Кредитный риск: методы оценки и регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кредитного риска. Предметом исследования явился кредитный риск, как основной риск банка и методы работы с ним. Объектом наблюдения является Читинский филиал ОАО АКБ "Связь-Банк".
В процессе написания данной работы были поставлены следующие основные задачи: изучение понятийного аппарата, связанного с кредитными рисками банка; изучение методов оценки и регулирования кредитного риска; изучение нормативной базы регламентирующей деятельность банка, и в частности, кредитного подразделения, в части работы по выявлению, оценке, регулированию кредитных рисков, а так же работу с проблемной задолженностью; анализ кредитного риска в конкретном банке, выявление имеющихся проблем и поиск путей их решения, применимых для банка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОГО РИСКА, МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ФАКТОРЫ КРЕДИТНОГО РИСКА
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТНОГО РИСКА
1.3 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО РИСКА ЧИТИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК"
2.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИТИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК"
2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ ЗАЯВОК ЧИТИНСКОГО ФИЛИАЛА ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК"
2.3 АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ
2.4 АНАЛИЗ РЕЗЕРВА НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ
2.5 АНАЛИЗ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ И РЕГУЛИРОВАИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА БАНКА
3.1 АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК"
3.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНОГО РИСКА В ЧИТИНСКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК"
3.3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНОГО ГРАФИКА ПЛАТЕЖЕЙ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

КРЕДИТНИЙ РИСК- МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.doc

— 679.00 Кб (Скачать)
 

     Таблица 2.12

    Обслуживание долга заемщиками - юридическими лицами Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк" за 2008-2010 года

  Количество кредитов
Качество обслуживания долга Хорошее Среднее Плохое
2008 4 2 -
2009 3 - 2
2010 2 1 2
 

 

      Таблица 2.13

    Категории качества ссуд Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк" по заемщикам - физическим лицам за 2008-2010 года

  Количество кредитов
Категория качества ссуды 1 2 3 4 5
2008 263 - - - 34
2009 - 276 - 1 24
2010 - 138 1 2 30
 

     Таблица 2.14

    Финансовое положение заемщиков - физических лиц Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк" за 2008-2010 года

  Количество кредитов
Финансовое состояние заемщика Хорошее Среднее Плохое
2008 263 - 34
2009 176 - 25
2010 139 3 29
 

     Таблица 2.15

    Обслуживание долга заемщиками - физическими лицами Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк" за 2008-2010 года

  Количество кредитов
Качество обслуживания долга Хорошее Среднее Плохое
2008 263 - 34
2009 176 - 25
2010 139 3 29
 

     В соответствии с данными приведенными в таблицах, можно сделать вывод, что количество заемщиков с плохим финансовым положением, а так же количество кредитов с плохим качеством обслуживания увеличилось. Это явилось фактором увеличения количества ссуд с низшей категорией качества. Так же необходимо отметить, в банке как по физическим, так и по юридическим лицам, что в 2009 и 2010 годах отсутствовали кредиты с присвоенной первой (высшей) категорией качества, не требующие создания резерва. На основании названных фактов, очевидным становится ухудшение качества кредитного портфеля банка. Поэтому рост резерва на возможные потери по ссудам является адекватной и оправданной мерой, преследующей своей целью снижение кредитного риска.

2.5 Анализ просроченной задолженности

 

     Как уже отмечалось ранее, размер просроченной задолженности растет на протяжении всего анализируемого периода. В абсолютном выражении за период с 2008 года по 2010 год прирост составил 37192505 рублей. В относительном выражении прирост составил с 2008 года по 2009 год 84,23 %, а с 2009 года по 2010 год - 48,77 %. Такая динамика, безусловно, не может быть оценена положительно. При этом наибольший прирост просроченной задолженности приходится на кредиты, выданные юридическим лицам; кроме того в 2010 году эта строка является единственной по которой наблюдается увеличение просроченной задолженности. 

     Таблица 2.16

     Просроченная задолженность

     Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк" за 2008-2010 года

  2008 2009 2010
  Руб. % Руб. % Темп прироста Руб. % Темп прироста
Просроченная задолженность, всего 3032452 - 19223618 - 84,23 38582654 - 50,18
Юридические лица 626900 0,67 17229042 9,62 96,36 36567699 4,78 52,88
Физические лица 1771297 8,41 1771297 9,21 - 1691955 4,63 -4,69
ИП 634255 20,92 634255 3,30 0,00 323000 19,09 -96,36
 

     Для того чтобы дать более полную характеристику просроченной задолженности имеющейся в банке, необходимо классифицировать ее по срокам. На основе такой классификации можно сделать вывод о характере задолженности - является ли она разовой или носит хронический характер. В целях анализа просроченная задолженность распределяется на три группы: просрочка до 5 дней; просрочка от 5 дней до 30 дней; просрочка свыше 30 дней. Классифицированная таким образом просроченная задолженность Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-банк" представлена в следующей таблице: 

     Таблица 2.17

    Просроченная задолженность классифицированная по срокам Читинского филиала ОАО АКБ "Связь-Банк" за 2008-2010 года

    до 5 дней от 6 до 30 дней свыше 30 дней Количество клиентов, имеющих просрочку
2008 Юридические лица     626900 1
ИП     634255 2
Физические лица     1771297,24 34
  Всего     3032452,24  
2009 Юридические лица     17229041,84 2
ИП     634255 2
Физические лица   8273,81 1345027,49 35
  Всего   8273,81 19208324,33  
2010 Юридические лица     36567699 1
ИП     323000 1
Физические лица   103809,39 1588145,4 28
  Всего   103809,39 38478844,4  
 

     Из таблицы видно, что имеющаяся в банке проблемная задолженность носит скорее хронический характер, чем разовый. Об этом свидетельствуют сроки просрочки по платежам. В банке отсутствует задолженность сроком до 5 календарных дней, которая могла возникнуть вследствие каких-либо случайных обстоятельств. Напротив, подавляющая часть просроченной задолженности имеет срок более 30 дней, увеличиваясь при этом из года в год. Положительно оценивается сокращение количества должников, однако, несмотря на это сумма просроченной задолженности не сокращается, а напротив увеличивается. При этом наибольшее количество должников приходится на кредиты предоставляемые частному сектору, т.е. физическим лицам. Но сумма задолженности по всем проблемным кредитам физических лиц во много раз меньше чем сумма задолженности одного проблемного кредита, выданного юридическому лицу, что говорит о наличии у банка одного наиболее крупного должника и позволяет сделать вывод о концентрации кредитного риска.

     Мало оценить имеющуюся в банке просроченную задолженность, необходимо так же рассмотреть порядок работы банка с нею и оценить эффективность принимаемых мер.

     В соответствии с "Порядком работы с проблемными кредитами" в филиале ежемесячно проводится заседание Кредитного комитета с обсуждением вопроса о качестве кредитного портфеля, а так же положения дел по проблемным кредитам. На Кредитном комитете обсуждается динамика изменения проблемной задолженности, результативность работы подразделений, участвующих в работе с проблемной задолженностью, а так же план мероприятий по выходу из сложившейся ситуации.

     Так же имеют место внеочередные заседания при необходимости срочного решения вопроса.

     Решение принимается с учетом того, продолжает ли заемщик сотрудничать с банком.

     В силу того, что каждый случай уникален, уникальных правил или стандартов для разработки и реализации планов мероприятий по взысканию задолженности по проблемным кредитам в банке не существует. Однако, внутренние документы, регламентирующие работу с проблемной задолженностью предусматривают деление всех мероприятий по взысканию долга на два стратегических направления:

        • Мероприятия по возврату кредита, разрабатывающиеся при очевидных преимуществах продолжения сотрудничества с заемщиком, имеющим проблемный кредит, наличии оснований для восстановления платежеспособности заемщика при погашении им задолженности по кредиту за счет средств, продолжающейся хозяйственной деятельности;
        • Мероприятия по ликвидации задолженности по кредиту, предполагающие прекращение сотрудничества с заемщиком или отсутствии намерений со стороны банка поддерживать отношения с заемщиком в будущем и направлены на реализацию банком прав кредитора в судебном порядке или проведение других мероприятий, направленных на возмещение задолженности по кредиту.

     Для разработки плана мероприятий по возврату проблемного кредита распространяются следующие направления:

  • Реструктуризация задолженности по проблемному кредиту (предоставление заемщику отсрочки выплат по основному долгу и процентам, пролонгация кредитного договора на непродолжительный срок, снижение процентных ставок с целью создания условий увеличения оборотного капитала заемщика на период восстановления платежеспособности);
  • Предоставление заемщиком дополнительного ликвидного обеспечения по кредиту, пересмотр условий действующих договоров, заключенных в обеспечение обязательств по кредиту, в пользу банка в части реализации залоговых прав;
  • Заключение договоров о передаче заложенного или иного имущества банку в качестве отступного с целью избегания судебных процедур;
  • Заключение договоров новации;
  • Получение поручительства правительств субъектов РФ с выделением бюджетных средств на обслуживание кредита или поручительства надежного платежеспособного юридического лица;
  • Привлечение заемщиком дополнительного капитала путем эмиссии акций;
  • Реализация заемщиком инвестиционных проектов с привлечением других банков и финансовых институтов;
  • Реализация заемщиком стратегии сокращения расходов;
  • Реорганизация предприятия заемщика с выделением убыточных подразделений или их продажей;
  • Продажа заемщиком активов, не связанных с основной деятельностью;
  • Реализация заемщиком стратегии переориентации производства на другую продукцию и рынки сбыта;
  • Проведение переговоров с партнерами и другими кредиторами с целью выработки совместных действий по финансовому оздоровлению заемщика;
  • Участие представителя банка в органах управления заемщика;
  • Другие мероприятия способствующие восстановлению платежеспособности заемщика.

Информация о работе Кредитный риск: методы оценки и регулирования