Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:38, курсовая работа
Кредитно-денежная политика на современном этапе
Введение….............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы кредитно-денежной политики.................................................................................................................. 5
1.1 Понятие кредитно-денежной политики и ее виды……………………...5
1.2 Методы кредитно-денежной политики и ее регулирование
Центральным Банком……........................................................................ 7
Глава 2. Кредитно-денежная политика за рубежом...........................................16
Глава 3. Анализ кредитно-денежной политики в России..................................32
3.1 Динамика и современное состояние........................................................32
3.2 Прогнозное развитие….............................................................................34
Заключение…………………….............................................................................37
Список использованной литературы…………………………..………………41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….....................
Глава 1. Теоретико-методологические
основы кредитно-денежной политики......................
1.1 Понятие кредитно-денежной
1.2 Методы кредитно-денежной политики и ее регулирование
Центральным Банком……......................
Глава 2. Кредитно-денежная политика за
рубежом.......................
Глава 3. Анализ кредитно-денежной политики
в России........................
3.1 Динамика и современное
3.2 Прогнозное развитие…..........
Заключение……………………............
Список использованной литературы…………………………..………………41
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы обеспечения
финансовой стабильности являются в
настоящее время ключевыми для
всего мирового банковского сообщества,
включая Россию. За период с начала
70-х гг. прошлого столетия примерно
130 стран или стран - членов МВФ
испытывали локальные или системные
банковские кризисы. При этом в последние
15 лет они стали более
Являясь составной
частью экономической политики государства,
денежно-кредитная политика, как
система денежно-кредитных
Цель данной работы проанализировать денежно-кредитную политику России с учетом особенностей современного этапа.
Для достижения данной цели могут быть поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы кредитно-денежной политики
Основным объектом кредитно-денежной политики являются деньги. Деньги - особый товар, служащий единственным всеобщим эквивалентом; выражает стоимость всех товаров, является посредником в их обмене. Они выполняют функции меры стоимости, средства обращения, накопления, сбережения и образования сокровищ, платежа. Денежный оборот в стране складывается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимают монеты и банкноты; под безналичными - средства на безналичных счетах в банках, а также вклады в депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.
Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют цену денег. Основные участники (субъекты) денежного рынка - фирмы, Правительство, Центральный и коммерческие банки. Объект купли продажи - деньги, предоставляемые во временное пользование. Банки на этом рынке выполняют роль финансовых посредников, основная функция которых состоит в аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлении их в кредит.
Кредит - это предоставление денежных средств во временное пользование и за определенную плату. Он выполняет перераспределительную функцию, экономию издержек обращения, ускорение концентрации и централизации капитала.
Денежно-кредитная система - исторически сложившаяся в каждой стране форма денежно-кредитного обращения, основы которой закрепляются национальным законодательством. Целенаправленные действия государства (Центрального банка) по регулированию количества денег в обращении представляют собой денежно-кредитную политику.
Под
денежно-кредитной политикой
Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения денежной массы. Количество денежной массы прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы.
Денежная (монитарная) политика сама по себе имеет ряд конечных целей:
Это позволит в дальнейшем решить проблему снижения благосостояния нации и недостаточно развитой национальной безопасности. Кроме того, экономический рост подразумевает количественное совершенствование, рост основных макроэкономических показателей главным образом ВВП, снижение уровней инфляции и безработицы, достижение равновесного состояния экономики;
Благодаря этому станет возможным добиться относительной стабильности цен. Сегодня на рынке труда, недвижимости и иных типах рынков мы наблюдаем дисбаланс в спросе и предложении, что является первопричиной скачкообразной динамики ценообразования;
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.
Политика дешевых денег (экспансионистская) характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Для этого необходимо, во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.
Политика дорогих денег (рестрикционная) имеет своей целью ограничение денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия. Повышение учетной ставки процента, что не стимулирует заимствований коммерческих банков у центрального банка. Увеличение резервной нормы. Продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, принятым в 2002 г. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Согласно Конституции РФ (ст. 75 п. 2) защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России.
Центральный банк
- это главное звено в денежно-
Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:
Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.
Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегическая политика ЦБ РФ составляет три года.
Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка. Инструменты и объекты денежно-кредитного регулирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Инструменты |
Денежно-кредитная политика |
Денежно-кредитное |
Оределение |
Стратегия государства в области регулирования денежной массы |
Мероприятия, проводимые Центральным банком РФ, для достижения целей ДКП |
Субъект |
Государство |
Центральный банк |
Объект |
Денежная система |
Уровень инфляции, ставка рефинансирования, нормативы обязательных резервов |
Операции на открытом рыке |
|
Ломбардные, депозитные аукционы, облигации Банка России |
Операции постоянного действия |
|
Кредиты (внутридневные, овернайт), депозитные операции |
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность. А в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
Этот инструмент денежной (монетарной) политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Дальнейшее незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.
Формирование резерва в известной мере гарантирует соблюдение ликвидности коммерческого банка. Однако вся сумма образованного резерва используется только при прекращении деятельности банка для расчетов по его обязательствам. Таким образом, формируемый в ЦБ РФ резервный фонд является фондом всей банковской системы России. Он служит для обеспечения ликвидности конкретного банка, но еще в большей мере совокупной банковской ликвидности.