Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Тезис о необходимости разработки и реализации государственной промышленной политики является частью большинства концепций среднесрочного и долгосрочного развития России, несмотря на то, что отношение к идее вмешательства государства в промышленное развитие страны на протяжении последних 15 лет было неоднозначным. Промышленную политику при этом обычно рассматривают в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную» структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественно сырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей, получивших статус приоритетных.

Работа содержит 1 файл

госпромышленность.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

13

В рассматриваемой функциональной форме в качестве основных объясняющих переменных используется реальное потребление (т.е. потребление, скорректированное на индекс цен промышленности) и индекс цен на продукцию отрасли. Дальнейший анализ временных рядов промышленного производства по отраслям свидетельствует о том, что ни один из них не может быть признан стационарным, однако все являются стационарными в первой разности. Регрессионный анализ нестационарных рядов может привести к хорошим результатам в том случае, если существует коинтеграционная связь между временными рядами, в противном случае высок риск получения так называемой «ложной регрессии». В случае перехода к стационарным рядам повышается риск потери части информации и, следовательно, получения не вполне адекватных оценок.

Дополнительным преимуществом  коинтеграционного метода является то, что можно получить как оценку краткосрочной взаимосвязи, так  и оценку долгосрочной взаимосвязи  отклонений зависимой переменной от ее долгосрочного тренда и отклонений объясняющих переменных от их долгосрочных трендов. Ниже приведены в качестве примера показатели эластичности спроса основных отраслей по доходу.

Таблица 1

Эластичность  спроса для элементов конечного потребления

по отраслям промышленности и сельского хозяйства

 

Эластичность  от общего объема товарооборота*

Эластичность  от реального потребления**

Пищевая промышленность

0,615

0,745

Сельское хозяйство

0,626

-

Легкая промышленность

0,938

0,667

Машиностроение

1,780

0,561

Промышленность строительных материалов

1,558

0,675

Химическая промышленность

1,113

0,327

Лесная промышленность

1,556

0,437

Черная металлургия

-

0,439


Источник: * А.Суворов14, ** расчеты автора

 

Оценка эластичностей позволяет выделить наиболее быстрорастущие рынки (в предпосылке постоянно растущего дохода). Тем не менее, возможности развития могут быть в значительной мере ограничены конкурентными условиями. Если импорт с ростом дохода растет более высокими темпами, то рост внутреннего рынка не будет сопровождаться ростом внутреннего промышленного производства. Последнее явление напрямую связано с конкурентоспособностью национальных товаров.

 

Конкурентоспособность

Конкурентоспособностью субъекта в рамках данной работы рассматривается как его способность конкурировать с аналогичными субъектами на данном рынке в данное время. При этом конкурентоспособность выступает в качестве интегрального показателя наличия и реализации имеющихся у субъекта конкурентных преимуществ, представляющих собой эксклюзивную ценность, которой обладает субъект и которая дает определенное превосходство перед конкурентами. Для целей разработки промышленной политики необходимо разграничивать понятия страновой и отраслевой конкурентоспособности.

Показатель конкурентоспособности  страны в мировой экономике является синтетическим комплексным показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, организации, отрасли. Понимание характера страновых конкурентных преимуществ является, прежде всего, важным фактором в выборе модели промышленной политики. В то же время, динамика этого показателя может быть индикатором качества промышленной политики в странах, которые эту политику реализуют в течение длительного периода времени. Россия в мировых рейтингах конкурентоспособности стабильно занимает одни из последних позиций.

Под конкурентоспособностью отраслей мы предлагаем понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, описывающим степень устойчивости и динамичности отрасли в различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Для комплексной оценки конкурентоспособности отрасли в рамках промышленной политики, предлагается сравнивать отрасль с зарубежными конкурентами и проводить анализ по следующим направлениям:

  1. общий анализ объема рынка, количества продавцов, номенклатуры и ассортимента товаров, их качества и цены, каналов распределения, высоты входящих барьеров, экономико-правовой ситуации на рынке, уровня дифференциации, нормы рентабельности;
  2. анализ главных конкурентов (доля рынка, занятая ими; динамичность их параметров) и отраслей, выпускающих товары-заменители;
  3. анализ главных потребителей;
  4. анализ главных поставщиков;
  5. анализ рыночной силы конкурентов, поставщиков, потребителей;
  6. анализ существующих инструментов государственного регулирования рыночных отношений в отрасли;
  7. анализ тенденций изменения параметров рынка;
  8. анализ главных видов стратегий, применяемых конкурентами;
  9. анализ инновационной активности в отрасли, конкуренции в среде инновационных продуктов, барьеров на рынке новшеств.

Итоговый показатель конкурентоспособности слагается из взвешенной суммы рейтингов отрасли в каждой из анализируемых областей. Также конкурентоспособность отрасли можно оценивать по лучшим товарам отрасли, составляющим не менее 70% отраслевого объема продаж. Приоритетными отраслями, заслуживающими государственной поддержки, следует считать те, которые обладают значительными конкурентными преимущественными – как реализованными, так и потенциальными.

 

Мультипликативное воздействие

Теоретической основой  данного критерия является концепция “большого толчка”: в условиях, когда внутренний рынок мал, а издержки международной торговли велики, промышленный рост в отдельно взятой отрасли может быть ограничен. Однако, в том случае, если существуют значительные мультипликативные эффекты со стороны спроса или технологии, одновременный рост в нескольких отраслях может снять ограничения через опережающее расширение внутреннего спроса. Мультипликативные эффекты дают основания для правительственной координации инвестиционной политики в различных отраслях.

Оценку мультипликативного воздействия расширения спроса в отрасли на другие отрасли материального производства автором предлагается осуществлять на основе анализа прямых и полных затрат в матрице межотраслевого баланса (МОБ). В частности, можно получить представление о том, какова доля стоимости продукции отрасли j в стоимости продукции отрасли i, и, соответственно, попытаться спрогнозировать, насколько значительным будет эффект увеличения спроса на продукцию отрасли j вследствие роста промежуточного потребления отрасли i при увеличении спроса на продукцию отрасли i. Таким образом, анализ полных затрат может выявить структурную взаимосвязь отраслей народного хозяйства.

Методологическими ограничениями  подобного анализа являются:

  • трудоемкость расчета таблиц “Затраты-Выпуск” (МОБ) – их обработка требует значительного времени (до 4-5 лет), как следствие, ретроспективный характер выводов;
  • стоимостное исчисление балансовых данных (в физическом исчислении данные не могут быть сведены в баланс надлежащим образом); для адекватного анализа таблиц в динамике данные должны пересчитываться в постоянные цены;
  • влияние на расчетные данные специфических условий экономики переходного и пост-переходного периодов (высокая инфляция, значительные масштабы неформальной и теневой экономики, структурные сдвиги как в производстве, так и в составе затрат, изменение правил учета и т.д.);
  • статическое представление таблиц “Затраты-Выпуск”, не позволяющее в процессе моделирования органически увязать потребность в производственных капитальных вложениях и их ресурсы; динамические МОБ значительно точнее описывают развитие экономике, однако сложны в построении.

Для решения описанных  выше методологических проблем в работе предлагается следующая двухступенчатая схема оценки мультипликативного влияния расширения спроса на продукцию отдельно взятой отрасли на другие отрасли экономики:

  1. Анализ структурных взаимосвязей между отраслями экономики на основе данных из матрицы “Затраты-Выпуск”. На данном этапе изучается статическая структура экономики и выдвигаются гипотезы о динамических взаимосвязях между выделенными на предыдущих стадиях анализа отраслях экономики. Структурные зависимости можно проследить путем анализа отраслевой структуры промежуточного потребления и спроса. Таблицы “Отраслевой структуры промежуточного потребления” позволяют проследить, какова доля продукции отрасли i в промежуточном потреблении отрасли j.
  2. Анализ динамической взаимосвязи между отраслями на основе регрессионного анализа соответствующих временных рядов за длительный интервал времени. Факторы в регрессионной модели выбираются в соответствие с результатами, полученными на первом этапе. Риск неправильной спецификации модели, анализирующей динамическую взаимосвязь, из-за включения несущественных факторов, уменьшается, хотя остается риск исключения других, не рассмотренных в рамках МОБ, факторов.

