Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать коррупцию как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ …………………. 5
1.1 Понятие коррупции ……………………………………………………. 5
1.2 Коррупция через лоббирование как средство конкурентной борьбы 7
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ …………………………………….. 13
2.1 Коррупция во внешней торговле России …………………………….. 13
2.2 Коррупция в международном инвестировании ……………………… 18
ГЛАВА III. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………………………. 23
3.1 Борьба ФТС России с коррупционными проявлениями в таможенных органах ……………………………………………………….
23
3.2 Мировой опыт борьбы с коррупцией ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

работа - Коррупция.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ …………………. 5
  1.1 Понятие коррупции ……………………………………………………. 5
  1.2 Коррупция через лоббирование  как средство конкурентной борьбы 7
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ …………………………………….. 13
  2.1 Коррупция во внешней торговле  России …………………………….. 13
  2.2 Коррупция в международном инвестировании ……………………… 18
ГЛАВА III. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………………………. 23
3.1 Борьба  ФТС России с коррупционными  проявлениями в таможенных органах ……………………………………………………….  
23
  3.2 Мировой опыт борьбы с коррупцией  ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………. 34
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ  ………………………………………………………………. 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  коррупции и взяточничества в мире встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. В России покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым1.

     Также видна явная взаимосвязь между  коррупцией и взяточничеством и  преступными структурами, потому что  ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных  лиц различного ранга для достижения своих целей. Сформировавшиеся преступные сообщества сделали ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений.

     Весьма  точным является утверждение, что если обычная преступность наступает  на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении  старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

     Цель  настоящего исследования состоит в  том, чтобы проанализировать коррупцию как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.

     Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

     - определить понятие коррупции;

     - рассмотреть коррупцию через лоббирование как средство конкурентной борьбы;

     - проанализировать коррупцию во внешней торговле России;

     - изучить коррупцию в международном инвестировании;

     - показать борьбу ФТС России с коррупционными проявлениями в таможенных органах;

     - ознакомиться с мировым опытом борьбы с коррупцией.

     Объектом  исследования является внешняя торговля и международные инвестиции.

     Предметом исследования является коррупция как средство конкурентной борьбы.

     Методологическая  и теоретическая основа исследования включает в себя изучение трудов российских ученых по мировой экономике и внешнеэкономической деятельности, а также выводов и обобщений, сделанных в отраслевых экономических науках.

     Теоретическая значимость результатов исследования состоит, главным образом, в том, что полученные в нем на базе анализа  и обобщения данных выводы развивают  теоретическое представление о коррупции как средстве конкурентной борьбы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ 

1.1 Понятие коррупции 

     Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова2.

     Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

     Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

     Согласно  макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

     Трансперенси  Интернешнл, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью  ради личной выгоды. Существуют также  и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т. д.) или используют более строгие юридические формулировки.

     Согласно  российскому законодательству, коррупция  — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица3.

     Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает  всей полноты определения коррупции.

     Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям:

     - по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство);

     - по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя);

     - по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т.д.

     В России исторически коррупция также  различалась по тому признаку, происходило  ли получение неправомерных преимуществ  за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»). 

1.2 Коррупция через лоббирование как средство конкурентной борьбы 

     Между словами коррупция и лоббирование можно поставить знак равенства. Поэтому рассмотрим коррупцию как  средство конкурентной борьбы через  лоббирование. Особый размах лоббистским технологиям придает деятельность США в девятнадцатом веке. Руководствуясь необходимостью укрепить свое влияние на мировых рынках, Соединенные Штаты активно используют эмиссаров, занимавшихся отстаиванием интересов американского капитала в Южной Америке, Африке и Китае.

     Известны  случаи, когда политика небольших  стран целиком и полностью  зависела от деятельности американских фирм и их лобби. Внутри Соединенных  Штатов дела обстоят не лучше. О лоббистах  ходят легенды — продажа мест в правительстве и, особенно в структурах, приближенных к нему, становится едва ли не повседневной практикой. Это было настолько распространено и общеизвестно, что попадает не только в деловую и политическую хронику, но и в американскую литературу. В какой-то момент влияние партий, занимавшихся "протаскиванием" выгодных им законов, и отдельных лоббистов стало настолько значительным, что был поднят вопрос о борьбе с ними, как с угрозой национальной безопасности4.

     Запрещать лоббирование было бесполезно и бессмысленно. Однако в ХХ столетии предпринимаются попытки отделить лоббирование от вульгарного взяточничества. Закон о лоббировании, принятый в США в 1946 году, четко регламентирует деятельность тех, кто "добиваются, принимают каким-либо путем или сосредоточивают в своих руках какие-либо суммы денег или иные ценные предметы, которые должны быть использованы как средство достижения какой-либо из перечисленных ниже целей:

     - содействие либо противодействие принятию какого-либо закона, голосование по которому предстоит в Конгрессе США;

     - оказание непосредственного или опосредованного влияния на содействие или противодействие принятию такого закона".

     Закон 1946 года стал поворотным пунктом в  истории лоббирования. Акт, целью которого было ограничение лоббирования, выводит его развитие на новый виток — и качественный, и количественный. Из полууголовной домашней кустарщины оно перерождается в мощную легальную индустрию, регламентируемую законом лишь до определенных пределов. Отныне лоббирование — не метод передачи взятки или воздействия на государственных чиновников, вернее, не только этот метод.

     Если  представить себе технологию лоббирования в самом общем виде, то она будет  выглядеть достаточно просто. Первым и необходимым условием лоббирования является наличие двух заинтересованных сторон и посредника. Одна из сторон является держателем ресурса (Держатель), вторая заинтересована в том, чтобы этот ресурс отобрать или просто получить на время, использовать (Претендент). Второе условие возникновения ситуации лоббирования — недоступность ресурса для Претендента, по крайней мере, впрямую. Либо ресурс не продается (или стоит слишком дорого), либо Держатель является монополистом (например, во всем государстве только он может распределить квоты на вывоз нефти), либо один для другого просто недоступен без посредника (например, Претендент — "авторитет" из Красноярска, а Держатель — политик с солидной репутацией борца за чистоту российского бизнеса).

     Естественно, каждая из сторон может быть не одним  человеком, а группой лиц или структурой. Так, например, в роли бизнесмена может выступать финансово-промышленная группа, в роли политика — областное правительство, а в роли лоббиста — какой-либо фонд и т.д. Более того — лоббируемым может оказаться конкурент бизнесмена. Задачей лоббиста (посредника) в сложившей ситуации становится реализация целей своего клиента-Претендента. Он может делать это в одиночку, если имеет необходимые связи, может прибегнуть к услугам сети друзей, или путем сложных многоходовок создать ситуацию, заставляющую Держателя принять необходимое решение и передать ресурс.

     Процесс лоббирования состоит из нескольких этапов:

     - постановка цели лоббирования;

     - поиск посредника (того, кто будет разрабатывать, и реализовывать стратегию);

     - уяснение им цели, согласие или отказ от заказа, уточнение цели;

     - сбор информации о Держателе и оценка ситуации;

     - разработка стратегии, выбор каналов информации;

Информация о работе Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании