Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать коррупцию как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ …………………. 5
1.1 Понятие коррупции ……………………………………………………. 5
1.2 Коррупция через лоббирование как средство конкурентной борьбы 7
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ …………………………………….. 13
2.1 Коррупция во внешней торговле России …………………………….. 13
2.2 Коррупция в международном инвестировании ……………………… 18
ГЛАВА III. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………………………. 23
3.1 Борьба ФТС России с коррупционными проявлениями в таможенных органах ……………………………………………………….
23
3.2 Мировой опыт борьбы с коррупцией ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

работа - Коррупция.doc

— 220.00 Кб (Скачать)
justify">     Например, в марте этого года на МАПП «Крупец» Рыльского таможенного поста  Курской таможни при попытке дачи взятки таможенному инспектору был задержан предприниматель, незаконно ввозивший на территорию России кондитерские изделия. Сотрудники отдела собственной безопасности Курской таможни задержали взяткодателя. В настоящее время по этому факту возбуждено уголовное дело15.

     Надо  отметить, что более чем в 90 % случаев  инициатором возбуждения уголовных  дел против таможенников, которые  преступили закон, является Управление собственной безопасности ФТС России.

     Работа  по выполнению мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы набирает силу. Новый импульс ей придала реализация Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и выработка практических мер по реализации Национального плана противодействия коррупции.

     О работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах можно судить по результатам деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов по противодействию коррупции за 9 месяцев 2010 года.

     За  девять месяцев 2010 года  по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации в отношении 151 должностных лиц таможенных органов возбуждено 447 уголовных дела по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения, из них 269 уголовных дел в отношении 135 должностных лиц по преступлениям коррупционной направленности и 41 уголовное дело в отношении 42 взяткодателей. Всего за указанный период по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждено 447 уголовных дел16.

     Анализ  работы подразделений собственной  безопасности таможенных органов свидетельствует  об определенном росте качества оперативно-служебной деятельности.

     За  прошедший период 2010 года сохранилась  положительная динамика по выявлению  и пресечению тяжких и особо тяжких преступлений коррупционной направленности. Так, в 2010 году по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года количество уголовных дел по фактам контрабанды, совершенной должностными лицами таможенных органов, ответственность за которые предусмотрена частью 3,4 статьи 188 УК РФ, увеличилось с 11 до 22, получения взятки должностными лицами таможенных органов - с 41 до 56.

     Большая часть преступлений коррупционной  направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляются подразделениями  собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации

     На  протяжении последних 5 лет этот показатель составляет свыше 80% преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в таможенной сфере. В 2009 году – 95%.

     Совершенствование организационных и практических мер, направленных на выявление и  пресечение фактов совершения должностными лицами таможенных умышленных правонарушений против интересов службы, позволило выявлять и пресекать не только отдельные факты противоправных деяний, а также целые преступные схемы, в которые вовлечены должностные лица таможенных органов.

     Так, по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждено:

     - 3 уголовных дела по ст. 210 УК  России;

     - 9 уголовных дел по ч. 4 ст. 290 УК  России;

     - 22 уголовных дела по ч. 4 ст. 188 УК  России.

     В качестве положительных примеров можно  привести следующие.

     11 февраля 2010 г. Приволжским СУ  на транспорте СК при прокуратуре  РФ по материалам ССБ ПТУ  возбуждено уголовное дело по  признакам преступления, предусмотренного  частью 3 статьи 210 УК РФ (организация  преступного сообщества) в отношении  первого заместителя начальника Нижегородской таможни, ГГТИ Сормовского таможенного поста, а также трех граждан Российской Федерации, которые в составе преступного сообщества организовали незаконную схему таможенного оформления дорогостоящих транспортных средств иностранного производства путем значительного занижения подлежащих к уплате таможенных платежей и последующей реализации автомобилей по рыночным ценам. В результате указанных действий государству нанесен ущерб на сумму более 100 млн. рублей.

     2 апреля 2010 г. сотрудниками службы собственной безопасности СЗТУ совместно с ОЭБ УФСБ России по Калининградской области был задержан оперуполномоченный  по ОВД отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Калининградской оперативной таможни при получении им взятки в размере 400 тыс. рублей от посредника за прекращение возбужденного уголовного дела. По данному факту Калининградским МСО Северо-Западного СУ на транспорте при прокуратуре РФ по материалам службы собственной безопасности СЗТУ возбуждено уголовное дело по преступлению, предусмотренному ч. 4 ст. 290 УК России.

     Принимаются меры по пресечению преступной деятельности не только инспекторского состава, но и руководителей подразделений  таможенных органов. За три квартала текущего года возбуждено 34 уголовных  дела коррупционной направленности в отношении 27 должностных лиц из числа руководящего состава.

     Привлечение виновных к уголовной ответственности  является действенным, но не единственным средством противодействия коррупции. Одновременно подразделениями собственной  безопасности таможенных органов уделяется большое внимание вопросам предупреждения и профилактики указанных правонарушений среди должностных лиц таможенных органов.

     Работа  по предупреждению и профилактике коррупционных  проявлений осуществляется уже на этапе  приема кандидатов на службу в таможенные органы.

     За 9 месяцев 2010 года подразделениями собственной  безопасности таможенных органов осуществлена проверка 4628 кандидатов на службу, из которых 115 отведено по негативным обстоятельствам, в том числе за связь с криминальными структурами – 9 человек.

     С целью исключения возможности появления  в ведомственных правовых актах  норм, усложняющих управленческий процесс  и создающих условия для вымогательства, взяточничества, а также других форм проявления коррупции, ФТС России продолжен анализ проектов ведомственных нормативных правовых актов на соответствие их действующему законодательству и на коррупциогенность.

     За  три квартала 2010 года осуществлен  анализ 14856 проектов нормативных правовых актов ФТС России, из которых 115 проектов возвращены с замечаниями или не были согласованы17. 

3.2 Мировой опыт борьбы  с коррупцией  

     Как побеждают коррупцию ведущие страны мира: Зададимся вопросом, существует ли универсальный рецепт борьбы с коррупцией.

       Чего только человечество не  придумало для борьбы с этим злом: высекали на площадях, рубили руки и головы, ставили к стенке и т.д. Казалось бы, эффективнее не придумаешь. Хотя коррупцию часто сравнивают с гидрой, всё же существуют проверенные мировой практикой достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением. Так как же пресекается чиновничье воровство в мире.

     - Ужесточение наказания за коррупцию. В США, как известно, с коррупционерами поступают чрезвычайно жёстко – штрафы в тройном размере взятки, тюремное заключение от 15 и до 20 лет. В России планируется увеличить штрафы до ста раз относительно размера взятки. В Китае за коррупционные преступления предусмотрена смертная казнь: там уже «подвели под расстрельную» статью около 1200 чиновников, свыше 8 тысяч поспешили покинуть страну от греха подальше. А всего здесь за последние 30 лет к уголовной ответственности были привлечены около миллиона коррупционеров. Да, что ещё важно в антикоррупционной чистке аппарата, это уже из гонконгского опыта, вначале «поймать крупную рыбу», которая должна быть наказана показательно жёстко, чтоб другим неповадно было. В Гонконге этой «рыбой» стал начальник полиции. Вот только зацикливаться на этом нельзя. В том же Китае, несмотря на все строгости законов, потери от коррупции ежегодно составляют 13-17% ВВП. Там с некоторых пор поняли, что бороться надо не только и не столько с коррупционерами, сколько с самим опасным явлением. Все страны, вступившие на путь борьбы с коррупцией, занимаются, прежде всего, серьёзной профилактикой, то есть пытаются сузить поле условий, благоприятствующих этому злу.

     - Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников, парламентариев, повышение у них чувства долга и ответственности. К примеру, в Великобритании сформулированы 7 принципов государственной работы чиновников, своеобразный Кодекс их поведения: не стяжательство – служение только общественным интересам, отказ от личной выгоды; неподкупность; объективность в решении всех вопросов; подотчётность перед обществом; открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях; честность – обязательное сообщение о своих частных интересах; лидерство и личный пример в исполнении решений.

     В США в целях профилактики коррупции служащим госаппарата запрещено принимать подарки от лиц, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела, сенатор не имеет права принимать подарки от частных лиц, если их стоимость в течение календарного года превысила $300, подарки в форме поездок позволены только в течение 3-х дней внутри страны и 7 дней за границей, ограничено право госслужащего на заработок по совместительству (не более 15% оклада по должности), в течение 2-х лет после выхода в отставку они не должны поддерживать контакты с прежним местом работы. В Китае запрещается заниматься бизнесом детям и родственникам «руководящих работников». В Великобритании служащему, ведущему дело с фирмой, добивающейся заключения правительственного контракта, запрещается покупать у неё товары на льготных условиях. Брать можно только рождественские подарки, да и то только календари, записные книжки, непременно скромной стоимости и без названия или знака компании. То есть всеми этими кодексами госслужащих, ограничениями, предписаниями там пытаются блокировать худшие качества человека, заставить и порочных вести себя более-менее достойно.