Анализ может быть проведен для каждой отрасли народного хозяйства. В итоге можно получить регрессионные уравнения и коинтеграционные вектора для всех отраслей промышленности, по которым в результате будут оцениваться долгосрочные динамические взаимозависимости в отраслевом разрезе.

 

Рассмотренные критерии позволяют выделить приоритеты государственной  политики в отраслевом разрезе и получить набор:

  1. Отраслей, обладающие наибольшим потенциалам роста (по критерию платежеспособного спроса).
  2. Наиболее конкурентоспособных отраслей (с учетом влияния импорта).
  3. Отраслей с наибольшим мультипликативным потенциалом.

Объединение критериев  возможно на основе булевской функции  либо рейтинговой оценки. Булевская  функция предполагает два значения, присваиваемые отрасли по каждому  из критериев (приоритетная, не приоритетная), так что результирующая функция присваивает отрасли значение приоритетной только в том случае, если она была приоритетна по каждому из критериев. В случае ограниченности ресурсов (что более правдоподобно) разумно использовать рейтинговые оценки. По каждому из критериев отрасли ранжируются на заранее определенной шкале (необходимым условием является сопоставимость оценок, в противном случае требуются экспертные оценки), а результирующая функция взвешивает рейтинги по каждому из критериев15. В итоге, получается рейтинг отраслей, на основании которого правительство основывает свое решение о выборе приоритетов промышленной политики.

 

Понимание промышленной политики как стратегии развития промышленного производства и увеличения его конкурентоспособности, обеспечивающей устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе, задает требования к методологической базе для ее разработки и имплементации. Отсутствие подобной методологии, наряду с фрагментарностью и бессистемностью институциональной базы, является основным препятствием для разработки комплексной и системной промышленной политики в Российской Федерации.

Предложенные в работе рекомендации по совершенствованию подходов к определению критериев приоритетности и методов определения приоритетов развития в рамках обозначенных критериев на основании количественных и качественных оценок перспектив развития отраслей и их влияния на экономическую систему, могут способствовать развитию теоретической и методологической базы, лежащей в основе разработки промышленной политики Российской федерации. По мнению автора, для дальнейшего успешного развития этой базы необходимо совершенствовать статистический и эконометрический аппарат, развивать и систематизировать нормативно-законодательную базу. Отдельным перспективным направлением должно стать создание единого центра ответственности за разработку и имплементацию государственной промышленной политики.

 

 

По теме диссертации  автором были опубликованы следующие  работы:

  1. Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики // Материалы  Научной конференции «Ломоносовские чтения – 2003» - М.: "Теис", 2003 г. - 0,1 п.л.
  2. Сотников Д.М. Взаимодействие государства и общества в процессе выработки промышленной политики: научно-технические прогнозы // Материалы  Научной конференции «Ломоносовские чтения – 2004» - М.: "Теис", 2004 г. - 0,1 п.л.
  3. Сотников Д.М. Промышленная политика: сравнение стратегий импортозамещения и экспортной ориентации // Материалы  Научной конференции «Ломоносовские чтения – 2005» - М.: "Теис", 2005 г. - 0,4 п.л.
  4. Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики // «Вестник МГУ», Серия «Экономика», №1, 2007 г. – 1,0 п.л.

1 Rodrick D.  Trade and Industrial Policy Reform in Developing Countries: A Review of Recent Theory and Evidence // NBER working paper No. 4417 – August, 1993.

2 Барабанов М. Годы без промышленной политики: особенности российской переходной экономики // Жур. МЭ и МО2. - 2000. - №5. - с.84-90.

3 Нормативно-правовой базой этой политики стали:

  • Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года №157-ФЗ, с изм. от 8 июля 1997 года №96-ФЗ, где шестая глава была специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию;
  • Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» от 30 ноября 1995г. N 1204,  предусматривавший возможность ее финансовой поддержки, в т.ч. с привлечением средств федерального бюджета;
  • Постановление Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» от 20 января 1995 года, наметившее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержке отечественных экспортеров.
  • «Федеральная программа развития экспорта». Утверждена постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 123 (в наст. время утратило свою силу).

Информация о работе Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики