Криминализация национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ………………………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………5
1.2. Концепция национальной безопасности……………………………….8
ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………...16
2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России……………………………………………...16
2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.docx

— 66.77 Кб (Скачать)

     Следует учитывать, что создание подобной структуры  – не веяние политической моды, а  одно из необходимых условий успешной реализации антикоррупционной программы. Перечислим конкретные меры для ликвидации очевидных недостатков функционирования властных институтов, напрямую способствующих коррупции. Эти меры должны осуществляться совместно с реализацией общих  мер. Только тогда можно надеяться, что изменения не будут носить косметического характера.

     Первая  задача - уменьшить влияние коррупции на процесс выборов. Борьба за чистоту и прозрачность выборных процедур, прежде всего - финансирования избирательных кампаний, абсолютно прагматична. Ее цель - предотвратить возможность шантажа политиков после избирательных кампаний и тем самым предохранить общество от коррупционных решений, которые могут принимать такие политики в противоречии с интересами страны и ее граждан.

     Вторая  задача – уменьшить влияние коррупции на деятельность законодательных органов. Для этого надо упростить процедуры привлечения депутатов к уголовной ответственности. Понадобится ужесточить контроль за процедурной стороной законотворчества. Очень важен усиленный общественный контроль за деятельностью законодательных органов.

     Нередко коррупция в законодательных  органах используется для пополнения партийных касс. Поэтому на более  поздних стадиях целесообразно  ввести общепринятую практику финансирования парламентских партий из государственного бюджета, сопрягая это с увеличением  контроля государства за деятельностью  партий в рамках Конституции и  законов страны. Способы и источники  финансирования политических организаций  и политических акций должны быть абсолютно прозрачны для общества.

     Необходимо  стимулировать создание партий, ответственных  перед избирателями, прозрачных для  них, обладающих механизмами политической социализации своих выдвиженцев  и несущих за них ответственность. При действующей Конституции  это должно быть сопряжено с изменением избирательной системы. Выборы по спискам  – атрибут парламентской республики. При отсутствии мандата на формирование Правительства для победившей партии или коалиции выборы по спискам только развращают партии имитацией актуальности политической борьбы.

     Коррумпированность  правоохранительных органов, недостаточная  квалификация кадров, занимающихся борьбой  с коррупцией, - в числе главных  препятствий для реализации антикоррупционной  программы. Поэтому совершенствование  их работы, очистка от внутренних предателей - одна из первоочередных задач.

     Поскольку государственная служба сопряжена  с повышенной ответственностью, необходимо для определенных категорий должностных  лиц и для определенных видов  преступлений рассмотреть возможность  внесения дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс. Цель – расширить доказательственную базу коррупционных преступлений, включив  в нее материалы, получаемые с  помощью технических средств  сбора информации (например, аудио- и видеозаписи). Это крайне важно  при доказательстве таких преступлений, как взятка.

     Чрезвычайно слабо сейчас используются антикоррупционные  возможности судов. В первую очередь  это касается гражданского судопроизводства, специфика которого по сравнению  с уголовным делает его более  эффективным инструментом борьбы с  коррупцией. Необходимо распространять практику применения гражданских исков  со стороны государства против чиновников, уличенных в коррупции, и со стороны  фирм против своих конкурентов, если последние коррупционными действиями нанесли ущерб потерпевшим. Возможно, понадобится внести соответствующие  поправки в Гражданский кодекс.

     Главная задача – поставить обе стороны  коррупционных сделок в условия  повышенного риска больших материальных потерь из-за противозаконной деятельности. Это можно сделать, используя  недовольство потерпевших от коррупционных  действий. Проигравшие от чьей-то коррупции  фирмы, потерпевшие представители  органов власти, взяткодатели, которых  вынуждают давать взятку, могут стать  энергичными союзниками при реализации антикоррупционных мер. Такими союзниками могут стать общественные организации, конечно – в той мере, в какой  они осознают, что каждая коррупционная  сделка наносит ущерб всему обществу.

     Каждому ведомству присуща определенная специфика, свои структура коррупционных  преступлений и методы их осуществления. Для каждого из них следует  с привлечением сторонних специалистов разрабатывать специфические программы. Реализация ведомственных антикоррупционных  программ должна происходить под  контролем инспекторов, направляемых в соответствующие ведомства  Агентством по борьбе с коррупцией. Одна из основных задач разработки и реализации ведомственных антикоррупционных  программ - выработка мер по ограничению "вертикальной" коррупции (системы  незаконных выплат нижестоящими чиновниками  вышестоящим). Необходимо ввести практику периодического обновления ведомственных  антикоррупционных программ каждые три-пять лет.

     К этой же сфере относится ревизия  зараженных коррупцией государственных  экономических и социальных программ. Цель - одни отменить, другие пересмотреть и изменить механизмы реализации. Одновременно должны вводиться новые  процедуры разработки, утверждения  и реализации государственных программ. Эти новые процедуры должны включать в себя антикоррупционные принципы и механизмы.

     Представляется  бессмысленным вводить юридическое  понятие коррупции наравне с  ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки  заключить это понятие в жесткие  рамки приведут к тому, что часть  коррупционных действий окажется за пределами действия Уголовного кодекса  или иного закона. По той же причине  нецелесообразно регулировать борьбу с коррупцией одним законом о  коррупции. Более эффективно подойти  к решению задачи системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Решение проблемы обеспечения экономической  безопасности России становится одной  из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов  граждан. А обеспечение этой защищенности – основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень  экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической  жизни населения, выявляет угрозы интересам  граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

     В курсовой работе дано определение и  выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической  безопасности в системе национальной безопасности.

     Рассмотрены основные положения Концепции национальной безопасности, ее приоритетные задачи и способы их выполнения на современном  этапе развития экономики России.

     Рассмотрена криминализация экономических отношений в системе угроз экономической безопасности государства.

     Выявлен характер теневых экономических отношений в национальной экономике России их влияние на экономическую безопасность страны.

     Проанализированы коррупционные отношения как фактор криминализации экономики.

     Нынешнее  состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися  тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся  в подобной ситуации, сопровождался  ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции  и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить: стремительный  переход к новой экономической  системе, неподкрепленный необходимой  правовой базой и правовой культурой; отсутствие в советские времена  нормальной правовой системы и соответствующих  культурных традиций; распад партийной  системы контроля.

     Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически  это означает, что необходимо безотлагательно  разработать и запустить антикоррупционную  программу, которая должна перерасти  в постоянно действующую систему  ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы  должны базироваться на точном понимании  природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных  и продуктивных принципах.

     Поскольку коррупция есть следствие общих  проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы  обновления. В этих случаях антикоррупционная  программа выступает также в  качестве дополнительного обоснования  реализации соответствующих мер  в смежных программах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации // www.constitution.ru
  2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (от 06 апреля 2011 г.)
  3. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «Концепция национальной безопасности РФ» // www.consultant.ru
  4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" от 26.06.2008 N 103-ФЗ //svr.gov.ru/svr_today/doc04.htm
  5. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов / Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007
  6. Аналитический доклад «Коррупция на дорогах» // www.indem.ru
  7. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2008.- № 6.
  8. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2009. - № 2.
  9. Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 8.
  10. Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. Пособие / М.К. Бункина. – М.: Дело, 2007.
  11. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. - 2008. - № 5.
  12. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  13. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008.
  14. Лившиц И.И. О криминалоемкости российских законов // Законодательство и экономика. – 2008. - № 4.
  15. Лизина О.М. Оценка масштабов теневой деятельности в трансформационной экономике // www.e-rej.ru

Информация о работе Криминализация национальной экономики