Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных видов банковских рисков и принципов их классификации как основы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
Задачами являются:
• Дать понятие и классификацию банковских рисков.
• Рассмотреть методы оценки банковских рисков.
• Изучить способы минимизации банковских рисков.
Введение
1Глава Теоретические и методические аспекты управления банковскими рисками
1.1 Банковские риски: понятие, основные виды и методы оценки
1.2 Процесс управления кредитным риском в коммерческом банке
1.3 Проблемы управления кредитными рисками
2 Глава Совершенствование процесса управления банковскими рисками в ОАО Альфа-Банк
2.1 Анализ проблем управления кредитными рисками в деятельности ОАО Альфа-Банк
2.2 Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитными рисками
2.3 Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитными рисками
Заключение
Список литературы
Приложение
- интегрированную в систему документооборота информационную подсистему, позволяющую накапливать статистические данные, в оперативном режиме отслеживать все показатели процесса и осуществлять координацию действий сотрудников;
- структурированную базу документов по всем кредитным заявкам, позволяющую отказаться от бумажного документооборота и обеспечить параллельное участие в процессе нескольких функциональных подразделений. Участники процесса обмениваются не самими документами, а ссылками на них в базе документов.
При этом максимальное нивелирование субъективного фактора достигается за счет внедрения специализированных программ, в частности, системы автоматизированного управления кредитными рисками, включающей три основных модуля.
Модуль анализа (кредитное заключение) - содержит критериальную часть, финансово-экономическую и залоговую.
Критериальная часть модуля анализа производит оценку заемщика по отраслевым критериям, то есть проверку на соответствие параметрам внутриотраслевых (нишевых) продуктов (часть продукта «требования к заемщику»), что позволяет четко определить портрет заемщика в той или иной отрасли в регионах присутствия банка.
Финансово-экономическая часть модуля производит анализ заемщика по финансово-экономическим показателям с учетом отраслевой специфики (особенности структуры баланса, отчета о прибылях и убытках, экономических характеристик в конкретной нише), что позволяет автоматически осуществлять проверку предоставленных кредитными специалистами данных на достоверность (crosschecking), формировать балл отсечения кредитных заявок по финансово-экономическому состоянию предприятия в соответствии с политикой управления рисками банка и/или формировать рекомендации по кредитному решению с учетом финансово-экономического состояния предприятия.
Залоговая часть модуля производит соотнесение предлагаемого заемщиком обеспечения утвержденным в банке приоритетам по залогу (коэффициенту покрытия залогом при определенных категориях обеспечения), что позволяет автоматически формировать балл отсечения кредитных заявок по параметру соответствия обеспечения политике управления рисками банка и/или формировать рекомендации по кредитному решению с учетом обеспечения кредита.
Модуль управления рисками - содержит допустимые варианты значений для формирования общего балла оценки заемщика (данные поступают из модуля анализа), а также конкретный перечень выходных показателей автоматической системы принятия решения, которые отражаются в публикации отчета.
Также модуль позволяет организовать настройку автоматического контроля за уровнем дефолта по конкретным отраслям в регионах (филиалах, точках продаж), то есть при превышении значения допустимого уровня просрочки в филиале по определенной отрасли система автоматически оповещает сотрудника банка о превышении и выносит решение (рекомендацию) отложить рассмотрение заявки.
Аналогичный контроль возможно осуществлять также по лимиту кредитного риска (задолженности) на отрасль/точку продаж. Соответственно появляется возможность оперативно автоматически контролировать отраслевую структуру кредитного портфеля в целом и в разрезе отдельных точек продаж.
Модуль определения решения (рекомендаций по решениям) - содержит варианты ответов по кредитным заявкам на основании комплексной оценки. Формирование ответов происходит за счет комплексных данных, поступивших из модуля управления рисками.
В данном случае система автоматизированного управления кредитными рисками не является скоринговой программой, однозначно определяющей кредитное решение.
Фактически данная система является дополнительным инструментом анализа, позволяющим получить объективное представление о процессе оценки и нивелирующим субъективную интерпретацию показателей деятельности заемщика, что возможно в силу андеррайтинга с использованием человеческого ресурса (к примеру, практика показывает, что даже в рамках одного банка по одному и тому же кредитному заключению может быть принято несколько диаметрально противоположных решений в зависимости от того, какой кредитный аналитик проводит его андеррайтинг) [33, с. 15].
При этом система автоматизированного управления кредитными рисками:
- обеспечивает объективный автоматический контроль рисков за счет стандартизованной оценки заемщиков по утвержденным критериям (нишевым, финансово-экономическим, залоговым);
- при изменении состояния рынка позволяет оперативно корректировать критерии приоритетных отраслей, оценки финансового состояния и обеспечения;
- автоматически контролирует уровень кредитного риска и/или дефолт на отрасль и точку продаж [29,с. 50-51].
Этап 9. Обучение и мотивация персонала является одним из важнейших этапов схемы. Он призван обеспечить стимулирование реализации стратегии Банка и задач процессов.
Именно от людей зависят эффективность и продуктивность процессов, какова бы ни была степень автоматизации.
Этап 10. Для организации улучшений рекомендуется внедрить процедуру обязательной фиксации любых проблем и ошибок с целью исключения их возможного появления в дальнейшем с помощью корректировки процесса и (или) дополнительного обучения.
Поэтому в качестве рекомендаций по совершенствованию управления кредитными рисками необходимо предложить оптимизацию процесса кредитования в кредитном отделе Филиала «Самарский» ОАО Альфа-Банк.
После внедрения процессного подхода в деятельность кредитного отдела ожидается рост эффективности деятельности персонала за счет снижения трудозатрат на предварительную подготовку пакета документов по кредиту, уменьшается время обработки документов. Кроме того, в дальнейшем, ожидается снижение потребности в дополнительных сотрудниках, т.е. происходит экономия фонда оплаты труда.
Экономия денежных, материальных или людских ресурсов при внедрении мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитными рисками в Филиале «Самарский» ОАО Альфа-Банк возникает за счет:
1) сокращения трудозатрат персонала кредитного отдела.
В результате рекомендаций по совершенствованию управления кредитными рисками кредитного отдела Филиала «Самарский» кредитный процесс может сократиться на 14 дней, что позволит снизить нагрузку на сотрудников отдела и тем самым повлиять на уровень операционного риска, вследствие ошибки сотрудника отдела.
2) сокращения количества участников кредитного отдела и его секретариата.
Предложенные рекомендации позволят упразднить функционал секретариата кредитного отдела, который готовит информацию для заседания и оформляет решения за счет стандартизации формата информационного пакета, необходимого для лиц, принимающих решения, и формы решения Филиала «Самарский» об установлении лимита кредитования (2 чел.). Возможно сокращение кредитного отдела Филиала «Самарский» с 10 до 5 человек (4 чел.).
3) сокращения затрат на обучение персонала.
Организация совместных выездов на место ведения бизнеса заемщиком кредитного инспектора и эксперта по кредитным рискам позволяет кредитным инспекторам получать возможность обучения у более квалифицированных экспертов.
4) сокращения материальных ресурсов.
Автоматизация документооборота позволяет сократить количество ошибок, упростить документооборот и тем самым сократить расходы на такие материальные ресурсы, как бумага, канцелярские товары и расходные материалы для оргтехники.
5) ожидается, что максимальное нивелирование субъективного фактора за счет автоматизации, может значительно снизить вероятность кредитования рискованных и недобросовестных заемщиков, что значительно повлияет на уровень кредитного риска, и приведет к снижению доли просроченной и сомнительной задолженности.
В штате кредитного отдела Филиала «Самарский» по данным 2010 года 12 человек (таблица 18).
Таблица 18
Штат кредитного отдела (по данным 2010 года)
Наименование должности | Количество, чел. | Оклад, руб. | Сумма, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Начальник отдела | 1 | 30000 | 30000 |
Зам. начальника отдела | 1 | 28000 | 28000 |
Эксперт | 4 | 20000 | 80000 |
Кредитный инспектор | 4 | 15000 | 60000 |
Секретарь | 2 | 10000 | 20000 |
Итого | 12 | - | 218000 |
Ежемесячные затраты на содержание персонала кредитного отдела с учетом отчислений на социальное страхование составляют:
ФОТ = 218000 руб. *1,26 = 274680 руб.
Годовые затраты на содержание персонала кредитного отдела составляют:
ФОТ = 274680*12 = 3296160 руб.
После внедрения предложенных мероприятий штат кредитного отдела в 2011 году может выглядеть, как представлено в таблице 19.
Таблица 19
Штат кредитного отдела на 2011 год
Наименование должности | Количество, чел. | Оклад, руб. | Сумма, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Начальник отдела | 1 | 30000 | 30000 |
Эксперт | 2 | 20000 | 40000 |
Кредитный инспектор | 2 | 15000 | 30000 |
Итого | 5 | - | 100000 |