Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать коррупцию как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ …………………. 5
1.1 Понятие коррупции ……………………………………………………. 5
1.2 Коррупция через лоббирование как средство конкурентной борьбы 7
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ …………………………………….. 13
2.1 Коррупция во внешней торговле России …………………………….. 13
2.2 Коррупция в международном инвестировании ……………………… 18
ГЛАВА III. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………………………. 23
3.1 Борьба ФТС России с коррупционными проявлениями в таможенных органах ……………………………………………………….
23
3.2 Мировой опыт борьбы с коррупцией ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

работа - Коррупция.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     - сокращение распорядительных полномочий  чиновников, контрольных и надзорных  органов власти. Пока же чиновники  Госкомстата Шевченковского района  Киева на днях изрядно повеселили  город, собрав у своих дверей  очередь предпринимателей в 250 метров;

     - упрощение процедуры обжалования  решений органов власти;

     - упрощение налогообложения. К  примеру, в Грузии из 22 налогов оставили только 6, количество видов деятельности, требующих получения лицензии, за короткое время сократилось с 909 до 144, были введены жёсткие сроки на рассмотрение заявки;

     - уведомительный, а не разрешительный  тип регулирования;

     - открытость и доступность большинства  нормативных и подзаконных актов;

     - вся информация о госзакупках  должна быть публичной и пр.

     - Повышение зарплаты служащим, что позволит вести достойный образ жизни, не прибегая к коррупции и взяткам. К примеру, в Сингапуре министрам и судьям установили просто-таки астрономическое жалованье – $100 тыс. в месяц, оплату труда государственных служащих там привязали к средней зарплате работающих в частном секторе. В Швеции зарплаты чиновников поначалу превышали заработок рабочих в 12—15 раз, сегодня эта разница сократилась до 2-3 раз. Однако не стоит преувеличивать роль жалованья в борьбе с коррупцией. Известно, что судьи в России получают до 90 тысяч рублей в месяц, но это мало изменило коррумпированность самой системы. Кроме того, в развитых странах лица, состоящие на государственной службе, получают заметно меньше, чем работающие в частном секторе. Это компенсируется тем, что госслужба даёт ощущение причастности к принятию важных решений, полезные знакомства, социальные гарантии, хорошую пенсию.

     - Свободные СМИ. Поскольку питательной средой коррупции является мрак и грязь, стало быть, прозрачность и общественная чистота способны её ослепить и оглушить. Поэтому создание в обществе атмосферы абсолютного неприятия коррупции, специализированные разоблачительные сайты, независимые расследования, способны разбудить пассивное общество, в конечном счёте, привести к обновлению власти. Сила слова – великая сила18.

     Итак, подведём итоги. В последнее время ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах. В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России. Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении сотрудниками таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушения. В тоже время полностью искоренить коррупцию не удалось ещё ни одному государству, но многие существенно снизили её порог. Это было достигнуто благодаря всеохватной, системной, комплексной и постоянной антикоррупционной борьбе. На первый взгляд, простые и очевидные вещи, почему же в одних странах они приносят ощутимый результат, а в других ничего не меняется. Увы, но эффективной борьбой с коррупцией может заниматься только та власть, которая в ней незапятнанна. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

     Между словами коррупция и лоббирование можно поставить знак равенства. Если представить себе технологию лоббирования в самом общем виде, то она будет выглядеть достаточно просто. Первым и необходимым условием лоббирования является наличие двух заинтересованных сторон и посредника. Второе условие возникновения ситуации лоббирования — недоступность ресурса для Претендента, по крайней мере, впрямую. Естественно, каждая из сторон может быть не одним человеком, а группой лиц или структурой. Задачей посредника в сложившей ситуации становится реализация целей своего клиента-Претендента.

     Теневая экономика, олигархический капитализм, "бешеные" деньги в результате номенклатурно-криминальной приватизации стали платформой коррупции. Образовался "железный треугольник", сцепленный одной цепью: коррумпированная бюрократия; криминальный бизнес; организованная преступность. Коррумпированные чиновники, в основном это касается многих таможенных служб и банковских структур, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, используют различные приемы.

     Для инвесторов формула общеизвестна: чем сильнее коррупция – тем менее привлекательно и более рискованно данное государство для инвестиций. Но с другой стороны, с взяточничеством в России всегда сурово боролись, вплоть до смертной казни. Кроме того коррупция, отнюдь, не только российская традиция. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи, а это было 4 тысячи лет тому назад. Стало быть, дело не столько в нечистых на руку отечественных чиновниках, не столько в особенностях нашего исторического развития и ментальности, сколько в изъянах механизма власти, при которых даже ангелы рано или поздно становятся падшими.

     В последнее время ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах. В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России. Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении сотрудниками таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушения.

     В тоже время опыт зарубежных стран  показывает, что полностью искоренить коррупцию не удалось ещё ни одному государству, но многие существенно  снизили её порог. Это было достигнуто благодаря всеохватной, системной, комплексной и постоянной антикоррупционной борьбе. На первый взгляд, простые и очевидные вещи, почему же в одних странах они приносят ощутимый результат, а в других ничего не меняется. Увы, но эффективной борьбой с коррупцией может заниматься только та власть, которая в ней незапятнанна. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

I. Нормативные акты:

Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
Федеральный закон  № 207-ФЗ от 25 декабря 2008 «О противодействии  коррупции».
 

II. Научная и учебная литература:

Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М:, 2006., - С. 7-9.
Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 2008.
Коррупция Политические, экономические, организационные и  правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2006. 426 с.
Теория государства  и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2008. – 592 с.
Яковлев А.М. Социология экономической преступности. – М.: Наука. 2008. - 243 с.
Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. – 120 с.
 

V. Периодическая печать:

Бизнес и  банки, 2010, № 37, с. 7
Валютное регулирование  и валютный контроль, 2007, № 3, С.89
Валютное регулирование и финансовый контроль, 2007, № 3, С.96.
Гаухман Л. Коррупция  и коррупционное преступление. // Законность. 2006. № 6.
Парламентская газета, 2008, 07.11.С.8.
Славянская А. Лоббирование как средство конкурентной борьбы. Консультационный центр Privy Council. – Екатеринбург. № 20 (260) от 8 июня 2010.
Финансовый  бизнес, 2008, № 6, с. 13
Финансовый  бизнес, 2009, № 4, с.39
 

VI. Материалы интернета:

Коррупция –  основы понимания. Википедия — свободная  энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция
Коррупция глазами инвесторов: кто виноват и что делать? 09 июня 2011г. 16:38 [Электронный ресурс] http://www.profi-forex.org/news/entry1008077999.html
Нормативные документы, регламентирующие противодействие коррупции. [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php
О результатах деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов по противодействию коррупции за 9 месяцев 2010 года [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php
Таможенные  органы проводят воспитательно-профилактическую работу по борьбе с коррупцией. [Электронный  ресурс] http://www.customs.ru/index.php
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1 

Нормативные документы, регламентирующие противодействие коррупции 

1. Приказ ФТС от 12 января 2011 г. № 14 "Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" 

2. Распоряжение ФТС России от 08 февраля 2011 г. № 19-р "О представлении в ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2010 год и размещении представленных сведений на официальном сайте ФТС России" 

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" 

4. Кодекс Этики и Служебного Поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации 

5. Указ Президента  Российской Федерации «Об утверждении  дисциплинарного устава таможенной  службы Российской Федерации».  

6. Приказ ФТС России от 1 сентября 2010 г. № 1609 "О внесении изменения в приказ ФТС России от 18 января 2010 г. № 57"

7. Приказ ФТС России от 28 октября 2010 г. № 1983 "Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг." 

8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" 

9. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 "О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" 

10. Национальный план противодействия коррупции (утвержден приказом Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568) 

11. Указ Президента  Российской Федерации от 18 мая 2009г. № 559 «О представлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного зарактера». 

12. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" 

13. Приказ ФТС России от 18.01.2010 № 57 "Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений" 

14. Распоряжение ФТС России от 30.12.2009 № 246-р "О представлении должностными лицами ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2009 год" 

15. Перспективный план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010 – 2012 гг. 

Информация о работе Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании