Контрольная работа по "Национальная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический.

Содержание

1 Транспорт: состав и структура транспортного комплекса.
2 Сельское хозяйство Республики Беларусь.
3 Валютный рынок Республики Беларусь
4 Характеристика производственного потенциала Республики Беларусь. Основные тенденции и проблемы (аналитические данные представить за последние 3 года).
5 Практическое задание 5. Как и из-за чего изменится ВВП России, если американский турист выпьет в московском ресторане «У Швейка» кружку чешского пива?

Работа содержит 1 файл

национальная экономика 5.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Рассматривая данный вопрос, отметим, что воздействие внешних, экзогенных факторов может внести кардинальные перемены в процесс реализации валютной политики Беларуси.

Так, в 2008-2009 гг. вероятно укрепление американского  доллара относительно основных мировых  валют, в том числе евро. Основной предпосылкой этого является сохранение относительно высоких темпов экономического роста в США.

Значительный спрэд (размах колебаний) между процентными ставками в США и Еврозоне и более динамичное развитие экономики США могут привести к укреплению доллара к концу 2008 года. Укрепление доллара по отношению к евро, скорее всего, окажет влияние на валютную политику Центральный банк РФ, который может начать рассматривать европейскую валюту в качестве индикатора в валютной политике. В таком случае Национальный банк РБ в свою очередь окажется перед выбором, какую валюту использовать в качестве «якоря» при проведении политики «ползучей привязки» - доллар США или российский рубль.

Прогноз изменения экзогенных факторов позволяет ожидать сохранения инерционного сценария развития ситуации в экономике Беларуси в 2009 г. По оценкам белорусских специалистов, несмотря на укрепление доллара США на мировом рынке и ожидаемое смягчение валютной политики ЦБР белорусский рубль укрепится в реальном выражении на 7-10% по отношению к доллару США и на 2-3% к российскому рублю. Инфляция по итогам года составит 8-10% (в рамках официального прогноза).

Дальнейшее укрепление белорусского рубля может привести к ощутимому дефициту валюты на внутреннем рынке, что может дестабилизировать валютный и денежно-кредитный сектор. Поэтому наиболее вероятно, что в 2009 г. НББ будет вынужден смягчить валютную политику и ужесточить внутреннюю процентную политику. [21]

Прогнозируя развитие валютного рынка  в нашей стране, отметим, что во 2 полугодии 2008 г. ситуация в целом будет оставаться благоприятной. Традиционно чистым продавцом валюты выступят предприятия-резиденты. В то же время рост предложения валюты во втором полугодии замедлится, поскольку ожидается замедление роста стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов и сохранения проблем с экспортом в Россию. При этом повышение доли продаваемой резидентами на внутреннем рынке валюты маловероятно, так как для этого необходимо увеличение доходности рублевых финансовых инструментов по сравнению с валютными, в то время как в первом полугодии наблюдалась обратная тенденция. Наиболее вероятно, что удельный вес продаваемой валюты будет находится в диапазоне 52-55%. Рост спроса на данном сегменте будет ускоряться за счет восстановления импорта из России, а также за счет покупки валюты для расчетов по торговым кредитам, привлеченным в конце 2007 г., поскольку за 1 полугодие 2008 г. они не были погашены полностью. Поэтому темпы роста спроса несколько увеличатся.

На рынке нерезидентов существенных трансформаций по сравнению с первым полугодием не произойдет и ситуация преимущественно будет обусловливаться динамикой торгового баланса. За счет формирования дефицита торговли товарами со 2 кв. 2008 г. можно ожидать некоторого замедления роста предложения валюты и ускорение роста спроса на валюту на данном сегменте по сравнению с первым полугодием. В то же время в экспортных и импортных операциях нерезидентов наметилась тенденция к уменьшению доли расчетов в белорусских рублях. Это должно привести к снижению активности нерезидентов на белорусском валютном рынке. Таким образом, во втором полугодии данный сегмент будет расти меньшими темпами, чем в начале года. Таким образом, на сегменте рынка, включающем всех юридических лиц, спрос и предложение валюты будут в 2008 г. практически сбалансированы. [21]

В такой ситуации динамика обменного  курса будет во многом зависеть от поведения населения на валютном рынке. При условиях дальнейшего снижения реальной доходности депозитов в белорусских рублях и быстрого роста доходов населения наиболее вероятно увеличение сбережений физических лиц в иностранной валюте. Кроме того, можно ожидать роста покупки валюты населением для покупки товаров длительного пользования (в частности, автомобилей) в негосударственной торговой сети. Однако у НББ есть достаточно ресурсов для недопущения девальвации рубля; кроме того, он может воздействовать на поведение населения за счет ужесточения внутренней процентной политики с целью снижения спроса на валюту. Поэтому ожидается дальнейшего реального укрепления белорусского рубля. По оценкам экспертов в 2008 г. белорусский рубль укрепится в реальном выражении на 7-10% по отношению к доллару США и на 2-3% - к российскому рублю. НББ рассматривает такое укрепление как один из ключевых инструментов снижения темпов инфляции. Существенное стабилизационное воздействие на валютный рынок может также оказать привлечение дополнительного внешнего заимствования. [21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И  ПРОБЛЕМЫ (АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ  ПРЕДСТАВИТЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА)

 

Устойчивое развитие страны во многом определяется созданным производственным потенциалом, его структурой и качеством.

Производственный потенциал Беларуси имеет 20 тепловых электростанций, 17 предприятий  металлургического комплекса, 70 предприятий  нефтехимического комплекса (концерн  «Белнефтехим»), 29 предприятий и организаций станкостроения, 36 предприятий и организаций автомобилестроения, 37 предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, 11 предприятий строительного, дорожного и коммунального машиностроения, 20 предприятий машиностроения для пищевой и легкой промышленности, 3 научно-производственных объединения электронной промышленности, 41 предприятие электротехнической промышленности, 36 приборостроительных предприятий, более 70 научно-производственных объединений, заводов и институтов радиотехнической промышленности, 1416 предприятий и производств легкой и текстильной промышленности, доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства страны составляет 25%. Создано 6 свободных экономических зон. Зарегистрировано свыше 2650 совместных и иностранных предприятий с иностранными инвестициями. Они созданы с участием 80 стран мира.

Основу производственного потенциала Республики Беларусь составляет промышленность. На ее долю приходится 39,6% основных производственных фондов, на 2390 различных предприятиях трудится 27,3% общей численности занятого в экономике населения  и создается  около 30% валового внутреннего продукта страны. Ведущее место принадлежит  машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности на долю которых приходится 25,7%, 13,9% и 6,8%, общего объема продукции промышленности и, соответственно - 29,2%, 20,7% и 5,4% общей стоимости основных промышленно-производственных фондов.

Однако техническая база промышленности устарела. На большинстве предприятий  она представляет преимущественно  традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V-VI уклады. Износ активной части основных промышленно-производственных фондов по промышленности в целом достиг 80,2%, то есть намного превысил критически допустимый уровень.

Большинство промышленных предприятий  используют производственные мощности не в полном объеме.

Наращивание производственного потенциала предусматривается осуществлять за счет ускоренного обновления основных фондов, достижения на этой основе роста  конкурентоспособности продукции  и увеличения ее сбыта на внутреннем и внешних рынках. Для этого, прежде всего, необходимо направить значительную часть собственных средств предприятий для модернизации и технического перевооружения производства. На эти цели ориентированы меры по снижению издержек и налоговой нагрузки, применению новой амортизационной политики, увеличению рентабельности, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Высокий износ активной части основных фондов обусловливает необходимость  использования для обновления не только собственные средства, но и  внешние инвестиции.

Для активизации процессов модернизации, учитывая недостаточный объем капиталовложений, осуществляемый в последние годы, необходимо обеспечить среднегодовой  прирост инвестиций в основной капитал  на уровне 8-10%. Это позволит обновить изношенные производственные фонды  современным технологическим оборудованием  на 10-15% ежегодно.

В целях обновления производственного  потенциала, прежде всего, на основе отечественных  машин, оборудования и технологий продолжится  работа по стимулированию их разработок и внедрению на предприятиях, наполнению внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными товарами взамен импортируемых  из-за рубежа. Этому будет способствовать проводимая Правительством защита отечественных  производителей путем регулирования цен на импортные аналоги уровнем таможенных пошлин; ограничения импорта, если аналогичные товары производятся в Беларуси.

Таким образом, важнейшими задачами по повышению эффективного использования  производственного потенциала должны стать:

- ускорение процесса обновления  основных промышленно-производственных  фондов на базе внедрения прогрессивного  оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного  производства;

- разработка и внедрение эффективных  механизмов привлечения инвестиций  в промышленность в целях увеличения  собственных средств предприятий, банковских кредитов, иностранных инвестиций;

- концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях, прежде всего, развития  экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

- разработка и реализация инвестиционных  проектов, ориентированных на создание  и выпуск конкурентоспособной  на мировом рынке продукции; 

- проведение сертификации продукции  и производства;

- снижение налоговой нагрузки  предприятий и принятие других  мер государственного регулирования  по активизации процесса инвестирования  основного капитала промышленности.

Реализация намеченных задач позволит нарастить и модернизировать  промышленный потенциал Республики Беларусь. Согласно проработкам министерств  и концернов, износ активной части  основных средств в машиностроении и металлообработке к 2020 г. снизится до 52%, в легкой промышленности - до 38%.

Производственный потенциал агропромышленного  комплекса образуют земля, основные производственные фонды и трудовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс Беларуси включает сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, обслуживающую сферу. Сельское хозяйство в структуре  страны составляет 9-10%. В перерабатывающей промышленности функционирует 4741 предприятие  и производство.

Сельскохозяйственные угодья занимают 44% территории республики, в том числе пахотные земли - свыше 27%. На душу населения в Беларуси приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пахотных. На долю сельского хозяйства приходится около 29% основных производственных фондов, более 11% общего объема валовой добавленной стоимости, свыше 12% занятых в народном хозяйстве.

Из общей площади сельхозугодий  подвержено эрозии 551 тыс. га (5,9%), заболочено 103 тыс. га (1,1%), засорено камнями 550 тыс. га (5,9%), закустарено 90 тыс. га (1%). Кроме того, 1373,4 тыс. га загрязнено радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Уменьшились объемы работ по известкованию почв, защите растений от болезней и вредителей. Все это отрицательно сказалось на состоянии производственного потенциала.

Износ активной части основных производственных фондов в сельском хозяйстве достиг 76-77%, в перерабатывающей промышленности - 70-75%. Лишь 18-20% технологий соответствует  мировому уровню. Большинство используемого  оборудования уступает современным  зарубежным аналогам по технико-экономическим  показателям, надежности, оснащенности технологических линий.

Из-за низкого платежеспособного  спроса на продукцию, недостатка сельскохозяйственного  сырья производственные мощности перерабатывающих предприятий используются на 40-60%.

Для устойчивого развития агропромышленного  комплекса стратегическим направлением является интенсификация производства на основе достижений научно-технического прогресса, модернизации производственно-технической  базы, внедрения ресурсосберегающих, безотходных и экологически безопасных технологий.

Важной задачей на ближайшую  перспективу должно стать финансовое оздоровление предприятий, активизация  инвестиционной деятельности и на этой основе техническое и технологическое  переоснащение производства. При  этом необходимо повысить роль собственных  средств предприятий. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, приоритетными являются высокоэффективные и быстроокупаемые инновационные проекты. Для переоснащения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий новейшим оборудованием и технологическими комплексами ускоренное развитие должно получить машиностроение для отраслей АПК.

Для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса необходимо:

- содействовать развитию научных  исследований, ускорить внедрение  достижений научно-технического  прогресса в производство, использовать  научно-технический потенциал для  создания новых видов продукции  и технологий, расширения спроса  на внешних и внутреннем рынках;

- создать благоприятную среду  для притока зарубежного капитала;

- стимулировать приток инвестиций  в создание нового оборудования  и технологий, способных обеспечить  экологически чистое производство.

Решению социальных проблем села, улучшению демографической ситуации в сельской местности будут способствовать меры по улучшению жилищных условий, развитию транспортных коммуникаций, рационализации системы расселения, созданию новых рабочих мест на основе развития малых предприятий и  сферы услуг, возрождения традиционных ремесел и промыслов.

Строительный комплекс страны создает 8% валового внутреннего продукта; в  промышленности строительных материалов -- основе отрасли, действует более 1400 предприятий и производств, где выпускается 150 наименований продукции. Ежегодно вводится в эксплуатацию более 3 млн. кв. м жилья. В его составе действуют более 4 тысяч строительных и ремонтно-строительных организаций, свыше 1,4 тысячи предприятий и производств промышленности строительных материалов, 254 проектно-изыскательских организаций. Создана мощная инфраструктура. На предприятиях промышленности строительных материалов выпускаются строительные материалы и конструкции различного назначения, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и осуществлять поставку на внешний рынок.

Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"