Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:25, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении феномена коррупционной деятельности в рамках нашей страны не только на современном этапе, но и на всем протяжении истории России.
Для этого я ставлю следующие задачи:
• Проследить, как развивалась коррупция в нашей стране и как с ней пытались бороться раньше;
• Рассмотреть причины и специфику условий, благоприятствующих возникновению коррупции;
Следующим важным шагом по борьбе с взяточничеством стало Соборное Уложение 1649 года. Такая разница во времени между изданием свода законов объясняется тем, что XVII век был периодом смуты и запомнился как «бунташный». В этот период Россия чуть не потеряла свою независимость, и основные силы были направлены на ее сохранение. Это период настоящего беспредела, поэтому Уложение 1649 года должно было нормализовать ситуацию. Оно выступает против посулов. Здесь нужно немного сказать о разделении законов по Уложению. Они подразделяются в частности на политические (направленные против государства), и против порядка управления, а также уголовные, которые в свою очередь подразделяются на должностные и против жизни людей.
К первой группе относились преступления в основном судей, которые вершили суд в пользу человека, заведомо давшего судье взятку. Это расценивается как должностное преступление, превышение своих полномочий. И статей, направленных против такого рода преступлений достаточно много, из чего можно сделать вывод, что коррупция была весьма распространенным явлением в то время. Например, в главе X «О суде» статьи 5 и 6.
Статья 5 гласит, что если суд был несправедливым, то с судей, которые были причастны к этому, взимался тройной иск, судебные пошлины, пересуд и правый десяток. Кроме того, судей снимали с должностей, думных чинов лишали чести а недумных казнили торговой казнью: «А будет который боярин или околничей, или думной человек, или дияк, или иной какой судья, исца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виноватого оправит, а сыщется про то допряма, н на тех судьях взяти исцов иск втрое, и отдати исцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток възяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у околничего, и у думного человека отняти честь. А будет который судья такую неправду учинит не из думных людей, и тем учинити торговая казнь, и въпередь им у дела не бытии».26
Согласно статье 6, то же самое касалось городских воевод, дьяков и приказных людей: «Да и в городех воеводам и дияком и всяким приказным людем за такия неправды чинити тот же указ».27
Помимо того, что Уложение наказывала за прямую поимку, оно еще предусматривало всевозможные хитрости, на которые могли пойти судьи ради получения взятки. Они могли попросить своих родственников. Это нашло отражение в статьях уложения. И, как следствие, можно сделать вывод, что эта практика обходных путей была достаточно распространена до 1649 года, т.к. Соборное Уложение уже разработало соответствующие меры для пресечения таких действий. В главе X «О судах» в статье 7 говорится следующее: «А будет кто учнет бити челом на судью, что он обвинил его неделом по посулом, а взял де от того неправаго дела на судью посул брат его, или сын, или племяник, или человек, и то судное дело взнесть слушати бояром, и учинити в том деле указ, смотря по делу. А челобитчика, и на кого он сказывал про посулы, ставити с очей на очи, и роспрашивати и сыскивати про посул всякими сыски накрепко, тот человек, на кого в посулех будет челобитье, посул взял ли, и будет взял, и по судьину ли приказу он посул взял, да будет сыщется допряма, что посул взят по судьину велению, и судное дело вершено неделом по посулу, и судье за то учинити указ, как о том писано выше сего». Если же все-таки взятка была получена родственником без ведома судьи, то судью не наказывали. 28
Кроме того, Соборное Уложение 1649 года предусматривала не только получение денежных средств, но и волокиту, подделку судебного ела, его вынос из приказа. Согласно главе X «О судах», статье 129 – если дела велись неисправно, или вовсе уголовное дело пропадало, то с дьяка взыскивались пошлины, его били кнутом и отстраняли от должности. «А будет которой подъячей суднаго дела в книгу не запишет для того, что бы про то было не ведомо сколко с того дела доведется взяти государевых пошлин, и чтобы ему теми пошлинами самому покорыстоватися, и сыщется про то допряма, или кто на него то впрям доведет, и тому подьячему за то учинити наказание, велети его у приказу при многих людех бити кнутом, а пошлины с ого суднаго дела велети доправити на том, с кого те пошлины взяти доведутся. А будет тот же подьячей в таком воровстве объявится в другие, и его за то велети бити кнутом по торгом, и ис подьячих его отставити, и сослати в украинныя городы в службу, в какую пригодится». 29
Таким образом, на данном этапе можно увидеть, что государство осознало всю необходимость борьбы с коррупцией, ее масштабы и урон, который она наносила. Издаются более жесткие и настойчивые законы. Но, в то же время, чиновники и судьи искали всевозможные лазейки, чтобы обойти закон. К тому же, в основном наказывались служащие низших рангов. Тем не менее, статьи Соборного уложения стали серьезным шагом для того времени.
В XVII веке наметился курс на политику абсолютизма, а вместе с тем – идеи справедливости, верховной власти царя, главной цели – всеобщего блага. Так, указ от 30 января 1701 года гласит: «для своего лишнего мздоимания, отговариваются всякими приказными, будто нужными делами, волочат за крепостью недели по три и четыре, а иных месяцев по два…» Указ намеренно подчеркивает свое отрицательное отношение к взяточникам, и показывает, что намерен бороться с этим.30
В 1714 году Петр I издал указ «О воспрещении взяток и посулов». Данный закон был направлен против судебной волокиты. Причем, Петр I решил, что целесообразно было бы увеличить жалование поместным чиновникам и установить нормированный оклад губернаторам. Этим же указом был окончательно положен конец системе кормлений.31
17 марта 1714 года появился «Указ о фискалах и о из должности и действии». Он предписывал фискалам принимать меры по борьбе с взяточничеством и казнокрадством. Но на самом деле фискалы не всегда выполняли эти задачи, т.к. сами были частью бюрократического чиновничьего аппарата, и нередко тоже злоупотребляли.32
Не менее важны для рассмотрения Воинские Артикулы 1715 г. В них подробно описаны должностные преступления. Так, в 194 артикуле это злоупотребление властью в корыстных целях, и ответственность за недоносительство. Доносить нужно было лично царю. Иными словами, артикул был направлен против должностных нарушений; 184 артикул описывает взяточничество. Кроме того, Артикулы различают преступления против порядка управления. Среди них – 199 артикул – подделка денег; подделка печатей и документов – 201 артикул и 198 артикул – лжесвидетельство. За все преступления против управленческого порядка полагались самые высшие меры наказания – телесные, тюрьма и даже смертная казнь.33
В 1722 году появился еще одни указ, направленный на борьбу с казнокрадством, взятками и другими злоупотреблениями должностных лиц. В нем Перт Великий предписывает исполнять законы абсолютно всем должностным лицам. Тем, кто этого не делает, грозит смертная казнь вне зависимости от положения и прошлых заслуг.
В январе 1724 года Петр утвердил 50 главу Генерального регламента коллегий. Там он перечислял случаи превышения должностных обязанностей. Это был своего рода революционный документ, так как впервые в истории России он установил ответственность за злоупотребления министрам. Состав преступления, определяемый документом, включал в себя и превышение власти, и злоупотребление властью в нашем сегодняшнем понимании. Кроме того, наказывалось и бездействие, в тех случаях, когда оно приводило к злоупотреблениям.
Как нетрудно заметить, Петр I проводил достаточно жесткую политику по борьбе со взяточничеством. Теперь наказание полагалось и более привилегированным членам общества.
Позднее, данная линия была нарушена при последующих правителях. Так, в 1727 году острая нехватка денег вынудила вернуться к системе «акциденции», которая предполагала работу служащих в городе без жалования с правом брать «акциденцию от дел». Стоит ли говорить, что за этот период коррупция выросла в разы. И только в 60-х гг. XVIII века такая система была ликвидирована.34
Чтобы еще больше усилить меры по борьбы с коррупцией, правительство решило упорядочить взыскания. Это было сделано для повышения ответственности гражданских служащих. В 1845 г. в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» была включена глава «О мздоимстве и лихоимстве». В этой главе взяточничество, квалифицировалось как преступное деяние и подразделялось на «мздоимство» и «лихоимство». Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных обязанностей и законов по службе чиновник подвергался наказанию в виде штрафа, которая составляла двойную цену взятки или снятие с должности. Взяточничество, которое сопровождалось нарушением служебных обязанностей, квалифицировалось как злоупотребление властью. 35
Наказания за должностные преступления активно применялись в течение всего XIX в. Только за период с 1841-по 1859гг., около100 тыс. чиновников государственного аппарата были привлечены к ответственности за взяточничество и присвоение государственного имущества.
Со временем, с утверждением капитализма, произошло «сращивание» промышленной олигархии и правительственной бюрократии. Правительство понимало, что нужно срочно принимать меры. В декабре 1884 г. Александром III был подписан указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях». Согласно этому указу, высшим должностным лицам запрещалось параллельно работать в различных торговых промышленных товариществах, а также в общественных и частных кредитных ассоциациях. Чиновникам других классов разрешалось участвовать в создании компаний, если это небыло связано с вредными последствиями для государственной службы и на то было получено разрешение. Те, кто вопреки запретам принимал участие в учреждении торгово-промышленных компаний, тот должен был оставить государственную службу. В случае неподачи этими должностными лицами заявления об отставке в течении трех месяцев, их увольняли со службы в приказном порядке. 36
После революции 1917 года, первым законом антикоррупционной направленности стал Декрет СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. Он предполагал лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами. Помимо всего этого, подчеркивался классовый подход - если взяточником оказывалось лицо из имущего класса, то его приговаривали "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам, а все имущество подлежало конфискации". 37
В УК РСФСР, согласно части 1, статьи 170 - за злоупотребление властью или служебным положением предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы на срок до 2 лет, или увольнение от должности. Получение взятки без отягчающих обстоятельств наказывалось лишением свободы от3 до 10 лет с конфискацией имущества. Если отягчающие обстоятельства были, то лицо приговаривали к лишению свободы от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от 2 до 5 лет или без ссылки; а при особо отягчающих обстоятельствах - смертной казнью с конфискацией имущества.
Но, тем не менее, несмотря на невероятно жесткие законы, советской власти так и не удалось искоренить коррупцию. Возможно, ее стало меньше. Но только потому, что она преобразовалась в качественно новую форму – борьбу за власть. Ведь именно политическая власть, а не деньги давала в СССР максимум возможностей. Кроме того, на человека с деньгами все еще смотрели как на буржуя. А люди со статусом политического деятеля, наоборот, вызывали уважение. Таким образом, основная борьба сконцентрировалась на проникновение в политическую структуру. А это не могло не повлечь «кумовства», потворства и других превышений должностных полномочий.
Борьба с коррупцией в новой России началась весной 1992 года.
Таким
образом, проследив длительную историю
борьбы с коррупцией, начиная от Ивана
III и заканчивая распадом советского союза
– какой можно сделать вывод? Во-первых,
еще раз убедиться, что коррупция была
в нашем государстве всегда и в особо
острых проявлениях. Независимо от жесткости
правителя и суровости, принимаемых им
законов, чиновники искали различные лазейки,
чтобы обойти закон. Тем не менее, нельзя
просто признать факт предрасположенности
страны к высокому уровню коррупции и
не разрабатывать дальнейших планов. На
мой взгляд, такая длительная история
борьбы с переменным успехом должна показать,
что нам еще много над чем нужно поработать.
Два последних десятилетия нашей страны наблюдается особое оживление в сфере борьбы с коррупцией. Практически каждый документ федерального уровня в области борьбы с преступностью, не может обойтись без упоминания о коррупции. Издаются специальные законы и постановления антикоррупционной деятельности.
После перестройки, ее масштабы увеличились настолько, что уже нельзя было ничего не предпринимать. В предыдущем пункте я уже давала общий обзор борьбы с коррупцией в России. Сейчас мне бы хотелось подробнее рассмотреть тенденции последних 7 лет и, проанализировав постановления федерального уровня, так или иначе имеющих отношение к антикоррупционной деятельности, сделать общий вывод о методах борьбы.
Первый документ, который необходимо рассмотреть, это Федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 гг.)» В ней говорится, что: «утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах». Таким образом, можно сделать вывод - механизм реформирования запущен. Правительство осознало, что старые методы уже не являются эффективными, и нужны новые стимулы. Теперь правительственная политика взяла курс на разрешение конфликта интересов на государственной службе, повышении мотивации и законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих. Создание дееспособного и эффективного аппарата исполнительно власти является одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед Президентом и Правительством РФ. Но нынешнее состояние этого аппарата пока оставляет желать лучшего.38