Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать коррупцию как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРРУПЦИИ …………………. 5
1.1 Понятие коррупции ……………………………………………………. 5
1.2 Коррупция через лоббирование как средство конкурентной борьбы 7
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ …………………………………….. 13
2.1 Коррупция во внешней торговле России …………………………….. 13
2.2 Коррупция в международном инвестировании ……………………… 18
ГЛАВА III. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ………………………. 23
3.1 Борьба ФТС России с коррупционными проявлениями в таможенных органах ……………………………………………………….
23
3.2 Мировой опыт борьбы с коррупцией ………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

работа - Коррупция.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     - воплощение и достижение цели;

     - выполнение обязательств Претендентом5.

     Посредниками  на Западе чаще всего становятся юристы, социологи, финансисты. В России — приближенные к Держателю лица или чиновники, и в этом есть значительная доля риска. Хороший лоббист — тот, кто не имеет личных интересов в процессе лоббирования и просто отрабатывает свой гонорар. В противном случае Претендент оказывается не в роли заказчика, а в роли активного игрока, причем его шансы "упустить" ситуацию и быть использованным увеличиваются. Идеальным вариантом лоббистов в России сейчас являются полит-технологи и экономисты определенных направлений.

     Еще один важный момент — формулирование и уточнение цели. Сформулированная цель должна отвечать нескольким условиям:

     - она должна быть сформулирована позитивно ("хочу, чтобы он разорился", а не "хочу, чтобы меня не разорили");

     - цель должны быть конкретной;

     - также конкретно должны быть оговорены временные моменты (вы хотите получить результат к конкретному времени или событию, а не вообще когда-то);

     - цель должна четко определять результат, а кроме того, предусматривать ресурсы и препятствия на пути к достижению;

     - цель должна быть реалистична не сама по себе, а по отношению к данному Держателю и ситуации.

     Выбор необходимой стратегии диктуется  финансовым положением, степенью защищенности и личными качествами Держателя (или того, кто принимает решение, если Держатель — структура). Ему предшествует период сбора информации, период разведки (об этом мы подробно поговорим в следующих номерах). На удаление с рынка конкурента в топливно-энергетическом комплексе потребуется задействовать гораздо более "тяжелые" орудия, нежели для того, чтобы расправиться с булочником с соседней улицы.

     Однако  принцип разработки стратегии идентичен  для всех. Каждый шаг, предпринятый вам, должен оказать влияние на Держателя  и заставить его измениться. После  каждого шага мнение Держателя должно чуть-чуть сдвинуться в нужную вам сторону. Действие всех стратегий подобно заключению Держателя в узкий коридор, где каждое изменение мнения направляет его к намеченной вами цели. Причем направлять его можно не только реальным, но и мнимым изменением фактов.

     Пример. Группа иностранных компаний на протяжении последних десяти лет ввозит в  Россию высококачественный металл. В 1999 году производство металла той же марки начал один из крупнейших российских заводов. Рынок узок, цены приблизительно одинаковы. Завоевать очки за счет четкого выстраивания сбытовой или маркетинговой стратегии не представляется возможным. Первая мысль, пришедшая в голову директорам — добиться повышения экспортных пошлин на вышеупомянутую марку металла. Однако связи иностранцев оказались достаточно глубокими и "высокими", к тому же формировались они еще в советские времена. Борьба предстояла кровавая. В этой ситуации россияне сделали ход конем — обратились к технологам.

     Таким образом, сформировались три стороны  — иностранцы как Держатели ресурса (рынок), россияне как Претенденты, и технологи как посредники. Цель лоббирования — получить значительную часть российского рынка данной марки металла.

     Первой  частью работы стал анализ ситуации, сложившейся  на рынке. Почти сразу технологам стало ясно, что вытеснить иностранцев с рынка целиком удастся, только перестреляв всех до одного. Кроме ввоза металла, они начали строить в России завод и в ближайшее время собирались снизить цены. Таким образом, ближайшей целью стало не полное вытеснение конкурентов, а получение контроля над сбытом в богатых регионах и воспрепятствование вводу завода в строй6.

     Секрет  эффективности лоббистских технологий двояк. Первая часть — бескровность. Как известно, действие равно противодействию. Если ты стреляешь, то и в тебя стреляют. Если ты поссорился с губернатором и собираешься его снять, будь готов к тому, что можешь оказаться в тюрьме. Реальный выигрыш ждет тебя в случае, если, не совершая атак, ты сможешь использовать энергию противника.

     Вторая  часть — неуловимость, незаметность. Бороться можно с врагом, а не с судьбой и не с волей Божьей. Вышел из дому — а на голову кирпич, а под ногами лужа, а машина не заводится, а говорят, что праздник уже отменили. Надо обладать редкостной прозорливостью, чтобы догадаться, что кирпич упал неспроста, лужу разлили заранее, зажигание испортили, а слухи — еще не реальность.

     Таким образом, корру́пция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ 

2.1 Коррупция во внешней торговле России 

     Глава государства охарактеризовал коррупцию как "враг номер один" для свободного, демократического и справедливого общества7. Заразная болезнь алчности и массовое корпоративное мошенничество стали нормой жизни. На полях бизнес-коррупции российские чиновники ежегодно собирают более 300 млрд. долларов, что превышает расходы на все национальные проекты вместе взятые. Из всего числа чиновников всех рангов и уровней  - а это примерно 1,8 млн. человек, 90%, по данным Генпрокуратуры РФ, являются коррупционерами.8 Таким образом, построенная модель обустройства современной России оказалась контрпродуктивной.

     Фундаментальными  причинами коррупции в России являются:

     - спешно проведенная с большими ошибками, противоречащие национальной безопасности, приватизация, в результате которой сформировался  не только "чиновничий предпринимательский клан", но и олигархический капитализм в лице более чем  ста тысяч долларовых миллионеров и  даже миллиардеров, что позволило осуществлять подкуп чиновников;

     - сметные богатства у представителей отечественного бизнеса появились не в результате десятилетий кропотливого труда, как в остальных странах мира, а стали итогом битвы неправедными, большей частью криминальными методами, за ранее созданные в период СССР объекты бывшей государственной собственности, принадлежащие всему обществу, к которым они не имели никакого отношения и которые им никогда не принадлежали.

     Отчуждение  от собственности произошло во сто  крат большее, чем пои социализме, поскольку 85% россиян стали владеть лишь 7% национального  богатства страны9, что означает полную несостоятельность теоретического базиса экономической перестройки;

     - "блитц-марш" приватизации в РФ за какие-нибудь полтора года привел к тому, что субъектами первоначального накопления капитала выступили особые слои населения с нетрудовыми и преступными доходами. Новый собственник, как правило, с низким культурным уровнем, не отягощенный моральными принципами, но с большим агрессивным апломбом, так и не смог обеспечить за 20 лет реформ развитие высоких технологий, производство высококачественной, могущей конкурировать с зарубежными аналогами продукции. Поля России в наукоемком секторе мира снизилась с 7,2% в 1991 г. до 0,9 % в настоящее время, а в мировом масштабе ВВП РФ сократился более чем в два раза – с 5,5% в 1991 г. до  2.5% в настоящее время.10

     - расцвет широкомасштабной коррупции стал возможным, поскольку  приватизация  стала осуществляться в стране, где у населения просто отсутствовало соответствующее экономическое мышление. Произошел резкий поворот от социалистического вектора мышления к капиталистическому. Рабочим, крестьянам и трудовой интеллигенции било просто неизвестно, что при капитализме, куда их "позвали" реформаторы, имеется более десятка различных типов (видов) капитала: акционерный, инвестиционный, ссудный, венчурный, заемный, основной, оборотный, оплаченный, дополнительный, объявленный, фиктивный, человеческий. Бывшие трудящиеся плановой экономики не могли превратиться в цивилизованных носителей капитала.

     Экономическая матрица номенклатурно-криминальной приватизации, вскормленная корпоративностью и олигархическим капитализмом, помноженная на отсутствие цивилизованного развития товарно-денежных отношений, в конечном счете, привели к быстрому росту "теневой экономики", доля которой оценивается в настоящее время в 40% ВВП РФ11. По этому показателю Россия занимает 6-е место в мире после Нигерии, Египта, Грузии, Азербайджана и Македонии;

     - причиной массовой коррупции следует назвать такой общесистемный фактор, как очень низкие зарплаты и в целом уровень доходов основной массы населения России. В структуре цены доля переменного капитала, т.е. зарплаты, составляет в среднем по стране 18-27% (в топливно-энергетических отраслях - примерно 32-39%), а в высокоразвитых странах мира - в среднем 65-75%;

     - наконец, колоссальный разрыв между богатыми и бедными регионами России, почти в 100 раз, например, между Москвой и Ингушетией, между Санкт-Петербургом и Бурятией и т.д. В отсталых регионах страны нет работы, высока доля безработицы, очень сильный криминальный элемент. Для решения проблем любой направленности используется  оставшийся единственный механизм - подкуп чиновников.

     Таким образом, теневая экономика, олигархический капитализм, "бешеные" деньги в  результате номенклатурно-криминальной приватизации стали платформой коррупции. Образовался "железный треугольник", сцепленный одной цепью:

  • коррумпированная бюрократия;
  • криминальный бизнес;
  • организованная преступность.

     В принятом Федеральном законе «О противодействии  коррупции» №207-ФЗ от 25 декабря 2008: остались "белые пятна" и "черные  дыры", поскольку не раскрыты и даже не названы основные причины коррупции в РФ, включая и внешнюю торговлю. До сих пор не разработана внешнеэкономическая стратегия, равно как отсутствует и ведомственная антикоррупционная программа.

     "Зеленый  свет"  развитию коррупции во  внешней торговле РФ был открыт  в Указе первого Президента РФ от 15 ноября 1991 № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», где в п. 1 признавалось, что осуществление внешнеэкономической деятельности всем зарегистрированным  на территории страны предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности, в том числе и посреднической деятельности, может происходить без специальной регистрации.

     Радикальная либерализация явилась становым хребтом коррупции во внешней торговле, выразившаяся в массовом появлении фирм-однодневок, в "крышевании"  со стороны чиновников "своих" фирм за рубежом, фактической потерей контроля за экспортно-импортными операциями, в неуплате налогов со стороны бизнеса.

     Произошло быстрое формирование мощной финансовой базы коррупции во внешней торговле, выразившееся в массовом бегстве  капитала, сравнимого с бегством капитала из России в период гражданской войны: за годы реформ из страны "утекло" от 800 млрд. до 1 триллиона долларов.12

     Поскольку конвертируемость рубля была выдвинута  реформаторами за цель, а не за средство проведения реформ, равно как и  цена не является производной от курса  рубля, наоборот, курс рубля отражает соотношение внутренних и внешних цен, то Россия оказалась сначала в зоне "всеобщей долларизации", а затем с 2002 г. в зоне "евроизации", что способствовало расцвету уже валютной коррупции.

     Внутренняя  конвертируемость имеет разную значимость для резидентов и нерезидентов. "Плавающий" курс рубля постоянно обогащает лишь долларовых миллионеров ("новых русских"), особенно в отраслях топливно-энергетического сектора, что создает огромную дополнительную коррупционную площадку, препятствуя повышению технологического профиля внешней торговли.

     Коррумпированные  чиновники, в основном это касается многих таможенных служб и банковских структур, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, используют чаще всего  следующие приемы:

     - сокрытие экспортной выручки в иностранных банках путем занижения экспортных цен по сравнению с мировыми и экспорт конечной продукции под видом сырья;

     - фиктивные импортные контракты;

     - создание фиктивной задолженности перед подконтоольными юридическими лицами за рубежом;

Информация о работе Коррупция как средство конкурентной борьбы во внешней торговле и международном инвестировании