Криминализация национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ………………………….5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………5
1.2. Концепция национальной безопасности……………………………….8
ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………...16
2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России……………………………………………...16
2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.docx

— 66.77 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ………………………….5

1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………5

1.2. Концепция национальной безопасности……………………………….8 

ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА……………...16

2.1. Факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России……………………………………………...16

2.2. Антикоррупционная политика и контроль теневой экономики как основа экономической безопасности государства………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Криминализация  национальной экономики и воспроизводство  теневых экономических отношений  на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие  на всю систему национального  хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые  экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных  преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику  в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.

     Анализ  рыночных отношений в современной  России позволяет судить о том, что  национальная экономика в том  виде, в котором она находиться, не может выйти из кризиса без  переориентации её на формирование принципиально  новых механизмов отношений. В данной связи нейтрализация теневых  экономических отношений в сочетании  с повышением эффективности хозяйствования приобретает особую актуальность.

     Объект  исследования работы – экономическая  безопасность в системе национальной безопасности государства.

     Предмет исследования – криминализация экономики  и теневые экономические отношения  как фактор угрозы экономической  безопасности государства.

     Цель  работы – анализ негативных тенденций  обусловленных криминализацией  и теневыми экономическими отношениями  и проблема их нейтрализации в  национальной экономике России.

     Исходя  из цели исследования, в курсовой работе поставлены следующие задачи:

     - определение понятия и сущности экономической безопасности;

     -рассмотрение основных положений Концепция национальной безопасности России;

     - определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

     - рассмотреть криминализацию экономических отношений в системе угроз экономической безопасности государства;

     - выявить характер теневых экономических отношений в национальной экономике России их влияние на экономическую безопасность страны;

     -проанализировать коррупционные отношения как фактор криминализации экономики;

     -разработать конкретные мероприятия по государственному регулированию и нейтрализации теневой хозяйственной деятельности и коррупционных отношений в России.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

     1.1. Понятие и сущность экономической безопасности

     Экономическая безопасность -  часть общей системы  национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

     С распадом системы государственной  безопасности СССР была утрачена концептуальная, стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза. Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией, особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности.

     Политические, социально-экономические, геополитические  и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы:

     - переход в системе международных  отношений от концепции баланса  сил к концепции баланса интересов;

     - движение от идеологии и структур  национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

     - дополнение принципа защиты территории  принципом обеспечения безопасности личности.

     Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства  начала складываться сразу после  распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

     В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.

     В качестве основных принципов обеспечения  безопасности законом от 1992 г. определены:

     - законность;

           - соблюдение баланса жизненно  важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

     - интеграция с международными системами безопасности.

     Необходимо  отметить, что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации. Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны.

     В то же время возник целый шлейф  принципиально новых и опасных  угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.

     С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.

     В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд  принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.

     Руководствуясь  концепцией и стратегией, государство  и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.

     1.2. Концепция национальной безопасности

     Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

     В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике.

     В Концепции признано, что, хотя в целом  влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

     Концепция впервые ввела в лексикон официальных  документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных  и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы  защиты национальной безопасности страны.

     В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в  области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами.

     В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

Информация о работе Криминализация национальной экономики