Кредитные отношения, их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – подробное изучение на основании литературных источников кредитных отношений в соответствии с текущим законодательством Республики Беларусь, а также разработка предложений по совершенствованию кредитного рынка
Метод исследования. В процессе исследования применялись исследования, как анализ, синтез, системность, сравнение, выборка, обследование и др.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть кредит как элемент финансового рынка;
- изучить кредитные отношения как факторы развития финансового рынка развитых стран;
- рассмотреть развитие кредитного рынка в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1 Кредит как элемент финансового рынка……………………………….
2 Кредитные отношения как факторы развития финансового рынка развитых стран……………………………………………………………………..
3 Развитие кредитного рынка в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 97.51 Кб (Скачать)

Движение иностранного капитала, поступающего из развитых стран мира, приведено в табл.3.6

 

Таблица 3.6 - Движение иностранного капитала, поступающего из развитых стран мира тыс. долл. США

 

 

Приток за 2009 г.

Отток за 2009 г.

Накоплено на 1 января 2010 г.

всего

в % к итогу

Всего инвестиций

5 421864,6

4143 362,9

4 225 430,0

100

Страны СНГ

1 832 658,2

1 236 653,5

1 022 325,3

24,2

Россия

1818 316,8

1 222159,1

1 011 089,6

23,9

Страны вне СНГ

3 589 206,4

2 906 709,4

3 203 104,7

75,8

Соединенное Королевство

860 688,7

897 978,1

323 048,1

7,6

Швейцария

606425,5

543 437,0

142 837,2

3,4

Австрия

594 278,5

442 804,3

295 728,5

7,0

Кипр

376 942,7

178 309,5

443 053,1

10,5

Германия

309 710,9

295 256,0

471 808,4

11,2

Латвия

148 377,7

102112,2

208 250,8

4,9

Нидерланды

123 621,4

103 546,4

177 613,8

4,2

Китай

94 279,8

956,9

200426,4

4,7

Соединенные Штаты

69 645,5

54 864,9

243 132,7

5,8


 

Наибольшие объемы прямых иностранных инвестиций, накопленных в реальном секторе экономики республики, приходятся на российских инвесторов, которые на 1 января 2010 г. вложили в белорусскую экономику 337,3 млн. долл. США. За ними следуют вложения из Кипра (237,7 млн. долл. США), Нидерландов (133,2 млн. долл. США), Германии (124 млн. долл. США), Соединенных Штатов (119,4 млн. долл. США), Соединенного Королевства (118 млн. долл. США) [17].

В пятерку лидеров по накопленным  прочим инвестициям входят Россия (667,7 млн. долл. США, или 25,7 % от общего объема накопленных прочих иностранных инвестиций), Германия (347,8 млн. долл. США, или 13,4 %), Австрия (247,8 млн. долл. США, или 9,5 %), Кипр (205,2 млн. долл. США, или 7,9 %), Соединенное Королевство (205 млн. долл. США, или 7,9 %).

По статистике Национального  банка Республики Беларусь, рост кредитов не от прямых инвесторов главным образом  обусловлен увеличением объема торговых кредитов и негарантированных кредитов, преимущественно краткосрочных. При этом уровень краткосрочного внешнего долга страны является одним из самых высоких по сравнению с некоторыми государствами восточноевропейского региона, что, по мнению специалистов Всемирного банка, усиливает внешнюю уязвимость Беларуси.

Долгосрочных негарантированных  кредитов резидентами Республики Беларусь (кроме банков) привлечено 616,8 млн. долл. США, их удельный вес составил 22,1% (в 2007 г. — 41%). Под гарантии Правительства Республики Беларусь организациями получено 121 млн. долл. США, или 4,3% от общей суммы привлеченных кредитов (5,9% — в 2007 г.). С учетом кредитов, привлеченных отечественными банками по иностранным кредитным линиям, доля всех внешних ресурсов в структуре источников инвестиций в 2009 году составила 4,5 процента, или 521,7 млн. долларов США.

Анализ показал, что иностранный капитал пришел в Республику Беларусь в основном в отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы, а также  в отрасли с быстрой окупаемостью вложений. Зарубежные инвестиции практически  не участвуют в создании в республике современных высокотехнологичных  производств и услуг, которые  смогли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую  специализацию страны [13, с.20].

Объективная необходимость  реформирования кредитных отношений  в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе, поскольку, как свидетельствует опыт государств с рыночной и трансформационной экономиками, от эффективности кредитных отношений, величины внутренних накоплений и активности финансово-кредитных учреждений зависят стабильность экономики, ее структурная адаптация и экономический рост.

Банкориентированная кредитная система в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой модель, в которой ядро образуют банковские кредитные отношения и банковские институты как организаторы расчетно-платежных отношений с участием кредита (причем на долю банков приходится более 50% активов национальной кредитной системы); а подсистему формирует сеть небанковских финансово-кредитных институтов: факторинговые и лизинговые компании, финансово-кредитные учреждения, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые и пенсионные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества.

Рыночно-ориентированная  кредитная система является моделью, в которой основу составляют кредитные  инструменты и кредитные орудия обращения денежно-финансового рынка. Подсистемами данной кредитной системы  выступают: национальная банковская система (менее 50% в активах кредитной  системы); инновационная подсистема (факторинговые и лизинговые компании); финансово-кредитные учреждения, обслуживающие оборот ценных бумаг; парабанковская подсистема (страховые организации); пенсионные и благотворительные фонды; архаичная подсистема (ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества) [18].

Актуальность развития подлинно рыночной кредитной системы для  Беларуси определяется и тем фактом, что сегодня доля свободных денежных остатков в домашних хозяйствах уже  существенно превышает долю остатков денежных средств, которыми располагают  субъекты хозяйствования. Между тем  чрезвычайно быстрый рост сбережений населения может быть опасным  для слабой экономики, так как  сопровождается тенденцией параллельного  сокращения денежных запасов у предприятий. Поддержание высокого роста сбережений населения адекватной доходностью, сопровождаемое высокими ставками по процентам за кредит, оказывается  непосильным для экономики, ведет  к падению прибыли и рентабельности. В странах с рыночной кредитной  системой все большая часть сбережений домашних хозяйств сегодня размещается  не в банках, а во внебанковском секторе, что на практике ведет к снижению банковских процентных ставок (Приложение В).

Стратегической целью  реформирования кредитных отношений  в республике является формирование и функционирование эффективной  кредитной системы, которая:

а) создаст предпосылки для развития рыночной экономики через ускорение процесса приватизации государственной собственности, развитие частного предпринимательства, рыночной инфраструктуры и т. д.;

б) будет стимулировать развитие реального сектора экономики;

в) обеспечит реализацию механизма долгосрочного вложения денежных средств; г) создаст условия для вхождения в мировую кредитную систему [11, с.43].

Юридически сложившаяся  система ипотечного кредитования в  экономически развитых странах мира имеет большое общественное значение. Она предоставляет гражданам  возможность долгосрочного кредитования под залог недвижимости, что, несомненно, способствует решению жилищных и  связанных с ними проблем [19].

Земельно-кредитные институты, наряду с финансированием недвижимости, удовлетворяют также значительную часть кредитных потребностей в  государстве. Именно по этой причине  государства предпочитают заплатить  по обязательствам банков, выдающих кредиты  под залог недвижимости, чем допустить  их банкротство. Очевидность же существования  в Республике Беларусь проблем, которые, однако, могут решаться путем развития таких земельно-кредитных институтов как ипотека, обуславливает необходимость  формирования соответствующей национальной правовой базы ипотечного кредитования.

Исторически ипотека и  возникла для обеспечения кредита, когда при неисполнении должником  взятого на себя обязательства наступает  ответственность вещи (например, земельного участка) из которой кредитор вправе удовлетворить свои требования. По своей сути, ипотека закрепляет право  кредитора на стоимость заложенного  имущества, обусловленное неисполнением  должником основного обязательства. Поэтому юридическое обеспечение возможности получить удовлетворение из стоимости предмета залога имеет первоочередное значение. А для этого в государстве должны быть созданы необходимые организационно-правовые условия.

Во-первых, необходимы полноценные  земельные кадастры и реестры  прав на недвижимое имущество. В Германии кадастр и поземельная книга  ведутся разными ведомствами, но технически эти документы тесно  связаны между собой. Поземельная  книга (реестр) должна быть доступна для  заинтересованных лиц, и отражать наиболее важные правоотношения, касающиеся недвижимости:

регистрация объектов недвижимости должна иметь правоустанавливающее значение;

необходимо публичное  доверие к реестру, предполагающее, наряду с прочим, и строгую ответственность  чиновников регистрационных служб;

оперативное нотариальное удостоверение  и регистрация сделок.

Во-вторых, для организации  ипотечного кредитования необходимы разумные пошлины, устанавливаемые государством за совершение сделок с недвижимостью. Иначе эти издержки неизбежно  приведут к удорожанию ипотечных  кредитов.

В-третьих, необходимо ясное  законодательное регулирование  процедуры обращения взыскания  на предмет залога, который остается в пользовании должника. Если говорить о правомочиях ипотечного кредитора, то они заключаются в первоочередном (по отношению к другим кредиторам) требовании продажи недвижимости. По общему правилу требования по ипотеке - это долг первой очереди. Исключения возможны, но только для налогов  и пошлин, которые непосредственно  взаимосвязаны с заложенным имуществом.

Для ипотеки важна квалифицированная  оценка недвижимости. Залоговое право  – есть право на стоимость вещи. Поэтому важно знать реальную ее стоимость этой вещи. Никто не станет покупать закладную, если инвесторам не будут ясны правила оценки заложенной недвижимости. Если Республика Беларусь претендует на доступ к международным рынкам капиталов, то ее законодательство, по меньшей мере, должно быть узнаваемо и понятно для иностранных инвесторов, а в идеале – соответствовать общим международным требованиям и стандартам, действующим в этой сфере. Это необходимо также и для того, чтобы иметь разумную концепцию национального законодательного регулирования ипотеки, с учетом особенностей так называемого периода адаптации, и защиты экономических интересов государства в целом [20].

Таким образом, развитие в  Беларуси системы ипотечного кредитования зависит, прежде всего, необходимо создание адекватной законодательной базы. Помимо этого, население Беларуси должно быть психологически готово к внедрению  системы ипотечного кредитования, а  банковская система – обладать достаточными финансовыми ресурсами для реализации этой системы.

Как отмечают специалисты  Национального банка, на данном этапе  развития банки как специфический  рыночный институт не могут в полном объеме функционировать в сфере  ипотечного кредитования, поскольку  не решен ряд проблем. В их числе:

- сложность формирования  качественного залога по ипотечным  кредитам, так как отсутствует  возможность обратить взыскание  на заложенное имущество (строящуюся  квартиру или дом, землю) по  причине ограниченности права  собственности на землю и невозможности  выселения несостоятельного заемщика  из заложенного жилья; 

- острая нехватка долгосрочных  ресурсов, которую испытывают банки; 

- отсутствие механизма  привлечения долгосрочных ресурсов  за счет выпуска ипотечных  ценных бумаг с целью рефинансирования  выданных кредитов. В значительной  степени это связано с действующим  порядком налогообложения доходов  от операций с негосударственными  ценными бумагами (доходы по ним  облагаются по ставке 30 процентов  для банков, 40 процентов - для остальных  инвесторов).

По мере финансового оздоровления экономики, снижения темпов инфляции и  девальвации национальной валюты ситуация с формированием долгосрочных ресурсов начинает улучшаться, отмечают в Нацбанке. Растет удельный вес срочных депозитов населения, увеличиваются сроки их привлечения, инвесторы-нерезиденты проявляют интерес к реализации проектов ипотечного кредитования на территории страны.

Информация о работе Кредитные отношения, их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка