Контрольная работа по "Национальная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический.

Содержание

1 Транспорт: состав и структура транспортного комплекса.
2 Сельское хозяйство Республики Беларусь.
3 Валютный рынок Республики Беларусь
4 Характеристика производственного потенциала Республики Беларусь. Основные тенденции и проблемы (аналитические данные представить за последние 3 года).
5 Практическое задание 5. Как и из-за чего изменится ВВП России, если американский турист выпьет в московском ресторане «У Швейка» кружку чешского пива?

Работа содержит 1 файл

национальная экономика 5.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Механизм проведения торгов в режиме «электронного фиксинга» предполагает одновременное заключение между участниками торгов сделок купли-продажи иностранной валюты по единому курсу электронного фиксинга – т.е. курсу, при котором, исходя из предварительных заявок участников торгов, может быть заключен максимальный объем сделок.

Механизм проведения торгов в режиме «непрерывного двойного аукциона» позволяет участникам заключать сделки по множественному курсу. В ходе торгов участники вводят в торговую систему заявки на покупку-продажу иностранной валюты, информация о которых поступает на экраны торговых терминалов. Заключение сделок происходит автоматически по мере ввода в систему взаимно удовлетворяющих заявок.

Режим «переговорных сделок» дает возможность участникам торгов проводить  операции купли-продажи иностранной  валюты (в т.ч. конверсионные) с исполнением вытекающих из них обязательств в срок, оговоренный в сделке, и проведением расчетов самостоятельно. Перспективные проекты биржи на валютном рынке нацелены на совершенствование торговых технологий, повышение привлекательности торгов, разработку и внедрение новых инструментов, а также снижение издержек участников торгов.

Конъюнктура внутреннего валютного  рынка определялась состоянием платежного баланса, в первую очередь внешней  торговли. Растущие объемы экспорта и  импорта товаров и услуг, движение потоков капитала обусловили высокую активность участников рынка по операциям покупки-продажи валюты.

Оборот внутреннего валютного  рынка по сравнению с 2006 годом  увеличился на 17,1 процента и достиг 53,1 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка – на 17,1 процента (32,5 млрд. долларов США), биржевого – на 6,9 процента (10,7 млрд. долларов США). Расширение емкости валютного рынка обусловлено ростом операций резидентов – юридических лиц, населения и банков при значительном сокращении участия в операциях нерезидентов [11].

Предложение иностранной валюты юридическими лицами – резидентами увеличилось на 26,2 процента и составило 15,6 млрд. долларов США, спрос – на 33,6 процента и 14,8 млрд. долларов США соответственно. В результате превышения темпов роста покупки иностранной валюты над темпами роста ее продажи, обусловленного нарастанием дефицита внешней торговли, чистая продажа иностранной валюты юридическими лицами –

резидентами снизилась на 39,6 процента и сложилась на уровне 757,4 млн. долларов США против 1 254,6 млн. долларов США  в 2006 году.

Предложение иностранной валюты населением возросло на 39,8 процента и равнялось 4,9 млрд. долларов США, спрос на валюту – на 24,8 процента и 5,3 млрд. долларов США.

Таким образом, в 2011 году чистый спрос населения на иностранную валюту снизился до 418 млн. долларов США против 757,3 млн. долларов США в 2006 году.

Операции нерезидентов на внутреннем валютном рынке в отчетном году оставались относительно сбалансированными и  характеризовались снижением объемов, в том числе продажи иностранной  валюты – на 50,3 процента, до 2,2 млрд. долларов США, покупки – на 53,3 процента, до 2,5 млрд. долларов США. Чистый спрос  нерезидентов на иностранную валюту сократился в 3,2 раза (с 851,8 до 262,6 млн. долларов США). Снижение объемов операций  на данном сегменте валютного рынка связано с повышением прозрачности внешней торговли, обусловившим уменьшение использования национальной валюты во внешнеторговом обороте по ”теневым“ схемам.

В отчетном году банки-резиденты на чистой основе реализовали иностранной валюты на сумму 224 млн. долларов США против 401,8 млн. долларов США в 2006 году.

