатия и депрессии двух возможных исходов – выживания или банкротства.

В современной теории и практике назрела необходимость системного микроэкономического анализа причин социально-экономической несостоятельности и банкротства предприятий. В курсовой решается эта проблема с точки зрения экономической теории.

Курсовая написана по результатам исследований различных теорий цикличности и кризисов, содержания инновационной деятельности предприятий. В работе на основе анализа фактического материала раскрыты внутренние и внешние факторы состоятельности – несостоятельности предприятий.

При написании курсовой работы использовалась учебная литература по экономической теории, микроэкономике, макроэкономике, современной экономике.

Курсовая работа состоит из ведения, двух глав и заключения.


1.БИЗНЕС-ЦИКЛЫ ФИРМЫ :ХАРАКТЕРИСТИКА И СИНХРОНИЗАЦИЯ

 

1.1 Бизнес-циклы фирмы: характеристика и синхронизация

 

Предприятие имеет свой жизненный цикл, который включает в себя совокупность взаимосвязанных циклов деловой активности. Каждый деловой цикл связан с функционированием и развитием устойчивого бизнес-процесса. Мной выделено шесть основных бизнес-процессов в деятельности каждого предприятия. Анализ осуществлялся по четырем фазам – бум (пик, вершина), сжатие (рецессия, кризис), депрессия, оживление (расширение).

Используя методологию данного анализа, мной дается характеристика деловых циклов по основным бизнес-процессам:

- производственно-технологический цикл;

- маркетинговый цикл;

- цикл воспроизводства физического капитала;

- цикл воспроизводства человеческого капитала;

- инновационный цикл;

- инвестиционный цикл;

- интегративный жизненный цикл.

Уточняются фазы делового цикла с выделением в фазах сжатия и депрессии двух возможных исходов – выживания или банкротства. [2, с.120]

Объективной основой успешной деятельности фирмы в реальном секторе экономики является процесс производства и соответственно сложность идлительность производственного цикла. Характеристика производственного цикла по фазам деловой активности представлена в табл. 1.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Характеристика производственного цикла по фазам деловой активности [2, c.121]

Основными проблемами производственного процесса выступают определение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг), обеспечение полной загрузки производственной мощности и полной занятости персонала, опережающее обновление производственного аппарата.

В фазе бума деловой активности фирма имеет возможность выпускать и продавать товары по всему ассортименту, достигая нормативной загрузки производственной мощности, полной и продуктивной занятости персонала. Максимально возможные объемы производства и сбыта продукции позволяют получать высокие доходы, достаточные для ускоренной амортизации основных средств, пополнения инвестиционных ресурсов.

При обвальном сокращении емкости рынка и спроса на основную продукцию возникают простои и недозагрузка производственной мощности. Если спад производства достигает критического уровня – ниже точки безубыточности – резко уменьшаются доходы и возможности закупки ресурсов и оплаты труда. Фирма вынуждена увольнять персонал. Доходы не позволяют реально начислять амортизацию. Накапливается задолженность поставщикам и государству, которые могут инициировать процедуру банкротства.

Выжить в условиях кризиса фирма может при условиях удержания спроса на основные виды продукции хотя бы на точке безубыточности. Для этого необходима переналадка технологий на выпуск пользующейся спросом продукции. Увольняются относительно незагруженные работники при сохранении кадрового потенциала для выполнения основных технологических операций. Накапливаются амортизационные средства для проведения реконструкции участков и цехов, для обновления технологического оборудования. Если эти действия не удается успешно выполнить в период депрессии, то возможно наступление ситуации банкротства.

Выживание в депрессивный период требует расширения производства товаров, пользующихся спросом, техническое перевооружение и осуществление необходимых инноваций с соответствующей переквалификацией кадров. Привлекательные инновационно-инвестиционные проекты позволяют привлечь внешних инвесторов или инвестиционные кредиты.

Рост доли в выпуске новой продукции, улучшение рыночной ситуации способствует росту загрузки производственных мощностей, найму новых кадров и росту производительности труда, получению доходов, достаточных для завершения обновления капитала фирмы.

Длительность производственного цикла зависит от сложности продукции и технологий, изменяясь по фазам делового цикла. Конкретное время производственного цикла определяется по длительности рабочего периода и времени перерывов в процессе труда. Рабочий период включает время технологических операций, транспортно-складских операций и контрольных операций. [6, с. 88]

Длительность производственного цикла (Т пр.ц) представляет суммарное время осуществления рабочего периода (Т р.п.) и времени перерывов (Т. пер.).

Т пр.ц. = Σ Тр.п. + Т пер                                                                        (1.1)

Длительность производственного цикла сокращается в период бума и удлиняется в периоды кризиса и депрессии.

Для сокращения длительности производственного цикла необходимо осуществлять следующие меры:

- упрощение кинематической схемы изделия, его конструкции, повышение уровня блочности для сложных изделий серийного производства.

- упрощение и совершенствование технологических процессов;

- унификация и стандартизация конструктивных элементов изделия, технологических процессов, оборудования, оснастки, организации производства;

- углубление специализации с потенциальной возможностью улучшающих инноваций по базовым узлам и дизайну;

- сокращение удельного веса механических операций;

- механизация и автоматизация контрольных и транспортно-складских операций;

- замена естественных процессов на ускоренные технологические процессы преобразований;

- стимулирование сокращения непроизводительных затрат времени и перерывов в процессе труда.[5, с.122]

Маркетинговый цикл фирмы представлен в табл. 1.2.

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Характеристика маркетингового цикла по фазам деловой активности [2, c.123]

В условиях конкурентного рынка роль и значение активного маркетинга возрастает. Основными проблемами маркетинга и сбыта следует признать выбор целевых рынков, их сегментацию, выбор способов выхода на рынки с новой продукцией, выбор решающих маркетинговых средств.

Банкротство предприятия по причине критического уменьшения емкости рынков и спроса, в том числе за счет конкурентов, наиболее вероятно в периоды кризиса и депрессии, что требует проведения гибкой маркетинговой политики.

Длительность маркетингового цикла (Т м.ц.) можно определить по времени на проведение маркетинговых исследований (Т м.и.), времени рекламных компаний (Т. р.к.), времени реализации товаров (Т пр.), включая транспортировку и время нахождения в товарных запасах в сфере обращения:

Т м.ц. = Σ Т м.и. + Т р.к. + Т пр                                                            (1.2)

Сокращение длительности маркетингового цикла возможно за счет инноваций и поддержания эффективного спроса на продукцию, что выражается в наличии длительных договоров на поставку продукции и авансировании заказчиками покупок (предоплата). Профессиональное выполнение всех маркетинговых операций также позволяет экономить время реализации и ускорять товарооборот.[2, с.124]

Инновационный процесс непрерывен и предполагает комплексное осуществление продуктовых, технологических и факторных инноваций. В период бума деловой активности создается маркетинговый и инвестиционный задел для инноваций. В период кризиса и депрессии возможно банкротство из-за недостаточной емкости рынков, в том числе на обновленную и новую продукцию, недостаточность собственных инвестиций и невозможности привлечения внешних инвесторов, что ведет к удлинению сроков инноваций и даже к разрыву инновационного процесса или отказу от инноваций.В табл. 1.3 дана характеристика инновационного цикла как основы сохранения конкурентоспособности фирмы и ее рыночных позиций.

Таблица 1.3

Характеристика инновационного цикла по фазам деловой активности [2, c.126]

 

Продолжение табл. 1.3

Длительность инновационного цикла зависит от многих обстоятельств, но прежде всего от конструктивной сложности продукции и, соответственно, от сложности технологии и множественности кооперационных связей. Одно дело наладить выпуск новой модели обуви и другая, высшая сложность разработок и освоения новой модели автомобиля или истребителя 21 века.

Основными стадиями или функциями инновационного цикла многие авторы считают следующие:

- стратегический маркетинг;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

- организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП);

- производственный цикл;

- подготовка товара к функционированию и доработка;

- эксплуатация и ремонты;

- утилизация товара.

Стратегический маркетинг позволяет выявить емкость рынка нового товара, сегментировать его, оценить необходимые параметры конкурентоспособности товара и самой фирмы, определить стратегию поведения фирмы на весь период освоения и распространения инновации.

НИОКР позволяют воплотить в конструкции параметры конкурентоспособности нового товара, разработать технологию и необходимую документацию, сопровождать инновационный процесс с корректировкой параметров продукции и технологии.

ОТПП предполагает разработку и осуществление организационного проекта, технологии, технологической оснастки, обучение персонала, организацию кооперативных поставок и контроль качества всех элементов инновационного процесса.

Производственная стадия включает серийное производство и тактический маркетинг нового товара.

Подготовка товара к функционированию включает транспортировку, установку, наладку и пуск у потребителя, обучение пользователей или эксплуатационников.

На стадии эксплуатации выявляются недоработки и просчеты конструкторов и технологов, организуется сервисное обслуживание и ремонт, собирается необходимая информация для улучшающих и кардинальных инноваций, т.е. перехода по спирали на выпуск продукции следующего поколения.

Стадия утилизации использованного товара в условиях ужесточения экологических требований является необходимой для всех товаров, особенно экологически вредных или опасных. Достаточно напомнить сложность и длительность консервации и хранения отработанного ядерного топлива атомных электростанций или утилизацию танков, самолетов, ракет, снарядов, другого военного имущества.

Информация о работе Кризис как фаза бизнес-цикла