Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:25, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении феномена коррупционной деятельности в рамках нашей страны не только на современном этапе, но и на всем протяжении истории России.
Для этого я ставлю следующие задачи:
• Проследить, как развивалась коррупция в нашей стране и как с ней пытались бороться раньше;
• Рассмотреть причины и специфику условий, благоприятствующих возникновению коррупции;
Очень жаль, но часто те, кто призван бороться с коррупцией, наоборот, способствуют ее развитию. У многих предпринимателей есть «свои люди» в правоохранительных органах. Они создают «комплексные бригады» и зарабатывают деньги на развале уголовных дел, организации давления на конкурентов в экономической сфере, занимаются вымогательством. Также, есть случаи работы сотрудников правоохранительных органов по совместительству в коммерческих предприятиях, что запрещено.
Но это только одна сторона. На мой взгляд, немаловажную роль играют политические факторы. Во-первых, важное значение играет форма правления.
Теоретически, при монархии, когда власть сосредоточена в руках одного человека - монарха или узкой группы людей, коррупция должна быть на более высоком уровне по сравнению с республиканской формой правления, как воплощением демократии и нравственности. Но на самом деле, так происходит не всегда. Это можно объяснить тем, что современное разделение монархической и республиканской форм правления условно и власть республики не всегда демократичнее, чем власть монарха.
Значительное
влияние оказывает административно-
Большое значение имеет политическая стабильность. И чем она выше, тем больше политических свобод в обществе. Политические свободы способствуют прозрачности власти, возможность огласки и раскрытие коррупционных действий. Иными словами, наличие развитого гражданского общество является гарантом снижения уровня коррупции.
Но, тем не менее, все вышеперечисленное – это общеполитические факторы. Самой главной причиной коррупции является отсутствие соответствующего законодательства, его правовой базы, постоянные изменения в действующем законодательстве и слабость контроля, не обеспечивающего жесткого наказания. Власть и контроль над коррупцией тесно взаимосвязаны. Коррупция – это показатель слабой власти и неумелого руководства. К сожалению, в России с 1993 г. идет разработка федерального закона о борьбе с коррупцией, но пока к существенным результатам это не привело.
Помимо всего существуют природно-ресурсные факторы. К их числу относят степень обеспеченности страны природными ресурсами. Их наличие является важнейшей базой для экономического развития страны, за счет которой растет ее благосостояние, а как следствие, материальная обеспеченность граждан увеличивается. Это, как говорилось выше, способствует снижению коррупции. Страны, которые изначально бедны природными ресурсами, развиваются в сторону деградации. Когда борьба за ресурсы усиливает коррупцию, она, в свою очередь усиливает хозяйственную неэффективность, а та вызывает еще больший рост коррупции, тем самым образуя замкнутый круг. Но и природные богатства могут стать стимулом для развития взяточничества, т.к. их можно продавать по ценам, намного превышающим стоимость добычи. Складывается потребительский тип взаимоотношений, что является благоприятной средой для развития коррупции. Однако будет ли это явление происходить в тои или иной стране, зависит уже от наличия других факторов, перечисленных выше.
Социокультурные факторы. Они не материальны, и могут способствовать или препятствовать созданию условий, в которых возможность получения дополнительного дохода ведет к соответствующему поведению. Но этот фактор очень сложно учитывать в связи с тем, что культурные границы редко совпадают с государственными. Такое положение можно увидеть в России, т.к. она по культурному и религиозному признакам не является однородной страной. И в данном случае, создание единого коррупционного образа государства приводит к значительным искажениям действительности.
С точки зрения культурной предрасположенности общества к коррупции важным фактором является религия. Вера воздействует на особенности восприятия человеком личного и общественного: в том случае, когда границы между частным и общим размыты, складываются предпосылки для использования общественного достояния в личных целях.
Значимым
является еще тот факт, какие религиозные
нормы и предписания
Наконец, важную роль для формирования традиций коррупции имеют особенности взаимодействия церкви и государства. Если церковная и государственная власть тесно переплетаются, то создаются наиболее благоприятные условия для коррупции в обществе.
Конечно,
список факторов, влияющих на развитие
коррупции можно продолжать и
дальше, но они будут носить уже
частный характер. Среди основных
факторов – экономические, политические,
природно-ресурсные и социокультурные.
Во всех странах с повышенным уровнем
коррупции можно найти все четыре в разной
степени преобладания. На мой взгляд, в
России главными являются экономические
и политические факторы. Слабость правовой
основы и недостаточная развитость экономического
сектора, отсутствие должного контроля
– приводят к своим результатам. Оставшиеся
два фактора накладываются поверх существующих
проблем и усугубляют положение.
Для того чтобы бороться с коррупцией, разрабатывать программы по ее искоренению, издавать соответствующие законы, нужно знать ее размах, в каких сферах она преобладает. Но сделать это очень сложно. Нельзя пустить анкеты с вопросами вроде: «Берете ли вы взятки?», т.к. это даст нулевой результат.
На сегодняшний день, многие мировые организации занимаются проблемой исследования уровня коррупции в различных странах мира. Особенно нужно выделить Транспаренси Интернэшнл (Transparency International), что в переводе на русский язык означает «Международная прозрачность». Компания была основана в 1993 году в Берлине. Сейчас это самая крупная организация, которая ежегодно опубликовывает Индекс Восприятия Коррупции. По десятибалльной шкале она оценивает уровень коррумпированности того или иного государства. Если страна оценена в 10 баллов, это означает практически 100% отсутствие коррупции, а 0 баллов – наоборот, очень высокую степень коррупции в стране. Несмотря на критику в адрес организации, к ее рейтингам прислушиваются.
Россия никогда не приближалась к отметке, хотя бы 5 баллов. А если посмотреть на рейтинг разных годов, то станет понятно, что мы ни разу даже не дотянули до отметки «3».
В1997 году значение индекса для России составило 2,3 балла (это 49 место);
В 1998 год - 2,4 балла (76 место из 85 стран);
в 1999 году — 2,4 балла (82 место из 99 стран);
в 2000 году — 2,1 балла (82 место из 90 стран);
в 2001 году — 2,3 балла (79 место из 91 страны);
в 2002 году — 2,7 балла (71 место из 102 стран);
в 2003 году — 2,7 балла (86 место из 133 стран);
в 2004 году — 2,8 балла (90 место из 146 стран);
в 2005 году — 2,4 балла (126 место из 159 стран);
в 2006 году — 2,5 балла (121 место из 163 стран);
в 2007 году — 2,3 балла (143 место из 179 стран);
в 2008 году — 2,1 балла (147 место из 180 стран);
в 2009 году — 2,2 балла (146 место);
И, наконец, в 2010 году — 2,1 балла (154 место из 178 стран).15
Как видно из приведенной выше статистики, прогнозы не утешительны. И\. несмотря на все законопроекты, которые предпринимаются и внедряются в России уже два десятилетия, не приносят сколько-нибудь значимых результатов. Более низким, чем в России, уровнем коррупции обладают Иран, Зимбабве и Мексика; а замыкают список из 178 стран Ирак, Афганистан и Сомали.16
По заключению экспертов, сегодня именно коррупция является главным препятствием на пути экономического роста России. В исследовании отмечается, что за последние годы коррупция в России приобрела системный характер. Исполнительная власть активно вмешивается в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, извлекая значительную выгоду для себя. 17
На
мой взгляд, нужно изменить систему принимаемых
антикоррупционных мер. Если не помогают
законы, издаваемые уже 20 лет, то нет смысла
пытаться применить их вновь и вновь. Нужно
выявлять людей, которые замешаны в коррупционной
системе в самом окружении верховной власти.
Но пока этого не произошло, уничтожается
только верхушка айсберга, которая нарастает
снова и снова при каждом благоприятном
случае.
Как было уже сказано, история коррупции так же длительна, как и само существование государства. Но бороться с ней начали не только сейчас. Ряд наиболее деятельных правителей также пытались ограничить ее распространение, принимая соответствующие меры.
Первым, кто встал на защиту государства, стал Иван III. Под его руководством был издан Судебник 1497 года, в котором можно найти статьи, посвященные борьбе с коррупцией. Например, статья 3 закрепляет размеры пошлин, которые могли взимать с признанного по суду виновным судьи, разбиравшие это дело. В то время особо остро стоял вопрос о централизации государства, что требовало в свою очередь упорядочения судебных сборов.18
Также, можно рассмотреть статьи 33 и 34.19 Они запрещают недельщикам брать с подследственных посулы (т.е. взятку) лично для своих выгод.
В статье 68 говорится о том, что запрет на взимание посулов распространяется на все города и волости Русского централизованного государства. Т.е. данный закон действовал не только в центре, или каком-то конкретном княжестве, а носил общерусский характер.20
Кроме того, с взяточничеством боролась не только государственная центральная власть, но и отдельные княжества. До нас дошли грамоты разных городов, некоторые статьи которых посвящены мздоимству. Так, например, в
Псковской Судной Грамоте 1467 года, 4 статья является прямым тому подтверждением; в ней говорится, что посулы запрещены и князю, и посадским людям: «…а тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику».21 Очень интересна для рассмотрения 48 статья этого же источника «о посулах». Она описывает реакцию местных жителей, с которых вымогают взятки. . « А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел». Люди пытаются отомстить чиновнику, забрать его коня, и им это ставится как грабеж. Между тем, говоря о волостеле, можно отметить, что его действия не подвергаются каким либо санкциям, и, следовательно, делаем вывод, что это обычное явление – вымогательство посула. Здесь еще присутствуют остатки старого права, которые входят в противоречие с новыми законами.22
Еще один источник, это грамота г. Новгорода – «Новгородская Судная Грамота» В ней особый интерес представляет 26 статья, она также запрещает получение посулов: «а докладшиком от доклада посулу не взять, а у доклада не дружить никоею хитростью, по крестному целованию».
Следующим шагом был Судебник Ивана Грозного – 1550 года. Нужно отметить, что Иван IV кардинально взялся за этот вопрос. Во первых, это статья 4. Дьяк, который за взятку составлял ложный протокол судебного заседания, или неправильно записал показания, платил штраф и садился в тюрьму: «А которой дьак список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, на том дьаке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму». Как видно, за посулы дьякам, которые входили в чиновничий аппарат, назначается уже серьезное наказание в виде тюремного заключения.23
Что касается статьи 32, то там речь идет уже о вымогательстве взяток недельщиком. Недльщики в XVI веке – это судебные приставы. Судя по статье, даже если они брали взятку не себе, а отдавали ее судьям, то их все равно ждала высшая мера наказания, а именно – торговая казнь: «А неделщику на суде на боар и на дворецкого, и на околничих, и на казначеев, и на дьяков посулов не просити, и самому неделщику посулов не имати. А которой неделщик возжег на суде на боярина, или на околни-чего, или на дворецкого, или на казначеа, или на дьяка посул, или собе посул воэмет, и уличат его в том, и того неделщи-ка казнити торговою казнью, а посул на нем доправити втрое да из недель выкинути.» Важно заметить, что судьи в этом деле оставались безнаказанными, т.к. они представляли высшее сословие и у них были привилегии. В итоге, эту статью можно расценивать двойственно – с одной стороны – ограничение вымогательства, с другой – потворство высшему сословию.24
Статья 53 наказывает опять же недельщика, если он отпускал осужденных разбойников за взятку. Его заключали в тюрьму, после казнили торговой казнью: «А поноровит которой неделщик татю или разбойнику по посулом, а его отпустит, и уличат его в том, и на том неделщике исцов иск доправити, а его казнити торговою казнью да вкинути в тюрму, а в казни что государь укажет». В данном случае такая строгость наказания вытекает не только из получения посула, но и содействия преступникам.25
Важно также отметить то, что правительство Ивана IV, да и сам царь понимали, что система кормлении – это самая благоприятная среда для коррупции. Сначала, государство пыталось как-то ограничить действия кормленщиков, уменьшить их полномочия, поставить их деятельность под свой контроль. И в 1555 году Иван Грозный отменил систему кормлений. И хотя в реальности она продолжала существовать вплоть до XVIII века, это был крупный радикальный шаг против беспредела коррупции.