Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:25, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении феномена коррупционной деятельности в рамках нашей страны не только на современном этапе, но и на всем протяжении истории России.
Для этого я ставлю следующие задачи:
• Проследить, как развивалась коррупция в нашей стране и как с ней пытались бороться раньше;
• Рассмотреть причины и специфику условий, благоприятствующих возникновению коррупции;
Но, даже скинув гнет ига, сразу государственный аппарат в Московском государстве не сформировался. Для осуществления управления в уездах и волостях, Великий князь Московский раздал управление наместникам волостелей. Они получали кормления с населения, которые являлись для них «сверхдоходом». Такая система порождала произвол и благоприятную среду для развития коррупции. И только в 1555 году система кормлении была официально отменена Иваном Грозным, хотя на практике она существовала еще достаточно долгое время.
Но хотя Иван IV и способствовал ограничению системы кормлений, его политика опричнины вкупе с Ливонской войной, подорвала все сложившиеся нравственные устои и отбросила страну далеко назад. Это стало еще одним фактором распространения коррупционной деятельности и беззакония.
Положение еще больше усугубил период Смуты. Система, установленная Иваном Грозным, была сломлена, и произошел возврат к системе кормлений. Во главе уездов встали воеводы, которые не получали государственное жалование. Совершенно очевидно, что они выжимали последние соки из населения. А так как перед страной встала угроза потери государственности, контроль над управленцами практически не осуществлялся, что давало благоприятную среду для развития коррупции и беззакония.
Но проявление коррупционной деятельности происходило не только в провинции. Власти стремились сосредоточить в Москве все судебные дела. Воеводы на местах решали самые незначительные споры. Если дело было серьезное, приходилось ехать в столицу. Но там жители сталкивались с «волокитой». Дела двигались очень медленно, и чтобы процесс пошел быстрее, приходилось давать взятку.
Взяточничество не могло способствовать установлению доверительных отношений между народом и властью. Наоборот, появлялось пренебрежение к чиновникам и к органам государственного управления. В период смуты развивалось лихоимство. Так, например, известен один чиновник, возглавлявший Земский приказ – Леонтий Степанович Плещеев. Он сажал людей в тюрьму, иногда по ложным доносам, а иногда и просто без причины, и освобождал их потом только за взятку. Во время бунта, толпа потребовала его выдачи. Затем, когда палач вывел чиновника на площадь, толпа с особым ожесточением растерзала Плещеева.
Немного улучшилось положение во время правления Петра I. Но и здесь все было не так гладко, как описывают нам это время многие историки. Известно, что сам Петр I пытался бороться с взяточниками. Как писал историк Павленко: «едва ли не в каждом из них готов был видеть казнокрада, мздоимца, вымогателя, человека, не знающего границ в утолении жажды наживы за счет ограбления государства и отдельных подданных государя». При императоре возник достаточно разветвленный бюрократический аппарат. Но т.к. страна вела непрерывные войны, денег на содержание этого аппарата не хватало. Между тем, аппетиты чиновников росли, и недостающее финансирование они компенсировали за счет населения.
Кроме того, во взяточничестве были замечены не только мелкие чиновники, но и те, кто сам боролся с лихоимством, и кто входил в ближайшее окружение Петра Великого. Так, например, был разоблачен сибирский губернатор князь Матвей Петрович Гагарин. Он был уличен в краже государственной казны и вымогательстве. Чиновник дошел до того, что решил присвоить себе три драгоценных камня, которые предназначались для Екатерины I, жены Петра. Гагарина казнили. Примечательно, что чиновник попался по доносу обер-фискала Нестерова, которого, публично колесовали через несколько лет за все то же казнокрадство. Что касается приближенных Петра I, то здесь яркой фигурой является Меньшиков, которого неоднократно привлекали к следствию как взяточника, и каждый раз ему удавалось избежать печальной участи благодаря снисходительности императора.
Со смертью Петра I, Российская Империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. Это было время борьбы за престол, а не решительных реформ и борьбы злоупотреблениями. Развивался фаворитизм, что только усугубляло положение. Фавориты получали высшие должности в государственном управлении и там могли хозяйничать на свое усмотрение. Тем более, зачастую чиновникам не платили жалование, т.к. денег на их содержание в казне не имелось.
Первые шаги по стабилизации положения мы видим в период правления Екатерины Великой. Но, тем не менее, коррупция продолжала существовать. Такое положение дел сохранялось и в период правления Павла I и Александра I.
Когда на престол вступил Николай I, он решил, что для начала нужно оценить ситуацию в стране. Так, появился «Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России». Этот документ отразил все беззаконие чиновников. Николай I правильно понял, что причина коррупции в бесконтрольности бюрократического аппарата. Но, к сожалению, пошел не тем путем. Вместо целенаправленных и жестких реформ, он попытался усилить личную власть. За место старых чиновников, были поставлены армейские генералы, а прежние – понижены в должностях. Но новые управители не всегда знали, как поступать. Им на помощь приходили представители старого чиновничества и снова брали управление в свои руки. Следовательно, к существенным положительным итогам такая политика не привела. Зато негативным последствием стало то, что размер аппарата государственного управления рос, денег на их содержание не хватало, и это опять вело к «лихоимству» чиновников.
Усугубляло то положение, что со времен Соборного уложения 1649 года небыло единого свода законов. Тогда, по приказу Николая I, в 1833 году был составлен Свод законов Российской империи. Тем не менее, ситуация уже вышла из под контроля и беспредел чиновников данный свод особо не ограничил. Они уже превратились в особое неуязвимое сословие. Нужны были реформы, и поражение в Крымской войне очень четко обозначило эту потребность.
В 1864 году уже Александр II, понимая всю серьезность ситуации, проводит судебную реформу. Но она также оказалась бесполезной, т.к. нужны были еще реформы и в политической сфере. Самодержавие нужно было ограничить, на что, естественно, ни один правитель в то время не пошел бы. Александр III только укрепил абсолютную монархию. В это время бюрократия процветает. Вся предпринимательская деятельность Российской империи целиком и полностью зависела от решения чиновников. Они брали взятки за разрешения вести торговлю, впрочем, все то, что есть и сейчас. Средства, направленные на развитие промышленности, шли на нужды бюрократии.
При Николае II – ситуация нисколько не улучшилась. К сожалению, последний русский царь не только не предпринял мер, но и смотрел сквозь пальцы на все злоупотребления. Теперь, взяточничеством занимались не только чиновники, но и родственники царя. Недовольство усиливалось, и можно сказать, что коррупция стала одной из причин созревания революционных настроений.
Когда к власти пришли большевики, казалось, что теперь все будет по-другому. Красная армия, защищая интересы исключительно рабочего класса больше не допустит того беспредела, который царил в царское время. Но, увы. Большевики, взяв бразды правления в свои руки, столкнулись с проблемой отсутствия собственных подготовленных кадров для управления страной. Поэтому, они не могли полностью заменить старый чиновничий аппарат. Фактически, в провинциальных городах на местах остались те же люди, которые продолжали использовать источники своего дополнительного заработка после событий 17 года.
Проблема выявила себя уже в период нэпа. Раскрываются преступления связанные с хищением государственного имущества, использование должностных полномочий в личных целях, взяточничество, и т.д. Тогда, советское правительство понимает, что только жесткими мерами можно установить порядок. В 1922 году выходит закон, согласно которому за получение взятки полагалось наказание в виде расстрела. С одной стороны, данная мера действительно была очень значимой. К тому же, замечательно работала система доносов, и лишний раз злоупотреблять побаивались. Но нельзя говорить о том, что коррупция полностью исчезла в период СССР. Она приняла другие формы. Политика советов разработала такую систему, которая выражалась в простой фразе: «От каждого по возможностям - каждому по потребностям». Главным были не деньги, а власть. Именно она давала привилегии и те возможности, которые были не доступны даже людям с деньгами.
А потом все рухнуло. Грянули времена перестройки. Это были тяжелые времена для нашей страны. Кругом была безработица, приватизация. Каждый старался выживать, как мог. Люди начали использовать свою работу и должностные полномочия в личных целях. Кто-то старался нажить состояние. Все это сопровождалось действием криминальных сил. Таким образом, большая часть крупных представителей, которых мы видим сегодня, стала таковой через злоупотребления и при помощи криминала. Где тут не процветать коррупции? С началом перестройки она получила большое распространение не только в эшелоне власти, но и среди всех слоев общества. Она стала нормой жизни.
Конечно, правительство пытается бороться с ней. И пусть не искоренить совсем, но значительно уменьшить ее проявления. В 2009 году президент Д. А. Медведев объявил коррупцию «врагом номер один» среди внутриполитических проблем.
Проследив в общих чертах историю развития коррупции в России, можно сделать печальный вывод – коррупция была на всех этапах развития нашего общества. От первобытнообщинного, до нынешнего – капиталистического. В соответствии с периодом истории она имеет свои характерные особенности и причины возникновения. Играет роль множество нюансов – религия, слабость верховной власти, или отсутствие таковой, войны, глобальная перестройка всех сфер жизни страны, и т.д. Но что является причиной коррупции на сегодняшний день? Почему мы не можем победить это зло? Поиск ответов на эти вопросы имеет такую же длинную историю, как и само явление коррупции. Но несмотря на многовековой поиск ответов, на сегодняшний день нет единого мнения, объясняющего существование данного феномена. Некоторые видят причину в самой сущности человека, в его порочности и жажде к наживе. Другие считают, что всему виной существование государства, как такового, с его разветвленным бюрократическим аппаратом.
Но для объяснения истоков коррупции важны не только причины ее появления, сколько факторы, способствующие ее распространению и характеризующие уровень ее развития.
Проблем нет там, где нет условий для возникновения этих проблем. Но для возникновения коррупции во власти есть все условия. И теперь, сохраняя их, мы пытаемся бороться с их последствиями.
Существует множество факторов развития коррупции. Они могут быть как объективными, так и субъективными. Могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода. Немаловажную роль играет то, какую область рассматривать – провинцию, или центральные области. Но, тем не менее, существует ряд универсальных факторов, которые будут действовать при любых условиях.
Во-первых, это экономические факторы. На мой взгляд, это наиболее значимый фактор, потому что материальные средства играют главную роль в коррупционной деятельности. К тому же, коррумпированность страны напрямую зависит от уровня ее экономического развития. В странах с наиболее низким уровнем коррупции, ВВП обычно имеет высокий показатель. Здесь выявляется такая закономерность – чем выше благосостояние общества, тем меньше оно идет на риск, или на конфликт с законом. Т.е. иными словами, когда риск коррупции не оправдан экономически, тогда и не возникает стимула к злоупотреблениям.
Также,
важным экономическим фактором в
рамках коррупции является материальное
обеспечение государственных
Часто, государственная политика, действуя во благо развития, само способствует развитию коррупции. Вмешательство государства в экономику неизбежно. Это дает и положительные результаты, но в то же время, вмешиваясь в регулирование рынка, создает благоприятные условия для развития коррупции. Рыночное регулирование предполагает распределение бюджетных средств. Здесь обязательно появляются те, кто желает поживиться на актах выдачи государственных кредитов, при распределении. Для того, чтобы кандидатура на выдачу кредита была рассмотрена, приходится в итоге платить немалые суммы. Такое положение вещей становится возможным благодаря неотработанной налоговой системе, отсутствие реального бюджета как такового. Как следствие, чиновники сами решают, кому недодать, кому передать бюджетные средства. А чтобы решения принимались в нужную пользу и как можно быстрее, люди вынуждены платить. Коррупция также возможна из-за отсутствия контроля за расходованием бюджетных средств в регионах.
Предоставление льгот по налогам, экспорту, импорту, лицензированию – еще одна благоприятная сфера для развития коррупции. Предоставление государственных гарантий, льгот заемщикам бюджетных средств, продление кредитных договоров – дает возможность распоряжаться этими рычагами по своему усмотрению, что также способствует развитию взяточничества. Иными словами, система предоставления таких прав есть, но контроль совершенно отсутствует.
Сейчас идет развитие банковской сферы. И многое чиновники находят выгодным для себя сотрудничество с коммерческими банками, это позволило преобразовать саму форму получения взяток, перейти к льготным кредитам, процентам по вкладам, которые могут быть завышены в несколько десятков раз.
Своеобразным бичом является приватизация государственной собственности. Она выступает источником коррупции не только в нашей стране. Но в России это ее влияние больше, в силу, во-первых, масштабности приватизации, размах которой намного шире, чем в других странах. И, во-вторых ситуация усугубляется отсутствием, или совсем слабым контролем за ее ходом.