Контрольная работа по "Национальная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический.

Содержание

1 Транспорт: состав и структура транспортного комплекса.
2 Сельское хозяйство Республики Беларусь.
3 Валютный рынок Республики Беларусь
4 Характеристика производственного потенциала Республики Беларусь. Основные тенденции и проблемы (аналитические данные представить за последние 3 года).
5 Практическое задание 5. Как и из-за чего изменится ВВП России, если американский турист выпьет в московском ресторане «У Швейка» кружку чешского пива?

Работа содержит 1 файл

национальная экономика 5.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Вариант №5

 

 

 1 Транспорт: состав и структура транспортного комплекса.

2 Сельское хозяйство Республики  Беларусь.

3 Валютный рынок Республики  Беларусь

4 Характеристика производственного  потенциала Республики Беларусь. Основные тенденции и проблемы (аналитические данные представить  за последние 3 года).

5 Практическое задание 5. Как и из-за чего изменится ВВП России, если американский турист выпьет в московском ресторане «У Швейка» кружку чешского пива?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТРАНСПОРТ:  СОСТАВ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОГО  КОМПЛЕКСА 

 

Транспортный комплекс Республики Беларусь объединяет шесть видов  транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской  электрический. Кроме того, он включает в себя транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:

- транспортные коммуникации: автомобильные  дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортная и аэронавигационная системы;

- инженерные сооружения, обеспечивающие  деятельность видов транспорта (вокзалы,  станционные сооружения, аэропорты,  речные и морские порты и  пристани, мосты, путепроводы, средства  производства, здания и сооружения  транспортных предприятий и др.;

- предприятия по проектированию, строительству, обслуживанию и  ремонту транспортных коммуникации и инженерных сооружений;

- учреждения государственного  регулирования и управления работой  национального транспортного комплекса.

Транспортный комплекс республики имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Численность работающих на предприятиях транспортного комплекса составляет 6,8 % от общей численности населения республики. Транспортный комплекс объединяет 17,4 % производственных Фондов Республики Беларусь и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 10 % всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно - энергетических ресурсов, им ежегодно используется от общего объема потребления в Республике Беларусь более 5% электроэнергии, около 84 % бензина, 54 % дизельного топлива, 7 % природного газа. Максимальную долю отчислений в бюджет дают налоги на доходы от транспортной деятельности. Также значительную долю доходов республика получает от транзитных перевозок, через ее территорию автомо6ильным и железнодорожным транспортом, использования нефте- и газопроводов, а также за счет использования аэронавигационного оборудования иностранными авиакомпаниями.

Инфраструктура автомобильных  дорог Республики Беларусь включает в себя автодороги общего пользования  с твердым покрытием протяженностью 50,8 тыс. км, в том числе 35,6 тыс. км с усовершенствованным покрытием. С твердым покрытием плотность  автодорожной сети Республики Беларусь в среднем составляет 245 км на 1000 кв. км и составляет 4.93 км на каждую тысячу жителей. Эти характеристики указывают на довольно хорошее развитие сети автодорог и возможность ее интеграции в Европейскую систему автомобильных дорог с наименьшими затратами.

К числу наиболее благоустроенных и имеющих важное международное значение для экономики Республики Беларусь относятся автомобильные дороги: граница Российской Федерации - Брест, Гомель, Жлобин - Минск - граница Литвы, Гомель - Могилев - Витебск - граница Российской Федерации. Для них характерно интенсивное автомобильное движение от 7 до 10 тыс. автотранспортных средств в сутки. Особенно важное значение имеют автомобильные дороги в районах республики, где отсутствует сеть железнодорожных линий. Таких районов в Республике Беларусь более 20, причем наибольшее их количество в центральных областях Беларуси - Минской и Могилевской.

В связи с тем, что по территории Республики Беларусь проходят два жизненно важных международных транспортных коридоров (коридор N 2 Берлин - Брест - Минск - Москва и N 9 Хельсинки - Юг), а также  в ближайшем будущем будет  официально решен вопрос о продлении  международного коридоров N 5 от Львова до Минска, наибольшую актуальность приобретает  проблема развития автомобильных дорог  с твердым покрытием в указанных  регионах и приведения их в соответствие с требованиями Соглашения о международных автомагистралях (СМА).

Как известно, Республика Беларусь в  силу своего выгодного геополитического положения является важной транзитной страной для большинства стран СНГ и особенно для РФ.

Имея относительно небольшую площадь, а также протяженность территории с севера на юг и с запада на восток РБ вынуждена развивать не только транзитные, но и внутренние перевозки автомобильным транспортом, так как автомобильный транспорт имеет по сравнению с железнодорожным ряд достоинств при доставке грузов на небольшие расстояния. Наиболее значительными преимуществами автотранспорта являются 6ольшая скорость доставки грузов, возможность доставки по варианту "от дверей до дверей", высокая сохранность перевозимых грузов, а также относительно низкая себестоимость перевозки. В настоящее время автомобильный транспорт Республики Беларусь насчитывает приблизительно 1млн.325 тыс. единиц автотранспортных средств.

По техническому состоянию транспорта общего пользования свыше 40% автобусов  имеют полный физический износ, а  количество грузовых автомобилей со сроком эксплуатации свыше 8 лет составляют 35%.

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса. Он включает магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный железнодорожный транспорт РБ представлен производственным объединением “Белорусская Чыгунка”, промышленный железнодорожный транспорт - производственным объединением "ПРОМЖЕЛДОРТРАНС".

Белорусская железная дорога удобно соединяется с железнодорожной  сетью государств Балтии, стран СНГ, Западной Европы. Кроме того, самый  короткий путь, соединяющий центр Российской федерации с Калининградской областью, проходит по территории Республики Беларусь (железнодорожная линия Москва -- Минск -- Молодечно -- Литва -- Калининград). Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (в среднем 27 км/1000 кв. км. территории) Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой респу6лики от 22 км/1000 кв. км в Минской и Гомельской о6ластях до 35/1000- кв. км. в Брестской.

Первостепенное значение для Республики Беларусь имеют участки железных дорог, в направлении Запад -- Восток и Север - Юг, входящие в систему международных транспортных коридоров. К их числу относится двухпутная магистраль Брест - Барановичи - Минск -- Орша, являющаяся главным элементом второго Критского международного транспортного коридора Париж - Берлин - Варшава - Минск-- Москва, а также линия Гомель -- Могилев -- Витебск, относящаяся к девятому транспортному коридору "Север - Юг".

Белорусская железная дорога используется для транспортировки значительного  количества транзитных грузов.

Воздушный транспорт РБ в пассажирообороте республики уступает автомобильному и  железнодорожному видам транспорта.

Республика располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы в 30 городов СНГ, а из международного аэропорта Минск-2 выполняются регулярные международные рейсы в города Европы (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Вена, Варшава, Шенон), Азии (Пекин, Тель-Авив, Ларнака) и Америки (Нью-Йорк).

В настоящее время международное  воздушное пассажирское сообщение  республики осуществляется только через  аэропорт Минск - 2, имеющий улучшенные взлетно - посадочные полосы (ВПП), современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службу. Аэропорты Гомель и Гродно нуждаются в реконструкции для того, чтобы принимать тяжелые грузовые и пассажирские авиалайнеры.

В настоящее время в области  перевозок воздушным транспортом  в республике существуют: по “БЕЛАВИА”, авиакомпании 'ТРАНСАВИАЗКСПОРТ', "БЕЛЭЙР", "ВИНГС", служба контроля полетов и несколько аэроклубов. Имеется авиаремонтный завод, выполняющий ремонт самолетов ТУ-134, ЯК-40, ЯК-42.

Объединение “БЕЛАВИА”, состоящее  из 20 разных предприятий, осуществляет Функции регулирования в гражданской  авиации республики, а также отвечает, за эксплуатацию авиационных линий  и аэропортовых служб. Из указанных 20 предприятий только 9 приносят прибыль.

