Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:38, курсовая работа
Кредитно-денежная политика на современном этапе
Введение….............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы кредитно-денежной политики.................................................................................................................. 5
1.1 Понятие кредитно-денежной политики и ее виды……………………...5
1.2 Методы кредитно-денежной политики и ее регулирование
Центральным Банком……........................................................................ 7
Глава 2. Кредитно-денежная политика за рубежом...........................................16
Глава 3. Анализ кредитно-денежной политики в России..................................32
3.1 Динамика и современное состояние........................................................32
3.2 Прогнозное развитие….............................................................................34
Заключение…………………….............................................................................37
Список использованной литературы…………………………..………………41
В большинстве
развитых стран в последние годы
активность использования политики
минимальных резервов в качестве
инструмента регулирования
Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по соблюдению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных от резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам США, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине: центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либо учету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам (в Германии).
С появлением новых
путей обхода предписаний по минимальным
резервам руководителям денежно-
Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в рамках политики гибкого регулирования. С развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС) использование политики минимальных резервов требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.
Политика открытого рынка. Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.
Традиционными
средствами проведения политики открытого
рынка являются операции с государственными
ценными бумагами на вторичном рынке,
характерные для
Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.
Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.
Контрактивная
политика открытого рынка приводит
к возрастанию доходов от государственных
ценных бумаг и к потере кредитными
институтами части своих
При всех существующих
различиях в осуществлении
Депозитная политика.
Депозитная политика регулирует движение
потоков денежных средств между
коммерческими банками и
При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная)
политика проводится не только с целью
изменения условий
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Рис. Денежно-кредитная политика в мире %
ГЛАВА 3. Анализ кредитно-денежной политики в России
В 2009 г. российская
экономика и ее финансовый сектор
преодолевали последствия глобального
финансово-экономического кризиса. Постепенное
улучшение внешнеэкономической
конъюнктуры и эффективная
В начале 2009 г. основным источником угроз финансовой стабильности оставалась неблагоприятная конъюнктура мировых товарных и финансовых рынков. Вследствие снижения цен на мировом рынке энергоносителей во второй половине 2008г резко сократились экспортная выручка и, соответственно, предложение иностранной валюты на внутреннем финансовом рынке, что усилило давление на курс рубля.
Банку России путем масштабных валютных интервенций и проведения политики процентных ставок удалось удержать ситуацию на внутреннем валютном рынке под контролем, смягчить девальвационное давление на национальную валюту и не допустить обвальной девальвации рубля. Это позволило ограничить убытки российских банков и других участников финансового рынка от реализации валютного риска.
В 2009 г. удалось сохранить доверие клиентов к банковскому сектору и избежать банковской паники. Наращивание объема банковских вкладов в 2009 году по сравнению с 2008 годом не сопровождалось адекватным ростом кредитования, так как в условиях экономического спада сохранялись высокие риски со стороны нефинансовых организаций и населения. Заемщики испытывали финансовые трудности, что создавало проблемы со своевременным обслуживанием кредитов. В результате возрастала просроченная задолженность по кредитам.
В 2009 г. ухудшилось финансовое состояние институтов финансового посредничества. Высокий удельный вес проблемных и безнадежных ссуд в совокупном объеме ссудной задолженности банковского сектора потребовал значительного роста отчислений в резервы на возможные потери по ссудам и, как следствие, обусловил сокращение финансового результата банковского сектора, поддержанию стабильности банковского сектора и росту доверия на финансовом рынке способствовали масштабные оперативные государственные меры, в том числе повышение уровня ликвидности и капитализации банковского сектора, санация банков, испытывавших финансовые трудности, и вывод нежизнеспособных организаций с рынка банковских услуг. С целью перелома тенденции кредитного сжатия в реальном секторе экономики были использованы дополнительные возможности рефинансирования банков в Банке России и неоднократное снижение ставки рефинансирования, а также механизм государственных гарантий по банковским кредитам нефинансовым организациям. Государственная поддержка оказывалась прежде всего крупным системообразующим предприятиям и банкам. Небанковские финансовые посредники такой поддержки не получили, что стало одной из причин ухудшения ряда показателей их деятельности в 2009 году.
В конце 2009 г. Банк России стал постепенно сокращать использование нетрадиционных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы, таких как кредиты без обеспечения. В целом результаты 2009 г. свидетельствуют о том, что с помощью антикризисных мер удалось обеспечивать поддержание финансовой устойчивости в российской экономике.
Основные изменения на российском денежном рынке в 2009 г. были связаны с усвоением банками опыта дестабилизации рынка в конце 2008 г. и начале 2009 года. Российские банки переориентировались с более рискованных финансовых сделок на менее прибыльные, но и менее рискованные операции. Эти обстоятельства способствуют снижению системного риска на денежном рынке, уменьшению уязвимости российских банков к шокам денежного рынка и, соответственно, ослаблению угроз для российской банковской системы и российской экономики в целом.
В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.
В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. Продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США.
С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора, Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования. Это предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка. При этом в среднесрочной перспективе политика будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения.