Криминализация национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ………………………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………5
1.2. Концепция национальной безопасности……………………………….8
ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………...16
2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России……………………………………………...16
2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.docx

— 66.77 Кб (Скачать)

     В частности отмечается, что в сфере  экономики угрозы носят комплексный  характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

     Ослабление  научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

     Негативные  процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

     Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

     Особую  остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

     Угрозу  национальной безопасности создают  и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

     Основными задачами в области обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

     - своевременное прогнозирование  и выявление внешних и внутренних  угроз национальной безопасности;

      - реализация оперативных и долгосрочных  мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

     - обеспечение суверенитета и территориальной  целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

     - подъем экономики и уровня  жизни населения, проведение независимого  и социально ориентированного экономического курса;

     - преодоление научно-технической  и технологической зависимости  страны от внешних источников;

     - обеспечение на всей территории  государства личной безопасности  человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

     - совершенствование системы государственной  власти, федеративного и местного  самоуправления, законодательства  всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

     - неукоснительное соблюдение законодательства  всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

     - равноправное и взаимовыгодное  сотрудничество со всеми государствами  мира;

     - подъем и поддержание на достаточно  высоком уровне оборонного потенциала государства.

     Важнейшими  задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

     - создание благоприятных условий  для международной интеграции  российской экономики;

     - расширение рынков сбыта российской  продукции;

     В условиях либерализации внешней  торговли и обострения конкуренции  на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

     Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:

     - правовую поддержку реформ и  создание эффективного механизма  контроля за соблюдением законодательства  страны;

     - усиление государственного регулирования  в экономике;

     - принятие необходимых мер по  преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

     Переход к высокоэффективной и социально  ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

     На  первый план выдвигаются задачи, связанные  с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

     Существенное  значение имеют усиление государственной  поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

     Важное  значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

     Таким образом, обеспечение экономической  безопасности является принципиально  важным в целях  укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

     2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России

     Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем  страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает сейчас не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных  и экономических устоев. Поэтому  неудивительно, что она следует  общим закономерностям развития, в том числе – негативным.

     Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной  стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного  периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

     К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны  не только России, но и большинству  стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Вот некоторые из этих проблем.

     1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится прежде всего медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Нелишне отметить в этой связи, что одним из самых коррумпированных режимов в истории была фашистская Германия. (Это, кстати, полезно помнить тем, кто надеется победить коррупцию с помощью "сильной руки".)

     Другое  обстоятельство – преодоление слияния  власти и экономики, свойственного  тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными  институтами, призванными создавать  условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка  до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом  поле по тем правилам, которые устанавливают  сами для себя. Такая ситуация неизбежно  порождает коррупцию.

     Напомним, что стремительные и кардинальные преобразования в России происходят при сохранении существенной части  корпуса государственных служащих. Причем на своих местах остались многие из тех, кто не был в состоянии  приспособиться к новым условиям и начать самостоятельный бизнес или применить в нем свой талант, профессионализм, на худой конец  – связи. Значит, остались не лучшие. Остались носители старых, описанных  выше стереотипов закрытости власти и возможности вмешательства  во все стороны жизни. Одновременно оставались и приходили те, кто  видел богатые возможности извлечения личной выгоды из административных полномочий.

     2. Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата как одной из форм низовой коррупции.

     Одновременно  постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые  экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее и неуместное присутствие  государства в экономике, дефицит  четких регулятивных механизмов) формируют  определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции. Политическая нестабильность формирует  чувство неуверенности и среди  чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких  гарантий самосохранения, они также  легче поддаются соблазну коррупции.

     В условиях экономического кризиса государство  часто пытается, как это делалось в России, усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть, сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и  стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.

     3. Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Достаточно напомнить, что в России приватизация (ее партийно-номенклатурный этап) проходила вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля.

     Если  раньше, при советском режиме, коррупцию  часто порождал контроль над распределением основного ресурса - фондов, то на начальных  этапах реформы чиновники резко  разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные  социальные проекты и т.п. Экономическая  либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков  переходного периода и служит одновременно благодатнейшей почвой для  коррупции.

Информация о работе Криминализация национальной экономики