Эксплуатируемый парк Белорусской  гражданской авиации включает 11 типов воздушных судов, к которым  отнесены 84 летательных аппарата. Структура воздушного парка гражданской авиации для пассажирских перевозок включает узко фюзеляжные суда средней дальности российского производства. В составе флотилии эксплуатируется 20 ТУ-154, 21 ТУ-134 и нескольку самолетов АН-24. Компания имеет значительный парк АН-2 предназначенных для выполнения воздушно - транспортных работ в национальном хозяйстве. В целом износ воздушных судов по общетехническим ресурсам составляет от 60 до 80%. Это приводит к повышенным эксплуатационным затратам по сравнению с самолетами западного производства. Следует также отметить, что из--за недостатков в материально-техническом обеспечении только 60 % летных единиц из общего воздушного парка обеспечены ремонтом и обслуживанием. В ближайшем будущем эта проблема будет усугубляться из-за того, что большинство самолетов в воздушном парке исчерпали сроки до капитального ремонта и эти воздушные суда попадают под ограничения, предусмотренные международной классификацией авиалайнеров Международной ассоциации воздушного транспорта (ИКАО), и не смогут отвечать требованиям о снижении уровня шума, введение которых планируется в США и ряде стран Восточной и Западной Европы. Аэропорты этих стран в недалеком будущем могут оказаться закрытыми для самолетов “БЕЛАВИА”.

Потенциальные возможности речного  транспорта и его инфраструктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман,

Днепровско - Бугский - канал. Протяженность речных навигационных путей республики составляет 1868 км. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью 447 км. В интересах интеграции в международную транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес только реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль, руду, уголь и сапропель) в Придунайские страны и Черноморские пор-ты.

 Речные порты Мозырь, Гомель, Речица и Бобруйск имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов следующий в смешанном железнодорожно-водном сообщении. В порт Брест подведена железнодорожная колея шириной 1435 мм, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы без последующих простоев для смены тележек вагонов.

Изолированность бассейнов и отсутствие между ними искусственных водных соединений неблагоприятно сказывается  на организации коммерческой деятельности и делают перевозки водным транспортом менее эффективными (по маневренности, по скорости доставки), чем перевозки другими видами транспорта.

В настоящее время в общем  грузообороте речной транспорт занимает третье место, уступая железнодорожному и автомобильному, в пассажирообороте его роль менее значима.

Актуальным для Республики Беларусь является вопрос о создании и развитии национального морского флота. Не имея прямого выхода к морю, республика может использовать морской Флот через порты Российской Федерации, Польши, Литвы и Украины, на которые имеется прямой выход национальной железнодорожной сети. Однако, в данном направлении существуют серьезные разногласия с компетентными органами указанных государств, в основном по поводу оплаты за пользование портовой инфраструктурой (причальной зоной, складами, ремонтной базой). Наиболее низкие ставки в Польше, однако проблема в разной ширине железнодорожной колеи делает постоянную транспортировку экспортно- импортных грузов не выгодной. Поэтому в настоящее время Министерством транспорта и коммуникаций прорабатывается вопрос об использовании Калининградского торгового порта (Российская Федерация) в качестве основного транзитного пункта для перевозки экспортно-импортных грузов Республики Беларусь в международном водном сообщении [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики и призвано выполнять  три важнейшие задачи:

1) обеспечивать население страны  высококачественным продовольствием,  т. е. быть гарантом продовольственной  безопасности;

2)    снабжать пищевую и  легкую промышленность в достаточном  количестве необходимым сырьем;

3)      сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.

 В структуре валовой продукции  сельского хозяйства заметно  сократилась доля животноводства, которое на предыдущих этапах  развивалось в значительной мере  на привозных кормах, имело более  высокую товарность, но вырос  удельный вес продукции растениеводства  (все категории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах доля продукции растениеводства в 2003г. достигла 74,2%, в то время как в сельскохозяйственных организациях – лишь 44,3%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет растениеводческое направление, а в сельскохозяйственных организациях – животноводческое. Прогнозируется, что к 2010г. в животноводстве будет производиться 55,0%, а в растениеводстве – 45,0% валовой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств).

Информация о работе Контрольная работа по "Национальная экономика"