Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Кредитно-денежная политика на современном этапе

Содержание

Введение….............................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы кредитно-денежной политики.................................................................................................................. 5
1.1 Понятие кредитно-денежной политики и ее виды……………………...5

1.2 Методы кредитно-денежной политики и ее регулирование
Центральным Банком……........................................................................ 7

Глава 2. Кредитно-денежная политика за рубежом...........................................16

Глава 3. Анализ кредитно-денежной политики в России..................................32

3.1 Динамика и современное состояние........................................................32

3.2 Прогнозное развитие….............................................................................34

Заключение…………………….............................................................................37

Список использованной литературы…………………………..………………41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.33 Кб (Скачать)

Метод процентной ставки Центрального банка может быть представлен двумя направлениями: как регулирование займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими  банками увеличиваются резервы  коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более  того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

Определение размера  учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции.  Цель этих операций изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России использует на практике следующие варианты проведения депозитных операций:

    • депозитные аукционы;
    • привлечение депозитов по фиксированной процентной ставке;
    • прием в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы «рейтерс-дилинг»;
    • прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливает действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления банка (по причинам невыполнения банком обязательных резервных требований Банка России, при наличии просроченной задолженности по кредитам Банка России и (или) по другим причинам).

Операции на открытом рынке Центрального банка в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции на открытом рынке Центрального банка оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные ресурсы.

Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и операции с обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит  из двух частей: сначала одна сторона  продает ценные бумаги другой стороне  и одновременно берет на себя обязательства  выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), затем  происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и  представляет тот доход, который  получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО - особый вид договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями. Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого не нужно вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать.

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться центральными банками с 30-х годов XX столетия как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.

Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд  административных мер, позволяющих  регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения  и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений.

Введение «валютного коридора» способствовало регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков.

 

ГЛАВА 2. Кредитно-денежная политика за рубежом 

В большинстве  стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы, в которой можно выделить три важнейших элемента:

    • верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком;
    • на нижнем уровне функционируют коммерческие банки, которые условно подразделяются на универсальные и специализированные банки, к ним относятся: инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки; банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки;
    • на этом же уровне работают небанковские кредитно-финансовые организации: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.

В двухуровневой  банковской системе обнаруживаются связи двух типов. Во-первых, связи  между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь  между Центральным банком, с одной  стороны, и коммерческими банками, кредитными учреждениями - с другой. При этом в первом случае связь выражается в отношениях координации между указанными элементами системы, а во втором случае перерастает в отношения субординации, которые, главным образом, и обеспечивают целостность системы.

В США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого  органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая  выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые  тылы» вновь образовавшегося  банка, соблюдение нормативов по использованию  капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых  исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие  в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку  разные штаты вправе издавать собственные  банковские законы, кредитные институты  США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию  не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной  системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов  с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние  представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся  восемь институтов, занимающих как  бы промежуточное положение между  центральным банком и прочими  кредитными институтами. Такое особенное  положение определяется тем, что  только эти кредитные институты  в английской банковской системе  имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между  Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может  непосредственно влиять, поскольку  другие кредитные институты не имеют  прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного  сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где  активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством  страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с  представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения  основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки  совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию  между двумя уровнями кредитной  системы. Подобно Центральному банку  Нидерландов тесные контакты с кредитной  системой стремится поддерживать и  Австрийский национальный банк.

Немецкий федеральный  банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через  филиальную сеть, но и через крупные  немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками  установленных требований по минимальным  резервам, обеспечение кредитных  институтов, расположенных на соответствующей  территории, наличностью, а также  выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных  банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных  институтов, которые представляют собой  ядро банковской системы.

Инструменты регулирования. Центральные банки развитых стран  располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно  к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных  резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят  от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии центральных  банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят  своего выражения в практике воздействия  на экономику страны. В перспективе  можно рассчитывать на компромиссный  вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время  все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными  методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского  законодательства в ряде европейских  стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

Информация о работе Кредитно-денежная политика