Основной объем операций на валютном рынке (68,1 процента) пришелся в 2011 году на доллар США. Однако его доля снизилась по сравнению с 2009 годом на 6,1 процентного пункта при росте удельного веса российского рубля и евро соответственно с 15,7 до 18 процентов и с 9,7 до 13,4 процента.

Объемы операций с другими иностранными валютами оставались незначительными, их доля составила 0,6 процента, увеличившись на 0,3 процентного пункта по сравнению с уровнем 2009 года [11].

Относительно высокий курс белорусского рубля  негативно влияет на состояние торгового баланса республики, с одной стороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, с другой стороны, стимулируя импорт по причине его относительного удешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курс национальной валюты был выбран режим административного установления предельного размера обменного курса .

Процесс стабилизации обменного курса  национальной валюты и ситуации на валютном рынке сопровождается дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:

  1. постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;
  2. расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;
  3. формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;
  4. отмену административного распределения иностранной валюты на торгах БВФБ;
  5. постепенное снижение и отмену обязательной продажи валютной выручки;
  6. постепенное снятие ограничений на продажу валюты нерезидентам Республики Беларусь.

В процессе оперативного регулирования  обменного курса белорусского рубля  Национальный банк выполняет свои основные функции, заключающиеся в сглаживании резких колебаний курса посредством регулирования банковской ликвидности, операций СВОП (договор об обмене активов и пассивов на такие же активы или пассивы с другими сроками погашения или для изменения процентной ставки, чтобы увеличить прибыль, или уменьшить расходы (см. своп (финансы), процентный своп, валютный своп).  В плановом порядке ведутся работы по накоплению официальных валовых международных резервов, по сосредоточию в Национальном банке всех государственных резервов в иностранной валюте и драгоценных металлах.

Политика валютного регулирования  находится под значительным влиянием интеграционных процессов между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией. Была разработана Концепция введения единой валюты, формирования единого эмиссионного центра и общей банковской системы Союза России и Беларуси. Концепция предусматривает унификацию денежно-кредитной политики, достижение реальной конвертируемости национальных валют, создание общего рынка ценных бумаг и разработку нормативной и законодательной базы для создания общей валютной системы.

В результате ожидается оживление  денежно-кредитной системы РБ за счет доступа к российским валютным резервам и снижения внешнего долга республики перед РФ и западными кредиторами.

Для мобилизации внутренних резервов в снижении валютного дефицита было принято решение о привлечении средств населения на вкладные счета системообразующихся банков под гарантию правительства о сохранности вкладов, так как только по самым приблизительным оценкам НБ «на руках» у населения находится порядка 2 млрд. долларов США.

Также важным внутренним источником валюты является возврат валютных кредитов, срок которых уже истек, (общая сумма составляет около 120–130 млн. долларов США), для чего была создана специальная комиссия по возврату «плохих» кредитов.

Одновременно произошли изменения  на официальном рынке наличной валюты. Помимо предпринятых Национальным банком мер по легализации валютного  рынка (разрешение уполномоченным банкам и финансовым организациям, имеющим лицензию на проведение валютно-обменных операций, приобретать иностранную валюту у населения по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения) происходит рост курса доллара относительно белорусской валюты. Одновременно, жесткий государственный контроль ценообразования и отсутствие возможности официального приобретения валюты оказали сдерживающее влияние на спрос.

Однако не следует забывать, что  девальвация может не привести к значительному расширению экспорта из-за ограниченности доступа на западные рынки. Девальвация улучшает благосостояние страны только в тех случаях, если она не ухудшает торговый баланс и условия торговли. Секрет успешной девальвации состоит в том, что всплеск инфляции ограничивается уровнем, вызванным девальвацией, в противном случае, инфляция усилится при сохранившемся дисбалансе в экономике.

НБ приняты меры по обеспечению  положительной ставки рефинансирования по сравнению с реальным уровнем инфляции и снижением влияния дополнительной денежной массы на валютный рынок, проведены мероприятия по безэмиссионному кредитованию агропромышленного комплекса за счет коммерческих банков, снижены нормы обязательной продажи валютной выручки с одновременной отменой всех льгот.

В целом, проблемы существующие в валютной системе Республики Беларусь были решены за счет:

  1. увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;
  2. обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;
  3. ликвидации множественности валютных курсов до двух - биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой - сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;
  4. поиска внешних источников валютных средств;
  5. создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.

Современный этап валютной политики в Республике Беларусь можно охарактеризовать как примечательную веху, венчающую последовательное проведение Национальным банком совместно с Правительством взятого в 2000 году курса на финансовую стабилизацию. Безусловно, преждевременно говорить о завершении этого процесса, принимая во внимание пока относительно высокий уровень инфляции, составивший в 2009 году 12,2 процентов по индексу потребительских цен. Однако снижение темпов девальвации белорусского рубля к доллару США до 0,6 процента за год в условиях незначительного притока иностранного капитала само по себе уже является знаковым фактом. С момента обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета подобная стабильность обменного курса была отмечена только в 1995 году, поэтому в 2004-2008 гг. начался период относительно стабильного белорусского рубля [22].

Роль обменного курса в области  регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в связи с перемещением акцента на некурсовые факторы. Национальный банк допускает рост реального эффективного курса белорусского рубля в пределах 6 процентов, а по отношению к российскому рублю - до 4 процентов.

В связи с этим первостепенной задачей  на сегодняшний день является оценка имеющихся объективных предпосылок сохранения достигнутой стабильности обменного курса белорусского рубля в перспективе, а также разработка необходимых для этого мер государственной экономической политики. [6, c.5]

Снижение курса белорусского рубля  к доллару США в 2008 году практически остановилось, составив лишь 0,6 процента, тогда как еще в 2001 году величина данного показателя составляла 33,9 процента. Более того, в 2005-2008 году наблюдается уже номинальная ревальвация курса белорусского рубля к доллару США.

Изменения курса белорусского рубля  к российскому рублю также  поступательно уменьшаются. Несмотря на указанные позитивные тенденции в денежно-кредитной сфере, в периодической печати достаточно часто можно встретить публикации, авторы которых настороженно и пессимистично относятся к перспективам белорусского рубля в ближайшем будущем. Определенные опасения высказываются и специалистами международных финансовых организаций. Поэтому широкое информирование общественности о путях решения поднимаемых проблем является важным элементом повышения доверия к проводимой политике Национального банка Республики Беларусь.

В общем виде совокупность проблем, которые в настоящее время позиционируются в ходе дискуссий как способные оказать определенное негативное влияние на перспективы белорусского рубля, можно сгруппировать следующим образом:

  1. рост реального курса белорусского рубля к доллару США;
  2. высокий дефицит внешней торговли;
  3. отрицательная величина чистых иностранных активов (ЧИА) банков. [8, c.10-11]

Анализируя сценарии теоретически возможной уязвимости банковского сектора, отмечаемой специалистами Международного валютного фонда, следует рассматривать их прежде всего с точки зрения величины вероятности достаточно ощутимой девальвации обменного курса белорусского рубля. Иначе говоря, негативные последствия указанного явления проявятся только в том случае, если будет иметь место относительно значительное снижение обменного курса белорусского рубля.

В то же время, развитие внешней торговли Республики Беларусь и динамика реальных курсов отнюдь не предполагают высокую вероятность данного шага.

Вместе с тем, с другой стороны, говорить о том, что курс белорусского рубля является абсолютно устойчивым, также не совсем верно.

В настоящее время можно выделить одно из ключевых направлений, на котором необходимо сосредоточить усилия для повышения долгосрочной устойчивости национальной валюты.

Данное направление состоит  в снижении относительных размеров краткосрочного внешнего долга страны. С точки зрения экономической безопасности страны целесообразно, чтобы резервы центрального банка полностью покрывали краткосрочный внешний долг. Вместе с тем на начальном этапе решения данной проблемы (учитывая, что она имеет довольно долгую историю) целесообразно обеспечить хотя бы поступательный рост золотовалютных резервов относительно указанного показателя внешнего долга.

Мощный импульс решению данной проблемы может быть придан повышением интенсивности приватизационных процессов с направлением поступающей от данных сделок иностранной валюты в резервы Национального банка, как это было сделано в ряде стран Центральной и Восточной Европы. [8, c.13-14]

Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"