     - Жёсткий контроль государства за деятельностью чиновников. Дело в том, что в развитых странах создана эффективная система внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц. Во главе её обычно стоит сильная независимая организация по борьбе с коррупцией. К примеру, в Сингапуре – это Бюро по расследованию коррупции, которое подчиняется напрямую премьеру страны, имеет исключительное право задерживать подозреваемых без решения суда, проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их жён, детей, родственников и даже друзей! Не случайно сегодня Сингапур (наряду с Данией и Новой Зеландией) признан наименее коррумпированным государством в мире. Или вот ещё интересный пример. В Гонконге чиновники лишены презумпции невиновности, здесь действует принцип «докажи, что купил имущество не на взятки». А в Норвегии каждому посетившему муниципального чиновника даётся анкета, где надо оценить его работу, и не приведи, Господи, если оценка окажется неудовлетворительной. Во всех этих странах понимают, что только чёткая система подбора лиц на коррупционно опасные должности, постоянный контроль доходов и расходов чиновников (облегчает задачу то, что практически все взаимоотношения переведены на электронные деньги), ежегодная аттестация и ротация кадров, проведение непредвиденных проверок, могут удержать их в рамках приличия. Сказано же, слаб человек, власть, деньги и славу пройти достойно по плечу далеко не каждому. В результате, например, в Финляндии ежегодно рассматриваются 3-4 дела по обвинению во взяточничестве и столько же — взяткодательстве. В общем-то, постсоветские страны ни шатко, ни валко двигаются в том же направлении, но, как справедливо замечено, трудно бороться с кoppупциeй в стрaнe, гдe кoнвepты cдeлaны пo ширинe купюp.

     - Общественное мнение. Поскольку без народа коррупцию не победить, надо менять сознание людей, взятка в обыденном сознании должна однозначно выглядеть как преступление, а коррупция – как фундаментальная проблема национальной безопасности. Каждому за правило нужно взять – не давайте и не берите взятки (сказано же было, кто взял — на том один грех, кто дал — на том сто), раскрывайте известные вам случаи коррупции. А ещё необходимо общественным мнением поддерживать авторитет неподкупных чиновников, и напротив, должностное лицо, доходы которого значительно ниже его расходов – превратить в неприкасаемого. Однако и сегодня, согласно опросам, среди проблем, вызывающих общественное беспокойство коррупция находится только на 7-8 месте, выше – цены на ЖКХ, инфляция, безработица, а ведь всё это часто производное от коррупции.

     - Независимая и эффективная система правосудия. Это предполагает:

     - политическую, финансовую и кадровую  независимость судов, 

     - справедливый и равный для  всех доступности к правосудию, суды должны работать чётко и быстро, тогда отпадёт необходимость в взятках,

     - создание во всех значимых  организациях службы внутренней  безопасности,

     - восстановление у населения доверия  к милиции-полиции, спецслужбам,  только после этого люди станут  помогать правоохранительным органам в антикоррупционной борьбе.

     Иными словами, наказание должно стать  неотвратимым и справедливым.

     - Минимизации вмешательства государства в экономический сектор. В общем-то, здесь речь пойдёт о совершенно очевидных и понятных вещах:

     - либерализация экономики, минимизация объёма госкорпораций в экономическом секторе. Хорошо, что госчиновники в России, наконец, покидают правления предприятий и корпораций;

     - ликвидация излишних административных  барьеров. К примеру, в Южной Корее программа «OPEN» позволяет в он-лайн режиме любому жителю отправить мэру, чиновникам городской администрации письмо о том, что ему не нравится, в этом же режиме контролируется ход рассмотрения обращения, что свело к минимуму личные контакты граждан с чиновниками, а значит, и возможность взяток, за затягивание же решения проблемы чиновников там безжалостно увольняют. В итоге коррупция в Сеуле сразу уменьшилась в 6 раз, причём, без всяких расстрелов и повешений;

Информация о работе Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании