Корпоративное управление

Автор: Ирина Шаламова, 18 Октября 2010 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

В работе указаны основные характеристики корпоративного управления, сущности, свойства

Содержание

Введение
1. Понятие корпоративного управления
1. Модели корпоративного управления
2. Англо-американская модель корпоративного управления
1. Сущность англо-американской модели
3. Значительные недостатки англо-американской модели
4. Законодательная база
5. Действия корпораций
6. Примеры управления в американских компаниях
3. Японская модель корпоративного управления
1. Основные участники японской модели
2. Конфиденциальность информации
3. Взаимоотношения между корпорациями
4. Западноевропейская (немецкая) модель
1. Основные участники
2. Законодательная база
3. Особенности немецкой модели
4. Примеры управления в компаниях Германии
5. Проблема трудовой мотивации в разных моделях
6. Сравнительная характеристика моделей
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая сама работа.docx

— 70.19 Кб (Скачать)
  1. Сравнительная характеристика моделей
 
Англо-американская модель Японская модель Немецкая модель
Страны  распространения моделей
Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия Япония Германия, Нидерланды, Скандинавия, частично Франция и  Бельгия
Сущностная  характеристика
Характеризуется наличием индивидуальных акционеров и  постоянно растущим числом независимых, не связанных с корпорацией акционеров (аутсайдеров), четко разработанной  законодательной основой, определяющей права и обязанности участников Характеризуется высоким процентом банков и различных  корпораций в составе акционеров по схеме «банк-корпорация». Законодательство, промышленность активно поддерживают кэйрецу (группу корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом) Банки являются долгосрочными акционерами корпораций, и их представители выбираются в  состав советов директоров на постоянной основе. Большинство немецких фирм предпочитают банковское финансирование акционерному. Таким образом, структура  управления смещена в сторону  контактов банков и корпораций
Ключевые  участники
Управляющие, директора, акционеры (в основном институциональные), биржи, правительство Ключевой банк и финансово-промышленная сеть (кэйрецу), правление, правительство. Банк предоставляет  своим корпоративным клиентам кредиты  и услуги, связанные с выпуском облигаций, акций, ведением счетов и  консалтингом. Взаимодействие направлено на установление контактов. Независимые акционеры практически не в состоянии влиять на корпорацию Банки. Корпорации так же являются акционерами и  могут иметь вложения в неаффилированных компаниях. Рабочие законодательно входят в состав управления
Структура владения акциями
Институциональные инвесторы (Великобритания – 65%, США  – 60%); индивидуальные инвесторы (США  – 20%) Акции целиком  находятся в руках финансовых организаций и корпораций. Страховые  компании владеют 50% акций, корпорации – 25%, иностранные инвесторы – 5% Банки – 30% акций, корпорации – 45%, пенсионные фонды – 3%, индивидуальные акционеры – 4%
Состав  совета директоров
Инсайдеры – лица, работающие в корпорации, либо тесно  с ней связанные. Аутсайдеры – лица, напрямую не связанные с  корпорацией. Количество – от 13 до 15 человек Практически полностью  состоит из внутренних участников. Государство также может назначить  своего представителя. Количество –  до 50 человек Двухпалатный  совет директоров: наблюдательный совет  и правление. Наблюдательный совет  назначает  и распускает правление, утверждает решения руководства  и дает рекомендации правлению. Правление  состоит исключительно из сотрудников  корпораций. В наблюдательный совет  обязательно входят представители  рабочих и акционеров. Количество членов наблюдательного совета –  от 9 до 20 человек (устанавливается законодательно)
Законодательная база
В США: законы штата, федеральные законы, комиссия по ценным бумагам и биржам. В  Великобритании: парламентские акты, коллегия по ценным бумагам и инвестициям Практически скопирована  с американской. Правительство традиционно  оказывает влияние на деятельность корпораций через своих представителей Федеральные и  местные законы, федеральное  агентство  по ценным бумагам
Требования  к раскрытию информации
В США: квартальный отчет, годовой отчет, включающий информацию о директорах, владении ими акциями, зарплате; данные об акционерах, владеющих более 5% акций; сведения о возможных слияниях и поглощениях. В Великобритании: полугодовые отчеты Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре  капитала, членах совета директоров, их жаловании, сведения о предполагаемых слияниях, поправках в Устав. Сообщается список 10 крупнейших акционеров корпорации Полугодовой отчет  с указанием структуры капитала, акционеров, владеющих более чем 5% акций корпорации, информации о  возможных слияниях и поглощениях
Действия, требующие одобрения акционеров
Избрание  директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияния, поглощения, поправки к  Уставу. В США акционеры не имеют  права голосовать по размеру дивидендов, в Великобритании этот вопрос выносится  на голосование Выплата дивидендов, выборы совета директоров, назначение аудиторов, внесение изменений в  Устав, слияния, поглощения Распределение дохода, ратификация решений наблюдательного  совета и правления, выборы наблюдательного  совета
Взаимоотношения между участниками
Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или по доверенности, не присутствуя на собрании акционеров. Институциональные инвесторы следят за деятельностью корпорации (среди  них: инвестиционные фонды, аудиторы, рисковые инвестиции) Корпорации  заинтересованы в долгосрочных и  аффилированных акционерах. Ежегодные  собрания акционеров носят формальный характер Большинство акций  немецких корпораций – акции на предъявителя. Банки, с согласия акционеров, распоряжаются голосами согласно своему усмотрению. Невозможность заочного голосования требует или личного  присутствия на собрании, или передоверия  этого права банку

