Корпоративное управление

Автор: Ирина Шаламова, 18 Октября 2010 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

В работе указаны основные характеристики корпоративного управления, сущности, свойства

Содержание

Введение
1. Понятие корпоративного управления
1. Модели корпоративного управления
2. Англо-американская модель корпоративного управления
1. Сущность англо-американской модели
3. Значительные недостатки англо-американской модели
4. Законодательная база
5. Действия корпораций
6. Примеры управления в американских компаниях
3. Японская модель корпоративного управления
1. Основные участники японской модели
2. Конфиденциальность информации
3. Взаимоотношения между корпорациями
4. Западноевропейская (немецкая) модель
1. Основные участники
2. Законодательная база
3. Особенности немецкой модели
4. Примеры управления в компаниях Германии
5. Проблема трудовой мотивации в разных моделях
6. Сравнительная характеристика моделей
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая сама работа.docx

— 70.19 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..2

  1. Понятие корпоративного управления……………………………………5
    1. Модели корпоративного управления………………………………..6
  2. Англо-американская модель корпоративного управления……………8
    1. Сущность англо-американской модели………………………………8
    2. Состав и функции совета директоров………………………………..9
    3. Значительные недостатки англо-американской модели…………...11
    4. Законодательная база……………………………………………….12
    5. Действия корпораций………………………………………………..14
    6. Примеры управления в американских компаниях………………..15
  3. Японская модель корпоративного управления………………………..18
    1. Основные участники японской модели……………………………..18
    2. Конфиденциальность информации………………………………….19
    3. Взаимоотношения между корпорациями….……………………….21
  4. Западноевропейская (немецкая) модель………………………………..23
    1. Основные участники…………………………………………………23
    2. Законодательная база………………………………………………..25
    3. Особенности немецкой модели………….…………………………..26
    4. Примеры управления в компаниях Германии…………………….28
  5. Проблема трудовой мотивации в разных моделях…………………….30
  6. Сравнительная характеристика моделей………………………………..31

    Заключение

    Литература 
     
     
     

Введение 

     В течение последнего десятилетия, как  за рубежом, так и в России наблюдается  беспрецедентный рост интереса общественности к проблеме корпоративного управления1.

     Причина подобной ситуации состоит в том, что проблемы корпоративного управления тесно связаны с некоторыми наиболее характерными для настоящего времени  явлениями в мировой экономике. К ним относятся: возрастание  в экономике роли частного сектора; усиление тенденции к интернационализации  и глобализации мирового хозяйства; новые условия конкуренции для  компаний.

     Частная компания во всех странах мира становится все более важным орудием создания общественного богатства. Более  чем десятилетний период либерализации  рынка капиталов, совершенствование  политики в области конкуренции  и реализация программ приватизации сыграли главную роль в развитии и укреплении частного сектора в  процессе экономического роста.

     Актуальность  проблемы поиска эффективной модели корпоративного управления стала еще  более значительной после волны  корпоративных скандалов в развитых странах, особенно в США, а также в связи с механизмами, которые использовались для перераспределения прав контроля над корпорациями в России, корпоративных конфликтов, недобросовестных корпоративных захватов. По вопросам корпоративного управления проведено весьма значительное число эмпирических исследований, в рамках которых были выявлены факторы, влияющие на формирование модели корпоративного управления, а также последствий ее функционирования и развития.

     Важность  проблемы корпоративного управления  стала отчетливо заметна со второй половины 90-х годов, в период активного формирования крупных финансово-промышленных групп. Внешними факторами послужили, среди прочих, возросший интерес к корпоративному управлению в ведущих индустриальных странах, мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., обнаруживший слабость корпоративного управления в ряде стран Юго-Восточной Азии, проблемы финансирования корпораций развивающихся стран, а также подписание в 1999 г. Принципов корпоративного управления ОЭСР, которое стало важным этапом в деле обобщения опыта стран с различными системами корпоративного управления.

     На  основе анализа прочитанной литературы и Интернет-ресурсов, поставила перед  собой несколько задач

    1. проанализировать имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме
    2. выявить основные модели корпоративного управления, существующие в современных условиях.
    3. рассмотреть содержание основных моделей корпоративного управления.
    4. проанализировать состав и функции основных моделей корпоративного управления.
    5. выявить достоинства и недостатки основных моделей корпоративного управления.
    6. Выяснить, как конкретная модель корпоративного управления влияет на деятельность компании.

     Существует  очень большое количество монографий, учебников  и различных источников, в которых описываются основные модели корпоративного управления.

  1. В учебнике Макарова О.А. «Корпоративное право»  рассматриваются основные проблемы и понятия корпоративного права, общие положения об акционерном обществе, подробно освещаются основные модели корпоративного управления
  2. Целью книги Радыгина А.Д., Энтова Р.М., Межераупса И.В. «Особенности формирования национальной модели корпоративного управления» является рассмотрение теоретических подходов, сложившихся при анализе классических моделей корпоративного управления, изучение новаций в сфере корпоративного управления и разработка прикладных рекомендаций в области корпоративного законодательства.
  3. В учебном пособии Россинского В. «Основы корпоративного управления» рассматриваются основные понятия, аксиоматические условия и принципы теории корпоративного управления, идентификационные признаки для отнесения субъектов бизнеса к категории корпорации

     Итак, целью данной курсовой работы является – исследование основных моделей корпоративного управления.

     Курсовая  работа состоит из

    1. введения
    2. 6 глав
    3. заключения
    4. литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие корпоративного управления.
 

      Существует  огромное количество различных понятий  о корпоративном управлении.

     2Международная финансовая корпорация определяет корпоративное управление как систему выборных и назначенных органов, которые управляют деятельностью открытых акционерных обществ, которые отображают баланс интересов владельцев и направлено на обеспечение максимально возможной прибыли от всех видов деятельности открытого акционерного общества в пределах норм действующего законодательства.

     Согласно  определению Мирового банка корпоративное  управление совмещает в себе нормы  законодательства и практику хозяйствования в частном секторе, что позволяет  обществам привлекать финансовые и  человеческие ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность.

     C юридической точки зрения, корпоративное  управление — это утвержденная  действующим законодательством  система органов, что осуществляет  управление деятельностью хозяйственного  общества для обеспечения эффективности,  а также с учетом интересов  участников общества и других  заинтересованных лиц (кредиторов, инвесторов, работников, поставщиков  и покупателей, государственных  органов).

     3В узком понимании корпоративное управление заключается в обеспечении деятельности менеджеров относительно управления предприятием в интересах владельцев-акционеров. В широком понимании корпоративное управление — это защита и учет интересов как финансовых, так и нефинансовых инвесторов, которые делают свой взнос в деятельность корпорации (концепция «соучредителей»). К нефинансовым инвесторам чаще всего относят сотрудников, которые имеют специфический опыт именно для этой корпорации, поставщиков специфического оборудования для нее, местную власть (инфраструктура и фискальная политика в интересах корпорации).

     Отделяя корпоративное управление как определенный тип, особенности которого предопределенные спецификой корпорации как объекта  управления, его определяют как «управление, которое построено на приоритетах  интересов акционеров и их роли в  развитии корпорации, управления, которое  учитывает реализацию прав собственности, предусматривает взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), базируется на стратегии развития корпорации в  целом (интересы фирмы подчинены  общим интересам), в конце концов, - это управление, которое порождает  корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов  поведения».

     Исходя  из этого определения, можно сделать  вывод: система корпоративного управления - это организационная модель, с  помощью которой акционерное  общество должно представлять и защищать интересы своих акционеров. Стоит  отметить о наличии широких возможностей участия в акционерной собственности, экспансии акционерного капитала, который  дает сложные варианты объединения  капиталов и, соответственно, непостоянный круг заинтересованных сторон даже на протяжении малых промежутков времени. 

    1.  Модели  корпоративного управления
 

      Модели разделяют на англо-американскую, западноевропейскую (немецкую) и японскую4. Эти модели касаются экономически развитых стран и регионов, а теперь уже можно определить еще одну модель - это корпоративную модель стран с переходной экономикой, которая также имеет собственные характеристики и своеобразные подходы до формирования корпоративных отношений. Основные элементы указанных моделей корпоративного управления таковы:

      - страны распространения;

      - главные участники реализации  модели корпоративных отношений;

      - законодательные нормы;

      - структура владения акциями;

      - мониторинг деятельности;

      - формы и средства финансирования;

      - структура совета директоров;

      - требования к раскрытию информации;

      - корпоративные действия, которые  нуждаются в одобрении акционеров.

        Рассмотрим подробнее каждую  из приведенных моделей корпоративного  управления.

      Таким образом, каждая страна имеет собственную модель корпоративного управления, характерные признаки которой предопределены особенностями национального менеджмента. Модели отличаются за составом участников, законодательной базой, что регулирует их взаимоотношения, требованиями относительно раскрытия информации и тому подобное. Существование разных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом предопределенно как историческими факторами развития той или другой страны, так и ее экономическими, правовыми и социальными особенностями. 
 
 
 
 
 

  1. Англо-американская модель корпоративного управления
 
    1. Сущность  англо-американской модели5
 

     Американцам свойствен агрессивный подход к  ведению бизнеса: они относительно легко избавляются от убыточных  подразделений, без лишних сомнений сокращают численность работников, склонны внедряться в новые виды деятельности.

     Для англо-американской модели характерен одноуровневый совет директоров, в который входят, в частности, исполнительные директора — непосредственные управленцы. Чтобы отделить функции  надзора при совете директоров создаются  контрольные комитеты, в которые  исполнительные директора не входят. Собственность при такой модели, как правило, сильно распылена среди  множества мелких акционеров (пакет  акций в 10 % может считаться доминирующим). Эти акции обращаются на фондовом рынке, где компания зачастую и черпает  средства для развития, выпуская новые  акции. При этом мелкие акционеры  не интересуются управлением компанией; сильный менеджмент уравновешивается независимыми директорами. Англо-американская модель ориентирована на преимущественное удовлетворение финансовых интересов  акционеров6.

Информация о работе Корпоративное управление