Криминализация национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ………………………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………5
1.2. Концепция национальной безопасности……………………………….8
ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………...16
2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России……………………………………………...16
2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.docx

— 66.77 Кб (Скачать)

     Эту проблему не способна решить власть в  отрыве от общества. Без ложного  пафоса, эта проблема касается каждого, кто понял опасность дальнейшего  усиления коррупции для себя и  своих близких, для своего дела, для  общества и страны, кто считает  себя гражданином. 

     2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства

     Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически  это означает, что необходимо безотлагательно  разработать и запустить антикоррупционную  программу, которая должна перерасти  в постоянно действующую систему  ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы  должны базироваться на точном понимании  природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных  и продуктивных принципах.

     Планируя  программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

     1. Абсолютная победа над коррупцией  невозможна. Более того, в нормальном  состоянии власти и общества  случаи коррупции являются технологически  полезными сигналами о неполадках  в методах работы власти;

     2. Не существует стран, априори  обреченных на масштабную и  хроническую коррупцию. Россия  не является исключением из  этого правила;

     3. Ограничение коррупции не может  быть разовой кампанией. За  окончанием любой кампании всегда  может последовать новый, более  страшный виток коррупции;

     4. Коррупцию нельзя ограничить  только законодательными методами  и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда  коррупция достигла больших масштабов  и забралась на весьма высокие  уровни власти, более эффективна  борьба против условий, порождающих  коррупцию, чем неподготовленная  атака на ее проявления;

     5. Борьба с коррупцией достигает  успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены  все силы и властей, и общества;

     6. Антикоррупционная программа должна  реализовываться на высшем уровне  политического руководства страны  и при максимальном сотрудничестве  с институтами гражданского общества;

     7. Потери, которые несут от коррупции  государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные  затраты на реализацию антикоррупционной  программы обеспечат быструю  отдачу, в несколько десятков  раз превышающую вложения.

     Антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих  задач: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий  и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; уменьшение выгод для  обеих сторон, участвующих в коррупционной  сделке, от заключения последней; увеличение вероятности выявления коррупционных  действий и наказания за причиненный  ими вред; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного  неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

     Основная  причина экспансии коррупции  в переходный период - несоответствие между новыми условиями, в которых  должен функционировать государственный  организм, и старыми механизмами  этого функционирования. Значит, основные усилия антикоррупционной программы  должны быть направлены на налаживание  работы государственного механизма  в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным  изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и  чиновников, и остальных граждан.

     Поскольку коррупция есть следствие общих  проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы  обновления. В этих случаях антикоррупционная  программа выступает также в  качестве дополнительного обоснования  реализации соответствующих мер  в смежных программах. Кроме того, это подразумевает необходимость  координации, с тем чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить  усилия.

     Ниже  приведены некоторые меры, общие  для антикоррупционной и других программ, как уже осуществляемых, так и тех, которые должны реализовываться  в будущем. Поскольку весьма распространено представление о том, что главное  средство борьбы с коррупцией –  преследование коррупционеров, перечисляемые  ниже меры сопровождаются необходимыми комментариями, содержащими указания на антикоррупционный эффект приводимых мер.

     Совершенствование механизмов и разумное определение  сфер государственного присутствия  в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот  же эффект дает наведение порядка  в сфере государственных финансов. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера "личного усмотрения" при принятии решений чиновниками (кому давать, а кому нет, кому раньше, а кому позже).

     Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий  для акционеров (и другие подобные меры) дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.

     Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.

     Уменьшение  наличного оборота, расширение современных  электронных средств расчета, внедрение  современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

     В социальной сфере необходимо предпринять:

     1. Коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг,  введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг.

     2. Расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.

     3. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) - одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.

     Одна  из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании  это укрепление судебной системы. Здесь  понадобится:

     - гарантировать достойное обеспечение  судей и всей судебной системы;

     - усовершенствовать систему подготовки  и отбора кадров;

     - укрепить арбитражные суды, ввести  в их работу большую процедурную  и информационную надежность;

     - развить административную юстицию.

     Одновременно  необходимо резко снизить возможности  для проникновения коррупции  в судебный корпус. Можно сильно потеснить низовую коррупцию, введя  реальную зависимость системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние  на формирование эффективного местного самоуправления. Практика показывает, что, например, местная дорожная полиция, находящаяся в ведении избираемых населением органов местного самоуправления, несравненно менее коррумпирована, нежели автоинспекция, входящая в систему  органов внутренних дел.

     Однако  местное самоуправление должно развиваться  параллельно борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В  противном случае местное самоуправление попадет под контроль преступности.

     Самый независимый орган в нашей  стране – Федеральное Собрание. Пока Конституция ограничивает его контрольные функции. Однако их можно вводить и законодательным путем, но только при одном условии – жесткая процедурная регламентация при осуществлении контрольных функций. В противном случае сами эти функции могут стать источником коррупции.

     Счетная палата, - в некотором смысле уникальный орган в системе властных институтов России. Он практически не зависит от Президента и исполнительной власти, поскольку финансируется самостоятельно напрямую из бюджета. Этот орган по праву может считаться вторым по степени независимости от исполнительной власти. Уже сейчас его активность приносит казне в 20 раз больше, чем затрачивается на его финансирование (только по "прямому" счету).

     Но, к сожалению, потенциал Счетной  палаты еще не полностью реализуется  системой государственного контроля. Среди причин – отсутствие жестких  механизмов применения санкций по материалам заключений Счетной палаты и недостаточная  численность – 700 человек. Для сравнения  – в аналогичных органа США  и Польши соответственно 3 500 и 1 500 человек  персонала.

     Целесообразно расширять полномочия Счетной палаты. В частности, можно ввести должность  специального контролера за распределением государственных заказов, их конкурсностью, когда это возможно, и соответствием  спецификациям и стандартам, если конкурс невозможен. Из-за политических баталий в Государственной Думе только спустя четыре года после принятия конституции была заполнена вакансия Уполномоченного по правам человека. Между тем этот институт мог бы давно использоваться в ограничении  коррупции. Очевидный пример, относящийся  к его сфере ведения, - обеспечение  прав граждан на информацию о деятельности государственных органов.

     Победить  коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку  именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более  необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного  масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

     Без привлечения общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку  на нижних уровнях управления коррупция  малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, но может быть потеснена  только при напоре снизу, усилиями граждан  и институтов гражданского общества. Поэтому, реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь - предпринимательские, и независимые средства массовой информации. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и  гражданского сознания и получению  навыков поведения в демократическом  правовом обществе, в том числе - навыков антикоррупционного поведения.

     Исполнительным  органом по реализации антикоррупционной  программы должно стать постоянно  действующее Агентство по борьбе с коррупцией. Как это делалось при реализации практически всех серьезных антикоррупционных программ, целесообразно обеспечить при этом максимальную независимость Агентства. Это возможно, если его создание и работа будут регламентироваться законом, а руководитель Агентства  будет утверждаться Парламентом  по представлению Президента.

     Важно, чтобы методы работы такого органа служили образцом того, что должно внедряться по мере реализации антикоррупционной  программы: прозрачность, конкурсность, высокий административный и профессиональный уровни, использование антикоррупционных  механизмов и т.п.

     Эффективное подключение общественности к борьбе с коррупцией может быть обеспечено созданием Общественного агентства по борьбе с коррупцией, в которое вошли бы представители наиболее значимых общественных организаций, занятых борьбой с коррупцией. В функции этого органа могли бы входить: выработка единой политики общественных организаций; координация активности общественных организаций; общественный контроль над деятельностью Агентства по борьбе с коррупцией и над реализацией антикоррупционной программы; подготовка и реализация антикоррупционных соглашений между корпоративными ассоциациями и органами власти; работа с населением в рамках антикоррупционной программы.

Информация о работе Криминализация национальной экономики