Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:36, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать коррупцию как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ …………………. 5
1.1 Понятие коррупции ……………………………………………………. 5
1.2 Коррупция через лоббирование как средство конкурентной борьбы 7
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ …………………………………….. 13
2.1 Коррупция во внешней торговле России …………………………….. 13
2.2 Коррупция в международном инвестировании ……………………… 18
ГЛАВА III. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………………………. 23
3.1 Борьба ФТС России с коррупционными проявлениями в таможенных органах ……………………………………………………….
23
3.2 Мировой опыт борьбы с коррупцией ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
-
сокращение распорядительных
-
упрощение процедуры
- упрощение налогообложения. К примеру, в Грузии из 22 налогов оставили только 6, количество видов деятельности, требующих получения лицензии, за короткое время сократилось с 909 до 144, были введены жёсткие сроки на рассмотрение заявки;
- уведомительный, а не разрешительный тип регулирования;
-
открытость и доступность
- вся информация о госзакупках должна быть публичной и пр.
- Повышение зарплаты служащим, что позволит вести достойный образ жизни, не прибегая к коррупции и взяткам. К примеру, в Сингапуре министрам и судьям установили просто-таки астрономическое жалованье – $100 тыс. в месяц, оплату труда государственных служащих там привязали к средней зарплате работающих в частном секторе. В Швеции зарплаты чиновников поначалу превышали заработок рабочих в 12—15 раз, сегодня эта разница сократилась до 2-3 раз. Однако не стоит преувеличивать роль жалованья в борьбе с коррупцией. Известно, что судьи в России получают до 90 тысяч рублей в месяц, но это мало изменило коррумпированность самой системы. Кроме того, в развитых странах лица, состоящие на государственной службе, получают заметно меньше, чем работающие в частном секторе. Это компенсируется тем, что госслужба даёт ощущение причастности к принятию важных решений, полезные знакомства, социальные гарантии, хорошую пенсию.
- Свободные СМИ. Поскольку питательной средой коррупции является мрак и грязь, стало быть, прозрачность и общественная чистота способны её ослепить и оглушить. Поэтому создание в обществе атмосферы абсолютного неприятия коррупции, специализированные разоблачительные сайты, независимые расследования, способны разбудить пассивное общество, в конечном счёте, привести к обновлению власти. Сила слова – великая сила18.
Итак,
подведём итоги. В последнее время ФТС
России особое внимание уделяет вопросу
воспитательно-профилактической работе
по борьбе с коррупционными проявлениями
в таможенных органах. В таможенных органах
России созданы и активно функционируют
комиссии по противодействию коррупции,
должностным преступлениям и нарушению
дисциплины. Эффективной формой предупреждения
коррупционных деяний зарекомендовала
практика применения Кодекса этики и служебного
поведения должностных лиц таможенных
органов Российской Федерации, который
был принят на коллегии ФТС России. Проблема
коррупции зачастую заключается не только
в нарушении сотрудниками таможенных
органов своих функциональных обязанностей,
но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической
деятельности обойти таможенное законодательство,
провоцируя таможенников на нарушения.
В тоже время полностью искоренить коррупцию
не удалось ещё ни одному государству,
но многие существенно снизили её порог.
Это было достигнуто благодаря всеохватной,
системной, комплексной и постоянной антикоррупционной
борьбе. На первый взгляд, простые и очевидные
вещи, почему же в одних странах они приносят
ощутимый результат, а в других ничего
не меняется. Увы, но эффективной борьбой
с коррупцией может заниматься только
та власть, которая в ней незапятнанна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Между
словами коррупция и
Теневая экономика, олигархический капитализм, "бешеные" деньги в результате номенклатурно-криминальной приватизации стали платформой коррупции. Образовался "железный треугольник", сцепленный одной цепью: коррумпированная бюрократия; криминальный бизнес; организованная преступность. Коррумпированные чиновники, в основном это касается многих таможенных служб и банковских структур, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, используют различные приемы.
Для инвесторов формула общеизвестна: чем сильнее коррупция – тем менее привлекательно и более рискованно данное государство для инвестиций. Но с другой стороны, с взяточничеством в России всегда сурово боролись, вплоть до смертной казни. Кроме того коррупция, отнюдь, не только российская традиция. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи, а это было 4 тысячи лет тому назад. Стало быть, дело не столько в нечистых на руку отечественных чиновниках, не столько в особенностях нашего исторического развития и ментальности, сколько в изъянах механизма власти, при которых даже ангелы рано или поздно становятся падшими.
В последнее время ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах. В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России. Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении сотрудниками таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушения.
В
тоже время опыт зарубежных стран
показывает, что полностью искоренить
коррупцию не удалось ещё ни одному
государству, но многие существенно
снизили её порог. Это было достигнуто
благодаря всеохватной, системной,
комплексной и постоянной антикоррупционной
борьбе. На первый взгляд, простые и очевидные
вещи, почему же в одних странах они приносят
ощутимый результат, а в других ничего
не меняется. Увы, но эффективной борьбой
с коррупцией может заниматься только
та власть, которая в ней незапятнанна.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
I. Нормативные акты:
Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». | |
Федеральный закон № 207-ФЗ от 25 декабря 2008 «О противодействии коррупции». |
II. Научная и учебная литература:
Богданов И.Я.,
Калинин А.П. Коррупция в России:
социально-экономические и | |
Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 2008. | |
Коррупция Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2006. 426 с. | |
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2008. – 592 с. | |
Яковлев А.М. Социология экономической преступности. – М.: Наука. 2008. - 243 с. | |
Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. – 120 с. |
V. Периодическая печать:
Бизнес и банки, 2010, № 37, с. 7 | |
Валютное регулирование и валютный контроль, 2007, № 3, С.89 | |
Валютное регулирование и финансовый контроль, 2007, № 3, С.96. | |
Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. // Законность. 2006. № 6. | |
Парламентская газета, 2008, 07.11.С.8. | |
Славянская А. Лоббирование как средство конкурентной борьбы. Консультационный центр Privy Council. – Екатеринбург. № 20 (260) от 8 июня 2010. | |
Финансовый бизнес, 2008, № 6, с. 13 | |
Финансовый бизнес, 2009, № 4, с.39 |
VI. Материалы интернета:
Коррупция –
основы понимания. Википедия — свободная
энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://ru.wikipedia.org/wiki/ | |
Коррупция глазами
инвесторов: кто виноват и что делать?
09 июня 2011г. 16:38 [Электронный ресурс] http://www.profi-forex.org/ | |
Нормативные документы,
регламентирующие противодействие коррупции.
[Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index. | |
О результатах
деятельности подразделений собственной
безопасности таможенных органов по противодействию
коррупции за 9 месяцев 2010 года [Электронный
ресурс] http://www.customs.ru/index. | |
Таможенные
органы проводят воспитательно-профилактическую
работу по борьбе с коррупцией. [Электронный
ресурс] http://www.customs.ru/index. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Нормативные
документы, регламентирующие противодействие
коррупции
1. Приказ
ФТС от 12 января 2011 г. № 14 "Об утверждении
порядка представления гражданами, претендующими
на замещение должностей федеральной
государственной службы в таможенных
органах Российской Федерации, и федеральными
государственными служащими, замещающими
должности федеральной государственной
службы в таможенных органах Российской
Федерации, сведений о своих доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей"
2. Распоряжение
ФТС России от 08 февраля 2011 г. № 19-р "О
представлении в ФТС России сведений о
доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера за 2010 год и
размещении представленных сведений на
официальном сайте ФТС России"
3. Федеральный
закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе
в таможенных органах Российской Федерации"
4. Кодекс
Этики и Служебного Поведения должностных
лиц таможенных органов Российской Федерации
5. Указ Президента
Российской Федерации «Об
6. Приказ ФТС России от 1 сентября 2010 г. № 1609 "О внесении изменения в приказ ФТС России от 18 января 2010 г. № 57"
7. Приказ
ФТС России от 28 октября 2010 г. № 1983 "Об
утверждении перспективного плана Федеральной
таможенной службы по противодействию
коррупции в таможенных органах Российской
Федерации на период 2010-2012 гг."
8. Федеральный
закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии
коррупции"
9. Указ
Президента Российской Федерации от 13
апреля 2010 года № 460 "О национальной
стратегии противодействия коррупции
и национальном плане противодействия
коррупции на 2010-2011 годы"
10. Национальный план противодействия
коррупции (утвержден приказом Президентом
Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568)
11. Указ Президента
Российской Федерации от 18 мая 2009г.
№ 559 «О представлении гражданам, претендующим
на замещение должностей федеральной
государственной службы, и федеральными
государственными служащими сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного зарактера».
12. Указ Президента РФ
от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке
достоверности и полноты сведений, представляемых
гражданами, претендующими на замещение
должностей федеральной государственной
службы, и федеральными государственными
служащими, и соблюдения федеральными
государственными служащими требований
к служебному поведению"
13. Приказ ФТС России от
18.01.2010 № 57 "Об утверждении Порядка уведомления
должностными лицами таможенных органов
начальников таможенных органов о фактах
обращения в целях склонения их к совершению
коррупционных правонарушений и организации
проверок поступающих уведомлений"
14. Распоряжение ФТС России
от 30.12.2009 № 246-р "О представлении должностными
лицами ФТС России сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера за 2009 год"
15. Перспективный план
Федеральной таможенной службы по противодействию
коррупции в таможенных органах Российской
Федерации на период 2010 – 2012 гг.