Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Основополагающей целью кредитно-денежной политики
является помощь экономике в достижении общего уровня
производства, характеризующейся полной занятостью и
отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в
изменении денежного предложения с целью стабилизации
совокупного об'ема производства занятости и уровня цен.
1 Теоретические аспекты кредитно-денежного регулирования.
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования.
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики.
1.2.1 Рефинансирование коммерческих банков:
- переучет векселей;
- операции на открытом рынке.
1.2.2 Политика обязательных резервов.
1.2.3 Ограничение кредитования центральным банком.
1.2.4 Политика количественных кредитных ограничений.
1.3 Политика дешевых и дорогих денег.
1.4 Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной
политики.
2 Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере
Японии и Мексики.
2.1 Денежно-кредитная политика в Японии.
2.2 Монетарная политика в Мексике.
3 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной кредитно -
денежной политики (опыт США).
4 ЛИТЕРАТУРА
лирования,опосредованные ликвидными позициями банков , высту-
пающие в роли непосредственных суб'ектов кредитной экспансии.
- 4 -
Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной
политики.В основе подхода к данной политике лежала идея изби-
рательной поддержки - "своего рода искусственной селекции
предприятий".Инициативу в проведении реформ в данной сфере
взяло на себя правительство . И здесь оно активно использовало
двойной эффект занижения процентных ставок : с одной стороны ,
административное установление процентных ставок на чрезвычайно
низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало нор-
му накопления , перераспределяя средства в пользу банковского
сектора , а с другой стороны , регулирование кредитных ставок
и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволя-
ли Центральному банку и правительству в приказном по сути по-
рядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой
индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой по-
литики - ни Банк Японии , ни правительство не считали для себя
возможным оставить решение вопроса о направлении перераспреде-
ления средств , а соответственно и имевшихся редких ресурсов
стихийному рыночному процессу."Именно способность высшего
государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от
сиюминутных интересов первоначального накопления и использо-
вать всю силу государственного принуждения для соблюдения
устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому , одной из
причин быстрого и здорового экономического под'ема страны в
50-е - 70-е годы ".
Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за
денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на
косвенный контроль , Банк прибегал к непосредственному вмеша-
тельству в процессы на рынках банковского кредитования , в
первую очередь краткосрочного.Так , по свидетельству Бра-
- 5 -
гинского, "Банк Японии прямо контролировал формирование основ-
ной части денежной массы ".Анализируя политику контроля за де-
нежной массой, автор подтверждает справедливость известного
тезиса о том ,что "попытки воздействия на инвестиционный спрос
посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эф-
фект в случае , когда они используются для предотвращения вы-
хода из спада".Понижение уровня процента или либерализация
предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть сти-
мулом для производственных инвестиций.В Японии в основе высо-
кого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса
в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на ка-
питал" .Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных
ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью
перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в
пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффектив-
ные инвестиции.
В 80-е годы было ограничено использование кредитно-де-
нежной политики для селективного регулирования потоков ссудно-
го капитала , прилагались усилия для ограничения масштабов и
сфер деятельности правительственных финансовых учреждений и
институтов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремле-
ние перенести акцент с регулирования совокупного спроса на
контроль за денежной
массой и ценовой динамикой.
К 4редитно-денежная политика в Мексике
В первой половине 80-х годов мексиканская экономика нахо-
дилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом
внешней задолженности , нарастающей инфляцией и массовым
- 6 -
бегством частных капиталов из страны. К тому же особенностью
развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции
государства в экономике, жесткая регламентация режима деятель-
ности иностранных банков , суровая централизованность госу-
дарственного регулирования деятельности национальных банков. В
этих условиях правительство начало проводить экономическую ре-
форму.
В результате антикризисных мероприятий правительства на-
чался поворот финансово-экономической политики в сторону мо-
дернизации и либерализации экономики, развития рыночных меха-
низмов, а также большой "открытости" экономики и интегрирован-
ности ее в мировое хозяйство.
Остановимся на основных моментах стабилизационной полити-
ки Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское
правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - ста-
рались использовать как инструмент реструктивной монетарной
политики и придерживаться следующих положений: денежная масса
в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза
стоимость официальных инвалютных резервов станы; лимиты фи-
нансирования,предоставляемого Банком Мексики, определялись
"потолком" (максимальной суммой), который устанавливался конг-
рессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредит-
ные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием
финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно
в форме режима "обязательных вложений", который применялся до
недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для
мексиканских банков был увеличен размер обязательных специаль-
ных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов се-
лективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент
- 7 -
обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг).
Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов
по пассивным операциям коммерческих банков.
Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно бы-
ло довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписы-
валось обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения
государственных экономических программ) отраслей. Администра-
тивному регулированию подлежали также ставки банковского про-
цента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " бан-
ковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу
для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в
конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению
государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены"
банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы
обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводи-
лась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной
ликвидности" в национальной валюте в виде государственных цен-
ных бумаг ("бон экономического развития").
В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно измени-
лась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и
больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кре-
дит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной
ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской
маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал
и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, не
требующий теперь принудительного вложения банковских средств в
правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инстру-
мента банковского регулирования проводилась почти одновременно
с введением другого регулирующего показателя - "коэффициента
- 8 -
инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать
часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительст-
венных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями
центральных банковских властей, что обильный приток в Метсику
иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов
из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из
зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и
влияние на денежную массу в обращении.
Либерализация государственного регулирования банковской
системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь
по следующим направлениям:
- операции Банка Мексики как кредитора всех банков в
последней инстанции;
- поддержание нормативов минимума собственного капитала
банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам,
как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских
операций;
- хранение всеми банками депозитов до востребования, а
также кассовой наличности в Банке Мексики;
- интервенции Центрального банка на денежном рынке;
- осуществление и регулирование селективного кредитования
приоритетных отраслей в основном через государственные банки
развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;
- введения для банков нового норматива контроля - "коэф-
фициента инвалютной ликвидности";
- создание специальных резервов банков под сомнительные
долги;
- разработка более строгих правил и условий для пре-
доставления кредита лицам и организациям, связанные с акционе-
- 9 -
Информация о работе Кредитно денежное регулирование в условиях рыночной экономики