Кредитные отношения, их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – подробное изучение на основании литературных источников кредитных отношений в соответствии с текущим законодательством Республики Беларусь, а также разработка предложений по совершенствованию кредитного рынка
Метод исследования. В процессе исследования применялись исследования, как анализ, синтез, системность, сравнение, выборка, обследование и др.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть кредит как элемент финансового рынка;
- изучить кредитные отношения как факторы развития финансового рынка развитых стран;
- рассмотреть развитие кредитного рынка в Республике Беларусь: проблемы и перспективы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1 Кредит как элемент финансового рынка……………………………….
2 Кредитные отношения как факторы развития финансового рынка развитых стран……………………………………………………………………..
3 Развитие кредитного рынка в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 97.51 Кб (Скачать)

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Так же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились [13, с.16]. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в  большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном  лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица № 3.1).

Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым  МБРР), свидетельствуют о том, что  Республика Беларусь относится к  группе стран с низким уровнем  задолженности ( таблица № 3.2 ).

Таблица 3.1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь

 

Показатели

01.01.2010

01.09.2010

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8 

9 269,4

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь

112,6 

181,9

Всего

7 891,4 

9 451,3


 

Таблица 3.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

 

Показатели

Норматив МБРР

01.01.2009 г

01.01.2010 г.

отношение внешнего гос. долга к  экспорту товаров и услуг, %

220 %

10,0

31,8

отношение внешнего гос. долга к  валовому внутреннему продукту, %  

50 %

6,4

16,5

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и  услуг, %

25 %

1,0

1,3


 

Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой  приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало  волну их банкротств и серьезные  претензии со стороны хозяйствующих  субъектов и населения.

Другие структурные элементы кредитной системы, характерные  для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Информация об иностранных  инвестициях, поступивших в реальный сектор экономики республики, позволяет  объективно оценить возможные последствия  их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных  целей.

В последние годы сложилась  положительная тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются  достаточно стабильными темпами. За 2006–2009 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд долл. США до 5,4 млрд долл. США, или в 3,6 раза (табл. 3.3.).

 

Таблица 3.3 - Поступление иностранных инвестиций в 2006–2009 гг., тыс. долл. США

 

 

 

 

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Республика Беларусь

1 517 381,4

18 16169,1

4 036 054,0

5 421 864,6

Из них:

прямые инвестиции

859 176,3

451 303,1

748 594,1

1 313 471,2

В том числе:

вклад в уставный фонд

100 787,7

54200,4

73 296,5

183 390,3

кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов

568 141,7

325 310,4

595 650,2

786 093,8

финансовая аренда (лизинг)

362,0

1324,4

1497,9

4256,0

прочие прямые инвестиции и реинвестирование

189 884,9

70 467,9

78 149,5

339 731,1

портфельные инвестиции

391,3

246,9

3224,2

2233,1

прочие инвестиции

657 813,8

1 364 619,1

3 284 235,7

4 106 160,3

В том числе:

торговые кредиты

185 284,6

263 060,3

436 828,9

427 597,7

иностранные кредиты и займы

152 880,1*

1 091 319,7

2 814 101,4

3 634 210,8

другие иностранные инвестиции

319 649,1**

10 239,1

33 305,4

44 351,8


* Без иностранных займов.

** Включая иностранные  займы.

 

В общем объеме иностранных  инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2009 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. — 18,5 %), портфельных — 0,04 % (0,1 %), прочих — 75,7 % (81,4 %).

Несмотря на некоторое  увеличение в 2009 г. доли прямых иностранных инвестиций, преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств (табл. 3.4).

 

Таблица 3.4 - Показатели динамики иностранных инвестиций в 2007-2009 гг.

 

 

 

 

Темп роста, %

Удельный вес видов инвестиций, %

Изменение структуры инвестиций

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007/2008

2008/2009

Республика Беларусь, Всего:

119,69

222,23

134,3

100,00

100,00

100,00

   

Из них:

прямые инвестиции

52,53

165,87

175,5

24,85

18,55

24,23

-6,30

5,68

В том числе:

вклад в уставный фонд

53,78

135,23

250,2

2,98

1,82

3,38

-1,17

1,57

кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов

57,26

183,10

132

17,91

14,76

14,50

-3,15

-0,26

финансовая аренда (лизинг)

365,86

113,10

284,1

0,07

0,04

0,08

-0,04

0,04

прочие прямые инвестиции и реинвестирование

37,11

110,90

434,7

3,88

1,94

6,27

-1,94

4,33

портфельные инвестиции

63,10

1 305,87

69,3

0,01

0,08

0,04

0,07

-0,04

прочие инвестиции

207,45

240,67

125

75,14

81,37

75,73

6,24

-5,64

В том числе:

торговые кредиты

141,98

166,06

97,9

14,48

10,82

7,89

-3,66

-2,94

иностранные кредиты и займы

713,84

257,86

129,1

60,09

69,72

67,03

9,63

-2,70

другие иностранные инвестиции

3,20

325,28

133,2

0,56

0,83

0,82

0,26

-0,01


 

Из проведенного анализа  видно, что прочие инвестиции остаются наиболее значимым источником средств, поступающими от иностранных инвесторов, несмотря на то, что доля торговых кредитов уменьшилась за последние два  года. В структуре прямых инвестиций кредиты и займы также имеют  наибольший удельный вес (Приложение А).

Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии  достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и  соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.

Финансовые ресурсы, предоставляемые  на возвратной основе, — кредиты (в  первую очередь торговые) и банковские вклады, имеют большое значение в  составе иностранных инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь.

Видовую структуру иностранных  заемных средств, поступивших в  реальный сектор экономики в 2007-2009 гг., характеризует Приложение Б.

Начиная с 2006 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прочих иностранных инвестиций: 2006 г. — 657,8 млн. долл. США (43,4 % от всех полученных инвестиций), 2007 г. — 1,4 млрд. долл. США (75,1 %), 2008 г. — 3,3 млрд. долл. США (81,4 %), 2007 г. — 4,1 млрд. долл. США (75,7 %).

В составе прочих иностранных  инвестиций по итогам 2009 г. на иностранные кредиты и займы приходилось 88,5 % всех поступивших прочих инвестиций (в 2008 г. — 85,7 %).

В 2009 г. чистое поступление иностранных инвестиций (превышение поступления иностранных инвестиций над их изъятием) составило 1,3 млрд. долл. США и возросло по сравнению с 2008 г. в 2 раза. При этом в 2009 г. отмечается изъятие по торговым кредитам на 56,8 млн. долл. США против чистого поступления на 104,5 млн. долл. США в 2008 г.

В целом анализ поступления  иностранных инвестиций показывает их низкую отраслевую диверсификацию.

 

Таблица 3.5 - Поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики в 2006-2009 гг. тыс. долл. США

 

 

 

 

 

 

 

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

 

2009 г.

 

тыс. долл. США

в% к итогу

тыс. долл. США

в% к итогу

тыс. долл. США

в% к итогу

тыс. долл. США

в% к итогу

Республика Беларусь

1517381,4

100,0

1816169,1

100,0

4036054

100,0

5421864,6

100,0

В том числе:

промышленность

430736,1

28,4

825527,0

45,5

916425,4

22,7

2485550,5

45,8

сельское хозяйство

12965,5

0,9

2828,5

0,2

11802,5

0,3

30731,2

0,6

транспорт

58093,3

3,8

74763,6

4,1

108869,8

2,7

398300,7

7,3

связь

226147,9

14,9

145951,9

8,0

240434,2

6,0

386018,2

7,1

строительство

17688,1

1,2

16547,2

0,9

32120,8

0,8

54906,2

1,0

торговля и общественное питание

472086,8

31,1

288302,9

15,9

446378,9

11,1

336025,4

6,2

материально-техническое  снабжение и сбыт

898,2

0,1

1806,1

0,1

16321,4

0,4

17605,7

0,3

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

296858,0

19,6

460395,6

25,3

2263629,2

56,1

1710414,5

31,5

жилищно-коммунальное хозяйство

1907,5

0,1

46,2

0,003

71,8

0,002

2312,1

0,043


 

Таким образом, иностранный  капитал традиционно предпочитает те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для него стратегическое значение в долгосрочном плане, т.к. ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке, во-вторых, характеризуются быстрым  оборотом вложенных средств и  максимальной рентабельностью производства.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно выросли вложения иностранного капитала в транспорт (в 3,6 раза), промышленность (в 2,7 раза), сельское хозяйство (в 2,6 раза). Их рост произошел, прежде всего, за счет увеличения различного рода кредитов и займов. Из 4,1 млрд. долл. США прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2009 г., 52,2 % составили вложения в промышленность, 24,5 % — в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Подавляющая часть иностранных  инвестиций поступала в 2009 г. в Республику Беларусь из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов. На эти семь стран приходится свыше 55 % поступивших зарубежных капиталовложений. Если проанализировать десять крупнейших инвесторов по структуре инвестиций, то окажется, что на прямых инвестициях «специализируются» компании Швейцарии — 95,7 % всего ввезенного ими в Республику Беларусь капитала, а также Кипра — 56,8 %, Соединенных Штатов — 54,1 %. Доля прочих инвестиций преобладает в поступивших капиталах компаний Соединенного Королевства — 97,5 %, Австрии — 96,7 %, Германии — 91 %, Латвии — 77,8 %, Нидерландов — 78,7 %, Китая — 99,7 %.

Удельный вес стран  — основных инвесторов при распределении  прочих вложений капитала на протяжении рассматриваемого периода не является постоянным, т.к. прочие инвестиции включают в себя торговые и прочие кредиты, займы, финансовый лизинг и явля ются достаточно подвижной составляющей иностранных инвестиций.

В 2009 г. в реальный сектор экономики республики поступали прочие инвестиции более чем из 60 стран — экспортеров капитала. При этом на долю наиболее крупных инвесторов (Россия, Соединенное Королевство, Австрия, Германия, Кипр) приходилось 3,4 млрд долл. США, или 84,2 % совокупного объема прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики.

По накопленному иностранному капиталу по состоянию на 1 января 2010 г. лидирует Россия. Ее удельный вес в общем объеме инвестиций составил 23,9 % (1 млрд. долл. США). Значительный объем накопленных иностранных инвестиций приходится на Германию — 11,2 % (471,8 млн долл. США), Кипр — 10,5 % (443,1 млн долл. США) и Соединенное Королевство — 7,6 % (323 млн долл. США).

Информация о работе Кредитные отношения, их влияние на состояние и перспективы развития финансового рынка