Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Тезис о необходимости разработки и реализации государственной промышленной политики является частью большинства концепций среднесрочного и долгосрочного развития России, несмотря на то, что отношение к идее вмешательства государства в промышленное развитие страны на протяжении последних 15 лет было неоднозначным. Промышленную политику при этом обычно рассматривают в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную» структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественно сырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей, получивших статус приоритетных.
На правах рукописи
Сотников Дмитрий Максимович
Критерии выбора приоритетов
государственной промышленной политики
Специальность 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством"
(макроэкономика)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва - 2006
Работа выполнена на
кафедре макроэкономического
Научный руководитель: |
кандидат экономических наук, доцент Телешова Ирина Георгиевна |
Официальные оппоненты:
|
доктор экономических наук, профессор Дубов Игорь Васильевич
кандидат экономических наук, доцент Большаков Александр Константинович |
Ведущая организация |
Государственный университет – Высшая школа экономики |
Защита состоится 4 декабря 2006 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.08 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, 2-й учебный корпус гуманитарных факультетов, экономический факультет, аудитория № 413.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова (2-й учебный корпус гуманитарных факультетов).
Автореферат разослан "31" октября 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 501.001.08
кандидат экономических наук Р.А. Ромашкин
Актуальность темы исследования
Тезис о необходимости разработки и реализации государственной промышленной политики является частью большинства концепций среднесрочного и долгосрочного развития России, несмотря на то, что отношение к идее вмешательства государства в промышленное развитие страны на протяжении последних 15 лет было неоднозначным. Промышленную политику при этом обычно рассматривают в качестве точечного инструмента воздействия на сложившуюся «неоптимальную» структуру промышленного производства, характеризующуюся преимущественно сырьевой специализацией, с целью развития отдельных отраслей, получивших статус приоритетных.
Анализ международного опыта реализации промышленной политики (в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань) свидетельствует о том, что правительства этих стран рассматривают ее в качестве основы для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста, базирующегося на повышении уровня конкурентоспособности национальных производителей. В целом, эта политика может быть признана эффективной: страны, проводившие активную промышленную политику, показывали более высокие темпы экономического роста, чем страны, в которых государство воздерживалось от вмешательства в рыночные отношения1.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что в течение всего реформенного периода в России не существовало эффективной стратегии промышленного развития: на федеральном уровне так и не было создано единого центра, ответственного за реализацию промышленной политики и координацию действий правительства в этой области, принятые законодательные акты носили фрагментарный характер, а отдельные меры господдержки приоритетных отраслей и предприятий не отвечали базовым принципам системности и не были подкреплены реальными возможностями правительства. Кроме того, приоритеты часто менялись, и определялись они по субъективным признакам или в соответствии с политической конъюнктурой, что привело к нарастанию отраслевого лоббирования и неэффективному использованию ограниченных государственных ресурсов без достижения желаемого результата. Между тем, разработка и имплементация эффективной промышленной политики может стать основой для ликвидации структурных дисбалансов в российской экономике и выхода на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста.
Степень разработанности проблемы.
Единого методологического подхода к выработке и имплементации промышленной политики не существует. В работах зарубежных авторов как правило анализируются отдельные инструменты промышленной политики или аргументы в пользу ее применения. Особого внимания заслуживают исследования Б.Балассы, Ж.Бхагвати, А.Крюгер, Л.Вестпала, К.Мерфи, А.Шлейфера, Р.Вишны, П.Розенштейна-Родана, Дж.Сакса, а также Д.Родрика. Среди теоретических работ можно отметить Л.Йохансена и М.Портера, а также материалы Мирового банка. В практической плоскости интерес представляют материалы Министерства экономики, торговли и промышленности Японии.
В условиях превалирования идей о недопустимости активного вмешательства государства в экономические отношения, в работах российских экономистов проблемы промышленной политики рассматриваются в основном с позиций нормативной теории (см. работы С.Б.Авдашевой, А.Е.Шаститко, В.И.Кириченко, В.Н.Княгинина, П.Г.Щедровицкого, В.И.Липсица, А.А.Нещадина).
Особое прикладное значение имеют исследования экспертов Института комплексных стратегических исследований (М. Горбанева, М. Горста, Д. Молчанова, Ю. Симачева, Е. Погребняка), экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (Б.В. Кузнецова, Д.Р. Белоусова, Д.И. Галимова) и экспертов фонда “Бюро экономического анализа”, а также доклады Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и высоким технологиям и Комитета по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей.
Актуальность проблематики и отсутствие комплексных исследований и разработок в данной области предопределили выбор темы и цели диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и методических рекомендаций по совершенствованию методологии формирования государственной промышленной политики в РФ и обоснованию приоритетов развития.
Для достижения указанной цели в диссертационной работе поставлены следующие задачи:
Объектом исследования настоящей работы является государственная промышленная политика как институт воздействия на структуру народного хозяйства в комплексе социально-экономической политики РФ.
Предмет исследования данной работы – критерии и методы выбора приоритетов промышленного развития Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы зарубежных и российских авторов в области исследования теоретических основ промышленной политики, опыта реализации промышленной политики в развитых и развивающихся странах, а также в области определения критериев выбора приоритетов. Автором широко использованы результаты исследований возможных направлений проведения промышленной политики в современных условиях в Российской Федерации, материалы российской и зарубежной периодической печати, официальные публикации Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ.
В качестве информационной базы исследования были использованы нормативно-правовые документы, регламентирующие промышленную политику в отдельных странах-членах ЕС; азиатских странах и Российской Федерации (в том числе, нормативно-правовые акты в области внешнеторговой политики, региональной и отраслевой политики); официальные статистические данные Евростата; государственной статистики европейских стран и Росстата РФ; материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, а также публикации по результатам исследований, проведенных экспертами научно-исследовательских организаций и специализированных средств массовой информации, как в России, так и за рубежом.
Обработка информации проводилась с использованием статистического программного пакета E-Views 3.0.
Научная новизна
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в определении путей совершенствования методологии разработки промышленной политики государства, ориентированных на научное обоснование приоритетов промышленного развития России и выбор наиболее эффективных инструментов реализации промышленной политики в целях достижения максимально возможных темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе
Изложенные в работе
подходы к совершенствованию
методологии выработки и
Предложенный метод оценки мультипликативных эффектов развития (степени взаимосвязи темпов роста отраслей народного хозяйства) с использованием таблиц «Затраты-Выпуск» для определения правильной спецификации эконометрической модели может быть использован для нахождения точек роста и взаимной увязки различных инструментов промышленной политики в единый комплекс мер по стимулированию экономического роста.
Выработанная методология определения приоритетных отраслей народного хозяйства призвана помочь в разработке инструментария макроэкономического прогнозирования и планирования органами федеральной власти РФ.
Материалы диссертации в будущем могут оказать помощь в подготовке специалистов в области государственного управления и макроэкономического регулирования.
Апробация работы
Результаты исследования доложены автором на Научной конференции "Ломоносовские чтения - 2003" (апрель 2003 г.), Научной конференции "Ломоносовские чтения - 2004" (апрель 2004 г.), Научной конференции "Ломоносовские чтения - 2005" (апрель 2005 г.).
Положения диссертации опубликованы в 4 печатных работах общим объемом 1,6 усл. печ. листа.
Логика и структура диссертации определена поставленной целью и задачами. В соответствии с логикой исследования сформирована следующая структура работы:
Информация о работе Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики