Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа
Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ………………………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………5
1.2. Концепция национальной безопасности……………………………….8
ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………...16
2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России……………………………………………...16
2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39
Эту
проблему не способна решить власть в
отрыве от общества. Без ложного
пафоса, эта проблема касается каждого,
кто понял опасность
2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства
Антикоррупционная
политика обязана стать постоянной
частью государственной политики. Практически
это означает, что необходимо безотлагательно
разработать и запустить
Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:
1.
Абсолютная победа над
2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;
3.
Ограничение коррупции не
4.
Коррупцию нельзя ограничить
только законодательными
5.
Борьба с коррупцией достигает
успеха, если она всеохватна, комплексна,
ведется постоянно, на это
6.
Антикоррупционная программа
7.
Потери, которые несут от коррупции
государство и общество в
Антикоррупционная
политика должна включать в себя меры,
направленные на решение следующих
задач: организация борьбы с коррупцией
на всех ее уровнях; сужение поля условий
и обстоятельств, благоприятствующих
коррупции; уменьшение выгод для
обеих сторон, участвующих в коррупционной
сделке, от заключения последней; увеличение
вероятности выявления
Основная
причина экспансии коррупции
в переходный период - несоответствие
между новыми условиями, в которых
должен функционировать
Поскольку
коррупция есть следствие общих
проблем страны и общества, борьба
с ней не сводится только к реализации
узкой антикоррупционной
Ниже приведены некоторые меры, общие для антикоррупционной и других программ, как уже осуществляемых, так и тех, которые должны реализовываться в будущем. Поскольку весьма распространено представление о том, что главное средство борьбы с коррупцией – преследование коррупционеров, перечисляемые ниже меры сопровождаются необходимыми комментариями, содержащими указания на антикоррупционный эффект приводимых мер.
Совершенствование
механизмов и разумное определение
сфер государственного присутствия
в экономике должны сужать почву,
на которой процветает коррупция. Тот
же эффект дает наведение порядка
в сфере государственных
Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров (и другие подобные меры) дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.
В социальной сфере необходимо предпринять:
1.
Коммерциализация части
2. Расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.
3. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) - одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.
Одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании это укрепление судебной системы. Здесь понадобится:
-
гарантировать достойное
-
усовершенствовать систему
-
укрепить арбитражные суды, ввести
в их работу большую
-
развить административную
Одновременно
необходимо резко снизить возможности
для проникновения коррупции
в судебный корпус. Можно сильно
потеснить низовую коррупцию, введя
реальную зависимость системы
Однако местное самоуправление должно развиваться параллельно борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В противном случае местное самоуправление попадет под контроль преступности.
Самый независимый орган в нашей стране – Федеральное Собрание. Пока Конституция ограничивает его контрольные функции. Однако их можно вводить и законодательным путем, но только при одном условии – жесткая процедурная регламентация при осуществлении контрольных функций. В противном случае сами эти функции могут стать источником коррупции.
Счетная палата, - в некотором смысле уникальный орган в системе властных институтов России. Он практически не зависит от Президента и исполнительной власти, поскольку финансируется самостоятельно напрямую из бюджета. Этот орган по праву может считаться вторым по степени независимости от исполнительной власти. Уже сейчас его активность приносит казне в 20 раз больше, чем затрачивается на его финансирование (только по "прямому" счету).
Но, к сожалению, потенциал Счетной палаты еще не полностью реализуется системой государственного контроля. Среди причин – отсутствие жестких механизмов применения санкций по материалам заключений Счетной палаты и недостаточная численность – 700 человек. Для сравнения – в аналогичных органа США и Польши соответственно 3 500 и 1 500 человек персонала.
Целесообразно расширять полномочия Счетной палаты. В частности, можно ввести должность специального контролера за распределением государственных заказов, их конкурсностью, когда это возможно, и соответствием спецификациям и стандартам, если конкурс невозможен. Из-за политических баталий в Государственной Думе только спустя четыре года после принятия конституции была заполнена вакансия Уполномоченного по правам человека. Между тем этот институт мог бы давно использоваться в ограничении коррупции. Очевидный пример, относящийся к его сфере ведения, - обеспечение прав граждан на информацию о деятельности государственных органов.
Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.
Без
привлечения общественности нельзя
обуздать низовую коррупцию, поскольку
на нижних уровнях управления коррупция
малочувствительна к властным импульсам,
идущим сверху, но может быть потеснена
только при напоре снизу, усилиями граждан
и институтов гражданского общества.
Поэтому, реализуя программу борьбы
с коррупцией, власть должна эффективно
привлекать к этому широкие общественные
круги, в первую очередь - предпринимательские,
и независимые средства массовой
информации. Особое внимание должно быть
уделено воспитанию правового и
гражданского сознания и получению
навыков поведения в
Исполнительным
органом по реализации антикоррупционной
программы должно стать постоянно
действующее Агентство по борьбе
с коррупцией. Как это делалось
при реализации практически всех
серьезных антикоррупционных
Важно,
чтобы методы работы такого органа
служили образцом того, что должно
внедряться по мере реализации антикоррупционной
программы: прозрачность, конкурсность,
высокий административный и профессиональный
уровни, использование
Эффективное подключение общественности к борьбе с коррупцией может быть обеспечено созданием Общественного агентства по борьбе с коррупцией, в которое вошли бы представители наиболее значимых общественных организаций, занятых борьбой с коррупцией. В функции этого органа могли бы входить: выработка единой политики общественных организаций; координация активности общественных организаций; общественный контроль над деятельностью Агентства по борьбе с коррупцией и над реализацией антикоррупционной программы; подготовка и реализация антикоррупционных соглашений между корпоративными ассоциациями и органами власти; работа с населением в рамках антикоррупционной программы.