Кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Кредитно-денежная политика на современном этапе

Содержание

Введение….............................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы кредитно-денежной политики.................................................................................................................. 5
1.1 Понятие кредитно-денежной политики и ее виды……………………...5

1.2 Методы кредитно-денежной политики и ее регулирование
Центральным Банком……........................................................................ 7

Глава 2. Кредитно-денежная политика за рубежом...........................................16

Глава 3. Анализ кредитно-денежной политики в России..................................32

3.1 Динамика и современное состояние........................................................32

3.2 Прогнозное развитие….............................................................................34

Заключение…………………….............................................................................37

Список использованной литературы…………………………..………………41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.33 Кб (Скачать)

Выбор той или  иной стратегии центрального банка  зависит от ориентации экономики  страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к  другим валютам).

В соответствии с выбранной стратегией центральные  банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

В целях регулирования  объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как  это происходит в настоящее время  в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские  страны с развитой, ориентированной  на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

Мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).

Дисконтная (Учетная) и залоговая политика центрального банка. Кредитные институты имеют  возможность получать при необходимости  кредиты центрального банка путем  переучета векселей или под залог  ценных бумаг. Смысл дисконтной и  залоговой политики заключается  в том, чтобы методом изменения  условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически  во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность  рефинансирования непосредственно  в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под  залог ценных бумаг, так и без  залога.

Рефинансирование  в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету  векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом  переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся  требования к качеству принимаемых  в залог ценных бумаг, ставка по залоговым  кредитам; при необходимости количественное ограничение или временное приостановление  выдачи залоговых кредитов.

При осуществлении  дисконтной и залоговой политики центральный банк может селективно воздействовать на определенные отрасли  народного хозяйства путем поощрения  или ограничения приема к переучету  или в залог векселей определенного  рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог  и к переучету векселей. Селективное  воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог  или к переучету, центральный  банк снижает в целом кредитный  потенциал коммерческих банков.

Поэтому в настоящее  время общеэкономический эффект воздействия путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает  по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.

Изменение контингента  рефинансирования позволяет центральному банку достигать следующего эффекта. При ограничении контингента  коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например к залоговым кредитам, что  означает снижение объема их кредитного потенциала и удорожание кредитов. Ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета.

В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные  институты имеют возможность  рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам  ниже рыночных. В Германии и Дании  кредитные институты могут при  этом получать практически нелимитиро-ванные кредиты центрального банка дополнительно  по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность  по сравнению с коммерческими  банками других европейских государств.

Рассмотрим действие данного инструмента на примере  изменения величины учетной ставки. Если цель центрального банка - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

Если целью  центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает  учетную ставку. В этом случае кредитный  потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими  кредитам получат импульс к снижению.

Изменение учетной  ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке  ценных бумаг, в чем проявляется  косвенное воздействие данного  механизма регулирования. Повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос  на ценные бумаги уменьшается как  со стороны не банков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.

Таким образом, рост учетной ставки центрального банка  относительно уменьшает рыночную стоимость  ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет  к процессам, обратным рассмотренным  ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается  их рыночная стоимость.

Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный  банк выполняет «сигнальную миссию». Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и  небанковские учреждения расценивают  как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение  учетной и ломбардной ставок и  служит сигналом к проведению контрактивной  денежной политики. Такие сигналы  позволяют кредитным институтам «подготовиться» к новым мерам  центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря  его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики.

В результате учетная  и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного  воздействия на ликвидность кредитных  институтов путем изменения условии  переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное  воздействие на экономику страны

Центральный банк Российской Федерации предоставляет  банковскому сектору централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамках денежно-кредитной программы  Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г. механизм рефинансирования кредитных  институтов, принятый в развитых странах, в практике экономического регулирования  Банка России фактически отсутствовал. Центральный банк Российской Федерации  пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования  объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного  регулирования не удалось. С января 1997 г. ЦБ РФ изменял ставки рефинансирования несколько раз и снизил их с 48%, 42%, 36%, 24% до 21% в октябре 1997 г.

Курс Банка  России на развитие рыночных механизмов регулирования выразился в организации  кредитных аукционов, с введением  которых ограничивается административное установление процентных ставок и объемов  кредитов центрального банка.

Политика обязательных резервов. В развитых странах, кроме  Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется  требование размещения ими в центральном  банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного  инструмента в разных странах  наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные  структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

Требования минимальных  резервов появились как страховка  ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных  резервов существует и сегодня. Поддерживая  ликвидность банков, центральный  банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».

Как инструмент денежной политики минимальные резервы  выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег  коммерческими банками. Во многих странах  минимальные резервы практически  уже не используются как инструмент «жесткого» регулирования, так как  центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого  рынка.

По закону о  Немецком федеральном банке центральный  банк правомочен требовать от кредитных  институтов соблюдения беспроцентных  минимальных резервов.

В качестве компенсации  за необходимость держать в центральном  банке беспроцентные резервы  для коммерческих банков существует ряд льгот:

    • бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;
    • причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.

Кроме приведенных  выше «компенсирующих мер», дополнительно  используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.

При установлении ставок по минимальным резервам большую  роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и  коммерческими банками. Так, в Нидерландах  повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между  центральным банком Нидерландов  и коммерческими банками.

В механизме  расчета ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются  существенные различия. Резервные обязательства  ориентируются, как правило, по состоянию  или росту определенной части  обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне  банковского баланса, величина которых  должна согласовываться с величиной  выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при  расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В  некоторых случаях учету при  определении величины минимальных  резервов подлежат и межбанковские  обязательства.

Практически во всех развитых странах процесс подачи данных коммерческими банками для  расчета минимальных резервов формализован. Так, Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра, посредством которого отдельные  кредитные институты заявляют о  своих обязательствах, подлежащих учету  при расчете минимальных резервов.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных  категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный  банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных  институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами  в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

Размеры ставок по минимальным резервам существенно  колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится  Япония, где ставка по минимальным  резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных  институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между  ставками по минимальным резервам можно  объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная  ставка, обязательства по минимальным  резервам обычно не являются беспроцентными.

Информация о работе Кредитно-денежная политика