Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Тезис о необходимости разработки и реализации государственной промышленной политики является частью большинства концепций среднесрочного и долгосрочного развития России, несмотря на то, что отношение к идее вмешательства государства в промышленное развитие страны на протяжении последних 15 лет было неоднозначным. Промышленную политику при этом обычно рассматривают в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную» структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественно сырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей, получивших статус приоритетных.
В рассматриваемой функциональной форме в качестве основных объясняющих переменных используется реальное потребление (т.е. потребление, скорректированное на индекс цен промышленности) и индекс цен на продукцию отрасли. Дальнейший анализ временных рядов промышленного производства по отраслям свидетельствует о том, что ни один из них не может быть признан стационарным, однако все являются стационарными в первой разности. Регрессионный анализ нестационарных рядов может привести к хорошим результатам в том случае, если существует коинтеграционная связь между временными рядами, в противном случае высок риск получения так называемой «ложной регрессии». В случае перехода к стационарным рядам повышается риск потери части информации и, следовательно, получения не вполне адекватных оценок.
Дополнительным преимуществом коинтеграционного метода является то, что можно получить как оценку краткосрочной взаимосвязи, так и оценку долгосрочной взаимосвязи отклонений зависимой переменной от ее долгосрочного тренда и отклонений объясняющих переменных от их долгосрочных трендов. Ниже приведены в качестве примера показатели эластичности спроса основных отраслей по доходу.
Таблица 1
Эластичность спроса для элементов конечного потребления
по отраслям промышленности и сельского хозяйства
Эластичность от общего объема товарооборота* |
Эластичность от реального потребления** | |
Пищевая промышленность |
0,615 |
0,745 |
Сельское хозяйство |
0,626 |
- |
Легкая промышленность |
0,938 |
0,667 |
Машиностроение |
1,780 |
0,561 |
Промышленность строительных материалов |
1,558 |
0,675 |
Химическая промышленность |
1,113 |
0,327 |
Лесная промышленность |
1,556 |
0,437 |
Черная металлургия |
- |
0,439 |
Источник: * А.Суворов14, ** расчеты автора
Оценка эластичностей позволяет выделить наиболее быстрорастущие рынки (в предпосылке постоянно растущего дохода). Тем не менее, возможности развития могут быть в значительной мере ограничены конкурентными условиями. Если импорт с ростом дохода растет более высокими темпами, то рост внутреннего рынка не будет сопровождаться ростом внутреннего промышленного производства. Последнее явление напрямую связано с конкурентоспособностью национальных товаров.
Конкурентоспособность
Конкурентоспособностью субъекта в рамках данной работы рассматривается как его способность конкурировать с аналогичными субъектами на данном рынке в данное время. При этом конкурентоспособность выступает в качестве интегрального показателя наличия и реализации имеющихся у субъекта конкурентных преимуществ, представляющих собой эксклюзивную ценность, которой обладает субъект и которая дает определенное превосходство перед конкурентами. Для целей разработки промышленной политики необходимо разграничивать понятия страновой и отраслевой конкурентоспособности.
Показатель
Под конкурентоспособностью отраслей мы предлагаем понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, описывающим степень устойчивости и динамичности отрасли в различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.
Для комплексной оценки конкурентоспособности отрасли в рамках промышленной политики, предлагается сравнивать отрасль с зарубежными конкурентами и проводить анализ по следующим направлениям:
Итоговый показатель
конкурентоспособности слагаетс
Мультипликативное воздействие
Теоретической основой данного критерия является концепция “большого толчка”: в условиях, когда внутренний рынок мал, а издержки международной торговли велики, промышленный рост в отдельно взятой отрасли может быть ограничен. Однако, в том случае, если существуют значительные мультипликативные эффекты со стороны спроса или технологии, одновременный рост в нескольких отраслях может снять ограничения через опережающее расширение внутреннего спроса. Мультипликативные эффекты дают основания для правительственной координации инвестиционной политики в различных отраслях.
Оценку мультипликативного воздействия расширения спроса в отрасли на другие отрасли материального производства автором предлагается осуществлять на основе анализа прямых и полных затрат в матрице межотраслевого баланса (МОБ). В частности, можно получить представление о том, какова доля стоимости продукции отрасли j в стоимости продукции отрасли i, и, соответственно, попытаться спрогнозировать, насколько значительным будет эффект увеличения спроса на продукцию отрасли j вследствие роста промежуточного потребления отрасли i при увеличении спроса на продукцию отрасли i. Таким образом, анализ полных затрат может выявить структурную взаимосвязь отраслей народного хозяйства.
Методологическими ограничениями подобного анализа являются:
Для решения описанных выше методологических проблем в работе предлагается следующая двухступенчатая схема оценки мультипликативного влияния расширения спроса на продукцию отдельно взятой отрасли на другие отрасли экономики:
Анализ может быть проведен для каждой отрасли народного хозяйства. В итоге можно получить регрессионные уравнения и коинтеграционные вектора для всех отраслей промышленности, по которым в результате будут оцениваться долгосрочные динамические взаимозависимости в отраслевом разрезе.
Рассмотренные критерии позволяют выделить приоритеты государственной политики в отраслевом разрезе и получить набор:
Объединение критериев возможно на основе булевской функции либо рейтинговой оценки. Булевская функция предполагает два значения, присваиваемые отрасли по каждому из критериев (приоритетная, не приоритетная), так что результирующая функция присваивает отрасли значение приоритетной только в том случае, если она была приоритетна по каждому из критериев. В случае ограниченности ресурсов (что более правдоподобно) разумно использовать рейтинговые оценки. По каждому из критериев отрасли ранжируются на заранее определенной шкале (необходимым условием является сопоставимость оценок, в противном случае требуются экспертные оценки), а результирующая функция взвешивает рейтинги по каждому из критериев15. В итоге, получается рейтинг отраслей, на основании которого правительство основывает свое решение о выборе приоритетов промышленной политики.
Понимание промышленной политики как стратегии развития промышленного производства и увеличения его конкурентоспособности, обеспечивающей устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе, задает требования к методологической базе для ее разработки и имплементации. Отсутствие подобной методологии, наряду с фрагментарностью и бессистемностью институциональной базы, является основным препятствием для разработки комплексной и системной промышленной политики в Российской Федерации.
Предложенные в работе рекомендации по совершенствованию подходов к определению критериев приоритетности и методов определения приоритетов развития в рамках обозначенных критериев на основании количественных и качественных оценок перспектив развития отраслей и их влияния на экономическую систему, могут способствовать развитию теоретической и методологической базы, лежащей в основе разработки промышленной политики Российской федерации. По мнению автора, для дальнейшего успешного развития этой базы необходимо совершенствовать статистический и эконометрический аппарат, развивать и систематизировать нормативно-законодательную базу. Отдельным перспективным направлением должно стать создание единого центра ответственности за разработку и имплементацию государственной промышленной политики.
По теме диссертации автором были опубликованы следующие работы:
1 Rodrick D. Trade and Industrial Policy Reform in Developing Countries: A Review of Recent Theory and Evidence // NBER working paper No. 4417 – August, 1993.
2 Барабанов М. Годы без промышленной политики: особенности российской переходной экономики // Жур. МЭ и МО2. - 2000. - №5. - с.84-90.
3 Нормативно-правовой базой этой политики стали:
Информация о работе Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики