Контроль за налогообложением физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

приводится анализ контроля за налогообложением физических лиц, его современное состояние и направления совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЕГО ВИДЫ
Нормативно-законодательная база налогообложения физических лиц…..
Органы осуществляющие налоговый контроль, их задачи и функции…….
Мировой опыт налогового контроля за доходами физических лиц………..
КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИМНС…
Виды налогов в Республике Беларусь уплачивающие физическими лицами, их экономическая сущность…
Порядок организации налогового контроля за налогообложением физических лиц…………
Показатели эффективности проведения налогового контроля и методика их расчета за налогообложением физических лиц на примере ИМНС…………..
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Источник: таблица составлена на основании  данных ИМНС по Сморгонскому району.

     Проанализировав динамику и структуру плательщиков земельного налога по Сморгонскому району за период 2009-2010 можно сказать, что количество физических лиц, состоящих на учете в качестве плательщиков, увеличилось в 2010 году на 41 человека  по сравнению с 2009 годом.

     Количество  лиц, имеющих право на льготу, увеличилось  на 2,7 %. Увеличилось количество многодетных семей на 6,8 %, а лиц, имеющих право на льготы на 2,7 %. Однако, количество военнослужащих срочной службы уменьшилось на 3 человека. Всего же плательщиков, которым был предъявлен налог, стало больше на 4,7 %.

       Динамика  плательщиков подоходного налога по совокупному годовому доходу представлена в таблице 5.3.

Таблица 5.3. Динамика плательщиков подоходного налога по совокупному годовому доходу по Сморгонскому району за период 2009- 2010 года

Показатели Предыдущий год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп изменения, %
  1. Физические лица, состоящие на учете в налоговом органе, ед.
17976 17772 -204 98,8
  1. Физические лица, представившие налоговые декларации, всего, ед.
86 95 9 110,5
В том  числе:
    1. Физические лица, которым по результатам перерасчета налога причитается сумма к доплате
31 46 15 148,4
    1. Физические лица, которым по результатам перерасчета налога причитается сумма к возврату
2 3 1 150
  1. Физические лица, привлеченные к административной ответственности, всего, ед.
16 11 5 168,7
В том числе:
    1. За нарушение срока предоставления налоговой декларации
10 6 4 60,0
    1. За неуплату или неполную уплату налога
6 5 1 83,3

      Источник: таблица составлена на  основании данных ИМНС по Сморгонскому  району.

     Из  данных таблицы видно, что количество физических лиц, состоящих на учете в налоговом органе уменьшилось на 204 человека. Уменьшение произошло за счет физических лиц, которым по результатам перерасчета налога причитается сумма к доплате на 48,4 %. Положительным моментом является снижение количества лиц, привлеченных к административной ответственности. Если в 2009 году их было 16 человек, то к 2010году их насчитывалось лишь 11человек. В основном это произошло за счет снижения количества физических лиц за нарушение срока предоставления налоговой декларации (на 5 человек)  и за неуплату или неполную уплату налога (на 1 человека).  
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

     Одной из приоритетных задач, стоящих перед  государством, является совершенствование  налоговой системы. К настоящему моменту много сделано в направлении  снижения налоговой нагрузки, улучшения  налогового администрирования, вместе с тем налоговое бремя в  Беларуси пока еще остается достаточно высоким.

     Вместе  с тем, применительно к современному этапу ещё недостаточно изучены  вопросы теоретические основы взаимодействия органов налогового контроля с правоохранительными  и другими органами государственного управления, не определены методологические подходы к формированию механизмов обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере, особенно в  условиях экономического кризиса.

     Постановление от 31.12.2010 № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц»

     Установлены:

  • формы налоговых деклараций (расчетов): по подоходному налогу с физических лиц и по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами РБ, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество;
  • формы: справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц; сведений о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы; справки о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; сведений о принятых от физических лиц суммах налога на недвижимость и (или) земельного налога; справки, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена на находящемся на территории РБ земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела; извещения на уплату подоходного налога с физических лиц; извещения на уплату физическими лицами земельного налога и налога на недвижимость; извещения о суммах налога на недвижимость и земельного налога, подлежащих уплате физическими лицами – членами гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, и (или) садоводческих товариществ; налогового сообщения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

     Утверждена  Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом  времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления  физическим лицом подтверждения  статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами  почтовой связи, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческими товариществами и (или) дачными кооперативами.

     Налоговые декларации (расчеты) по подоходному  налогу с физических лиц, справки  о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц, а также сведения о выданных и (или) перечисленных денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом  из-за границы, которые в соответствии с законодательством, действовавшим  до вступления в силу Закона от 15.10.2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и  изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», подлежат представлению  за последний налоговый период 2010 года, представляются по формам и в  соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления в силу постановления.

     С целью ликвидации «перекосов» в  исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных  вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности» (далее – Указ).

     Указом  предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок  предполагает порог размера кадастровой  стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный  налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной  зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой  многоквартирной и жилой усадебной  зонам). В случае, если кадастровая  стоимость земельного участка выше установленного порога, применяются  ставки земельного налога, предусмотренные  в процентах от кадастровой стоимости  в размерах согласно приложению к Указу.

     Для упрощения порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам  земель сокращено Указом с 48 до 12.

     По  подоходному налогу с физических лиц:

  • проиндексировать на планируемый уровень инфляции размеры стандартных налоговых вычетов (с 270 000 до 292 000 рублей вычет на работника и критерий на применение такого вычета с 1 635 000 до 1 766 000 рублей; с 75 000 до 81 000 рублей вычет на каждого ребенка до восемнадцати лет);
  • упростить порядок подтверждения факта выплаты денежных средств заготовительными организациями владельцам личных подсобных хозяйств, отменив при этом ограничение в размере 500 базовых величин в год в отношении суммы, в пределах которой освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от реализации сельскохозяйственной продукции;
  • предоставить возможность применения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, в размере 10 процентов суммы доходов, полученных от реализации этого имущества, в случае невозможности документального подтверждения таких расходов.

     По  налогу на недвижимость: усовершенствовать  порядок применения отдельных налоговых льгот.

     По  земельному налогу: усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот; закрепить на постоянной основе установленный Указом Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 г. № 420 порядок применения комбинированных ставок земельного налога.

     Один  из путей совершенствования налогового контроля – совершенствование налогового законодательства. В настоящее время  уже устранена часть разночтений  и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования  налогового контроля необходимо и далее  проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность  случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров. Также одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.

     Возникает необходимость в совершенствовании  институтов и механизмов, систематизации форм и классификации методов  налогового контроля, разработке наиболее эффективных в современных условиях, перспективных форм организации  налоговых проверок. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Налоговые контрольные действия охватывают всю  систему налогообложения, а также  осуществляются в разрезе отдельных  налогов, налоговых групп, групп  налогоплательщиков, территорий. Можно  сказать, что налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая  фискальные интересы бюджета. В связи  с этим, налоговый контроль зачастую считают основным способом решения  финансовых проблем на уровне государства. Вместе с тем, налоговый контроль имеет и другое, не менее важное назначение. Он позволяет судить о  правильности принимаемых решений  в области налогообложения, своевременности  и результативности их выполнения.

     Налоговый контроль осуществляется уполномоченными  органами государства посредством  проведения ими конкретных контрольных  действий, регламентированных специальным  законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными  правами и обязанностями. Контрольные  мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются  в соответствующих документах налогового контроля.

       Таким образом, для организации  налогового контроля любого государства  весьма важное значение имеет  наличие необходимой законодательной  базы, регламентирующей деятельность  органов уполномоченных органов,  содержащей круг полномочий контролирующей  и контролируемой сторон и  в конечном счете обеспечивающей  эффективную реализацию мероприятий  налогового контроля.

       Что касается организации налогового  контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового  контроля Республики Беларусь  главным контролирующим органом  является Министерство по налогам  и сборам (МНС), осуществляющее регулирование  и управление в сфере налогообложения;  инспекции Министерства по налогам  и сборам (ИМНС) по областям и  городу Минску, ИМНС по городам,  ИМНС по районам. Существует  также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.

       Все органы, осуществляющие налоговый  контроль, наделены широкими полномочиями  для выполнения функций обеспечения  соблюдения всеми субъектами  хозяйствования, иными юридическими  лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют  собой совокупность соответствующих  прав и обязанностей и закреплены  в нормативных документах, регламентирующих  деятельность органов налогового  контроля.

       Основным видом налогового контроля  в Республике Беларусь является  налоговая проверка. Налоговые проверки  подразделяются на камеральные  и выездные. В основу такой  классификации положено место  проведения контрольного мероприятия.  Выездные проверки по своему  назначению делятся на плановые  и внеплановые, а по видам—на  комплексные, целевые, рейдовые  и встречные.

     Налоговые органы не только должны констатировать факты нарушений, отклонений от принятых решений и действующих законодательных  и нормативных актов, применять  меры по их устранению, в частности, наказывать виновных и возмещать  ущерб, но и выяснять причины допущенных нарушений, разрабатывать мероприятия  по недопущению аналогичных нарушений  в будущем, вносить предложения  по налогового законодательства. Важнейшей  целью налогового контроля является контроль за уходом от налогов.

Информация о работе Контроль за налогообложением физических лиц