Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Основополагающей целью кредитно-денежной политики
является помощь экономике в достижении общего уровня
производства, характеризующейся полной занятостью и
отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в
изменении денежного предложения с целью стабилизации
совокупного об'ема производства занятости и уровня цен.
1 Теоретические аспекты кредитно-денежного регулирования.
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования.
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики.
1.2.1 Рефинансирование коммерческих банков:
- переучет векселей;
- операции на открытом рынке.
1.2.2 Политика обязательных резервов.
1.2.3 Ограничение кредитования центральным банком.
1.2.4 Политика количественных кредитных ограничений.
1.3 Политика дешевых и дорогих денег.
1.4 Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной
политики.
2 Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере
Японии и Мексики.
2.1 Денежно-кредитная политика в Японии.
2.2 Монетарная политика в Мексике.
3 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной кредитно -
денежной политики (опыт США).
4 ЛИТЕРАТУРА
называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения
банки обнаруживают, что их резервы слишком малы , чтобы удов-
летворить предписываемой законом резервной норме , то есть их
текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэто-
му, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточ-
ных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета ,
воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые вып-
лачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вы-
зывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сок-
ратит инвестиции , уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения
денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его
издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляци-
онное давление.
4Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной
политики.
4Необходимо отметить сильные и слабые стороны кредитно -
4денежной политики. В пользу монетарной политики можно привести
4следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению
4с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной
4политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения
4в законодательных оранах власти. Иначе обстоит дело с кредитно
4- денежной политикой. Центральный банк и другие органы 0,
- 9 -
4регулирующие кредитн 0о 4- денежную сферу, могут еж 0е 4дневно
4принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым
4влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй
4немаловажный аспект связан с тем, что в развит 0ы 4х странах
4данная политика изолирована от политического давления 0; кроме
того, 4она по своей природе мягче , чем фискальная политика и
4действует тоньше и потому представляется более приемлемой в
4политическом отношении.
4Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих
4денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно
4способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в
4которой банки вынуждены огранич 0и 4ть об'ем кредитов. А это
4означает ограничение предложения денег. Политика деш 0е 4вых денег
4может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то
4есть возможность предоставления ссуд, однако она не в
4состоянии гарантировать , что банки действительно выдадут
4ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации
4действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное
4явление называется цикличной ассиметрией , причем она может
4оказаться серьезной помехой кредитно-денежного регулирования
4во время депрессии. В более нормальные периоды пов 0ы 4шение
4избыточных резервов ведет к п 0р 4едоставлению дополнительных
4кр 0е 4дитов и 0, 4тем самым 0, 4к увеличению денежного предложения.
Другой 4негативн 0ый фактор 4, 0замеченный 4некоторыми
4неокенсианцами , заключается в следующем. Скорость обращения
4денег имеет тенденцию меняться в направленнии, противоположном
4предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения
4в предложении денег , вызванные политикой, то есть когда
4предложение денег ограничивается 0, 4скорость обращения денег
4склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются
4политические меры для увеличения предложения денег в период
4спада, 0весьма вероятно падение 4скорост 0и 4обращения денег 0. Иными
4словами, при деш 0е 4вых ден 0ьгах 4скорость обращения денег
4снижается ,при обратном ходе событ 0и 4й политика дорогих денег
4вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что
4общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение ,
4умноженное на скорость обращения денег. И 0, 4следовательно , при
4политике деш 0е 4вых денег, как было сказано 0выш 4е , скорость
4обращения денежной массы падает, а 0, 4значит 0, 4и общие расходы
- 10 -
4сокращяются, что противоречит целям политики. Аналогичное
4явление происходит
при политике дорогих денег.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ
ЯПОНИИ И МЕКСИКИ
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирова-
ния денежно-кредитных и финансовых институтов , позволяющий
оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, под-
держания ликвидности рынка,эффективном осуществлении платежей,
переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей
страны к рыночной экономике определенный интерес составляет
ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансо-
во-экономической стабилизации,в частности, на примере одной из
наиболее развитых стран мира - Японии и на примере Мексики,
которая является одной из самых развитых стран Латинской Аме-
рики.
Денежно-кредитная политика в Японии
Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно
- денежного регулирования, необходимо отметить следующие мо-
менты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем
в области кредитно-денежного регулирования.
Производственные корпорации в Японии имели слабые фи-
нансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэто-
му банковская система сыграла огромную роль в формировании
условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е го-
ды.Именно банковские учреждения позволили "поставить на ноги"
группу крупных корпораций,составляющих сегодня неизменную
основу экономического процветания страны. Брагинский ,автор
- 2 -
книги "Кредитноденежная политика в Японии" утверждает,что
"только банковская система с ее возможностью активно создавать
кредит ,а не просто аккумулировать и перераспределять уже име-
ющиеся у предпринимателей и домашних хозяйств финансовые
средства, могла обеспечить потребность японских корпораций в
кредитных ресурсах."
Нужно отметить , что главной особенностью функционирова-
ния банковской системы в Японии в течение почти всего послево-
енного периода была высокая степень правительственного контро-
ля. Опираясь на на такой инструмент,как кредиты Центрального
банка частному финансовому сектору на льготных условиях ,госу-
дарственная бюрократия фактически регулировала как процентные
ставки, так и направления кредитования,что позволяло сравни-
тельно успешно реализовывать государственные приоритеты.
Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали
чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового
сектора и постоянное превышение размеров кредитов над об'емом
средств на банковских депозитах.В последующем постепенное воз-
растание роли самофинасирования и соответственно меньшая за-
висимость промышленных корпораций от банковского кредитования
в итоге подорвали возможности административного руководства со
стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализа-
ции кредитно-денежного рынка.
В последние десять лет основной особенностью современного
японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура
и жесткое регулирование процентных ставок."При этом - отмечает
Брагинский - либерализация процентных ставок в последнее деся-
тилетие была определена не столько соображениями эффективности
, сколько необходимостью размещения на рынке громадного коли-
- 3 -
чество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки дол-
госрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней
день".
Что касается инструментариев кредитно-денежной политики
Центрального банка , то такие классические средства, как мани-
пулирование учетной ставкой и нормами резервов , а также опе-
рациями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение
нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значе-
ние , уступая в этом качестве прямому количественному рациони-
рованию кредита в условиях искусственно заниженного уровня
процента.
В последнее время , правда , ситуация несколько меняется:
ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его ин-
тернационализация , а также появление альтернатив в виде
растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали
об'ективную экономическую основу административного регулирова-
ния и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к тра-
диционному , классическому инструментарию. Увеличилась степень
гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до
рыночного уровня.С 1971 года Банк Японии начал операции на
вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операци-
ям с облигациями госзаймов,перейдя к системе открытой подписки
на них. Наконец,был сформирован рынок краткосрочных ценных бу-
маг правительства и начаты массовые операции на других рынках
краткосрочного капитала. Все это дает Брагинскому основания
говорить о качественной смене модели регулирования кредит-
но-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регу-
Информация о работе Кредитно денежное регулирование в условиях рыночной экономики