Заключение 

     В зависимости от характерных особенностей структуры собственности, степени  её концентрации, особенностей механизмов финансового регулирования, фондовых рынков и национального акционерного законодательства могут формироваться  различные системы корпоративного управления.

     Данное  разделение условно и осуществляется для выделения характерных черт, которые в условиях глобализации могут смешиваться и видоизменяться: в организации управленческой деятельности в условиях научно-технического прогресса  тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы  организации труда.

     Акционеры в немецкой модели играют решающую роль в стратегическом планировании деятельности компании. В немецкой модели упор сделан на поддержании  баланса интересов всех заинтересованных сторон и взаимной ответственности. Англо-американская модель ориентирована  на преимущественное удовлетворение финансовых интересов акционеров. Считается, что  следование американской модели способствует динамичности, а немецкой — устойчивости.

     Отличительной чертой японской модели является ориентация на социальную сплочённость на уровне компании и «деловую сплочённость»  на уровне промышленной группы. В отличие  от немецкой модели эта сплочённость имеет не равноправный, а иерархический  характер — принесение в жертву интересов «младших» в обмен  на патернализм «старших». Характерной  чертой японской модели является перекрёстное владение акциями между компаниями-партнёрами. 
 
 

    Литература 

        1. А.В.Мурычев  «Банки и Банковская система России: состояние и пути развития эффективного корпоративного управления» // Москва 2007
        2. Беликов И.В. Собственники и менеджеры//Журнал для акционеров, 2000. - № 8.
        3. Всероссийский журнал по корпоративному праву и управлению «Акционерный вестник» // 7 мая 2008 // статья «Корпоративное управление»
        4. Журнал о мировой политике и международных отношениях «Россия в глобальной политике» // Корпоративное управление: на пути к «российской модели» // 2 сентября 2003
        5. Защита прав инвесторов / Под ред. проф. Яркова В.В. – М.: Финансовый изд. дом «Деловой экспресс», 1998. – 152 с
        6. Иванов Я.Н. Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. – М.: Инфра, 1996
        7. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров, 2000. - № 12
        8. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Под ред. М. Хесселя. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1996
        9. Ломоносовские чтения 2004 г. Сборник статей аспирантов "Россия и социальные изменения в современном мире". Том №3
        10. Мамай В.И. Акционерные общества. Защита интересов акционера и наемного работника. Практическое пособие. – М.: Контур, 1998. – 80 с
        11. Фельдман А. Управление корпоративным капиталом. - М.:, 1999. - 202 с
        12. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. - М: Изд. Центр «Акционер», 2002.
        13. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер», 2001
        14. http://delist.ru/article/19082007_pechenayalt
        15. http://korpuprav.ru/opredelenie_korporativnogo_upravleniya
        16. http://perspectives.utmn.ru/?n=6&y=2006&id=112
        17. http://ru.wikipedia.org/wiki/
        18. http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-1/14.shtml
        19. http://www.hr-portal.ru/article/vyzhit-i-dostich-stabilnosti-raznye-modeli-korporativnogo-upravleniya
        20. http://www.mirrabot.com/work/work_56970.html
        21. http://www.nccg.ru/site.xp/051048054057124.html

Информация о работе Корпоративное управление