Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных видов банковских рисков и принципов их классификации как основы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
Задачами являются:
• Дать понятие и классификацию банковских рисков.
• Рассмотреть методы оценки банковских рисков.
• Изучить способы минимизации банковских рисков.
Введение
1Глава Теоретические и методические аспекты управления банковскими рисками
1.1 Банковские риски: понятие, основные виды и методы оценки
1.2 Процесс управления кредитным риском в коммерческом банке
1.3 Проблемы управления кредитными рисками
2 Глава Совершенствование процесса управления банковскими рисками в ОАО Альфа-Банк
2.1 Анализ проблем управления кредитными рисками в деятельности ОАО Альфа-Банк
2.2 Разработка мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитными рисками
2.3 Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса управления кредитными рисками
Заключение
Список литературы
Приложение
Разделение труда, необходимое для повышения его эффективности, обуславливает различный характер деятельности сотрудников. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, и осуществляющими процесс кредитования индивидуальных заемщиков, является точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизирования операций, уменьшения ошибок.
В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального заемщика, обусловленного внешними факторами риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, является также точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых «человеческим фактором». Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска.
Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала не заняты непосредственно в осуществлении кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный инструментарий для управления кредитным риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность.
Таким образом, в рамках управления кредитным риском в ходе осуществления кредитного процесса различные объекты кредитного риска распределены между различными категориями субъектов управления кредитным риском[12].
Организация управления кредитным риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного обмена, осуществляемого его участниками на постоянной основе.
Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое как обмен информацией, представлено на рисунке 1.
Рис.1. Информационное поле процесса управления кредитным риском
Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных обязанностей группой сотрудников кредитного подразделения, представителя которой условно обозначены «кредитный инспектор».
Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного обмена.
Кредитный инспектор получает от заемщика информацию о параметрах предполагаемой кредитной сделки, данные необходимые для оценки кредитного риска данного заемщика, данные мониторинга финансового состояния и показателей деловой активности, необходимые для оценки изменения кредитного риска заемщика в период до истечения срока сделки.
Также кредитный инспектор получает информацию о выполнении либо не выполнении заемщиком условий кредитной сделки, перспектив возврата предоставленных кредитных ресурсов и уплаты процентов. С другой стороны, заемщик информируется кредитным инспектором об условиях кредитования, принятом банком решении о предоставлении/отказе в предоставлении кредита.
Взаимодействие кредитного инспектора с лицом, принимающим решение (ЛПР - должностное лицо, кредитный совет, или орган в системе управления банком, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче/отказе в выдаче кредита, изменении условий кредитного соглашения) основано на предоставлении кредитным инспектором информации, необходимой для принятия того или иного решения в рамках кредитных операций, и доведении до сведения кредитного инспектора принятого решения.
Принятие ЛПР решения означает для кредитного инспектора руководство к действию. Кредитный инспектор информирует ЛПР об условиях кредитной сделки, доводит до его сведения результат проведенной оценки кредитного риска данного потенциального заемщика, а также предоставляет сведения об изменении оценки кредитного риска заемщика в период между выдачей кредита и сроком завершения кредитной операции.
Кредитный инспектор предоставляет ЛПР сведения о выполнении заемщиком условий кредитного соглашения, либо невозврате кредита. ЛПР предоставляет руководство к исполнению по каждому факту его информирования со стороны кредитного инспектора.
Взаимодействие кредитного инспектора и должностного лица, анализирующего состояние банковского портфеля как совокупности кредитных вложений, условно обозначаемого «управляющий портфелем», носит однонаправленный характер.
Кредитный инспектор предоставляет информацию о параметрах рассматриваемой кредитной сделки, оценке кредитного риска заемщика, динамике кредитного риска заемщика и фактах выполнения заемщиком условий сделки или реализации кредитного риска.
Данная информация необходима для оценки влияния потенциальной кредитной сделки на риск портфеля, а также для оценки динамики показателей, характеризующих кредитный риск портфеля.
Полученные оценки доводятся до сведения ЛПР и трансформируются в руководство к действию, доводимое до сведения кредитного инспектора.
Взаимодействие должностного лица, в служебные полномочия которых входит осуществление общего управления деятельностью сотрудников кредитного подразделения банка, обозначаемого как «старший кредитный инспектор», с кредитным инспектором и управляющим портфелем носит двусторонний характер.
Кредитный инспектор и управляющий портфелем предоставляют учетные данные о текущем состоянии и динамике показателей кредитного риска .
Старший кредитный инспектор информирует об изменениях, касающихся организации их деятельности .
Совокупные учетные данные, характеризующие эффективность применяемых методов управления кредитным риском, подлежат анализу на предмет необходимости внесения изменений в используемого кредитным инспектором и управляющим портфелем инструктивно-методического обеспечения их деятельности.
В случае необходимости полученная информация трансформируется в техническое задание, которое адресуется старшим кредитным инспектором разработчику инструктивно-методического обеспечения кредитной деятельности в банке [13].
Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы:
- выявление факторов кредитного риска;
- оценка степени кредитного риска;
- выбор стратегии (принятие решения о принятии риска, отказе от выдачи кредита или применении способов снижения риска);
- выбор способов снижения риска;
- контроль изменения степени кредитного риска [14].
Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Последовательность этапов процесса управления кредитным риском
Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей. Важным обстоятельством является различие целей управления.
Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка - поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка .
Содержание этапов, составляющих процесс управления кредитным риском, реализация которого вызывается внешними факторами, представлено в таблице 1(Приложение 1).
Основная задача первого этапа управления риском заключается в выявлении причин его возникновения. Следовательно, целью идентификации факторов кредитного риска как первого этапа управления является определение причин, вызывающих реализацию этого вида риска.
Внешние факторы можно разделить на факторы, непосредственно связанные с заемщиком: готовность и возможность заемщика выполнять взятые на себя обязательства и факторы, связанные с предметом обеспечения по кредиту.
По аналогии с кредитным риском конкретного заемщика при идентификации факторов риска кредитного портфеля банка выделяют две группы факторов: факторы, связанные с риском заемщиков (внешние) и внутренние.
Внешние факторы риска совокупности кредитных вложений банка имеют одну основу с внешними факторами риска индивидуального заемщика - риск неисполнения в каждом конкретном случае обязательства заемщика по возврату ссуды и уплате процентов. Однако применительно к портфелю ссуд, риск выражается не в потенциальных причинах неисполнения обязательств заемщиком, а в их последствиях.
Реализация кредитного риска в части неисполнения отдельным заемщиком своих обязательств отражается на качестве совокупного портфеля банковских кредитов. Качество кредитного портфеля банка характеризуется такими показателями, как размер просроченных ссуд, ссуды, погашенные с нарушением сроков погашения, не обслуженные в срок кредиты, списанные кредиты и т.п.
Отклонение данных показателей от стандартных величин, увеличение их, является прямой угрозой снижения доходов, капитала банка и является проявлением кредитного риска портфеля.
На сегодняшний день основными факторами, дестабилизирующими финансовое состояние как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом являются неудовлетворительное состояние производства и, как следствие, невозврат кредитов, а также неудовлетворительное качество управления банками[15].
1.3 Проблемы управления кредитными рисками
Основной проблемой управления кредитным риском в современных условиях являются отсутствие системы всестороннего и глубокого анализа кредитного процесса, солидной методологической базы и принятие не правильных управленческих решений в условиях неполной информации.
Из-за потенциально опасных для банка ОАО Альфа-Банк последствий кредитного риска важно регулярно осуществлять всесторонний анализ процессов оценки, администрирования, наблюдения, контроля, возврата кредитов, авансов, гарантий и прочих инструментов, особенно это касается инвестиционного кредитования.
Поэтому основное содержание управления банковскими рисками включает в себя анализ, оценку политики и практики работы банка и принятие им управленческих решений по следующим направлениям:
управление совокупным риском кредитного портфеля;
управление организацией кредитного процесса и операциями;
управление неработающим кредитным портфелем;
оценка политики управления кредитными рисками;
оценка политики по ограничению кредитных рисков и лимитам;
оценка политики по резервированию возможных потерь по кредитным рискам;
Управление совокупным риском кредитного портфеля банка в первую очередь зависит от официальной кредитной политики. Объектами ее анализа являются:
лимит на общую сумму выданных кредитов;
географические лимиты;
концентрация кредитов;
распределение по категориям клиентов;
виды кредитов;
сроки кредитов;
кредитное ценообразование;
особенности ценовой политики кредитной организации;
кредитное администрирование и делегирование полномочий;
процедуры по оценке качества ссуд;
максимальное соотношение суммы кредита и отдельных видов залога;
организация учета и внутреннего контроля за кредитным процессом;
особенности определения групп риска;
работа с проблемными кредитами;
финансовая информация и кредитная история;
методологическая база кредитного процесса;
взаимосвязь с другими отделами кредитной организации.
Анализ рисков организации кредитного процесса и кредитных операций должен включать[16]: