Контроль за налогообложением физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

приводится анализ контроля за налогообложением физических лиц, его современное состояние и направления совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЕГО ВИДЫ
Нормативно-законодательная база налогообложения физических лиц…..
Органы осуществляющие налоговый контроль, их задачи и функции…….
Мировой опыт налогового контроля за доходами физических лиц………..
КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИМНС…
Виды налогов в Республике Беларусь уплачивающие физическими лицами, их экономическая сущность…
Порядок организации налогового контроля за налогообложением физических лиц…………
Показатели эффективности проведения налогового контроля и методика их расчета за налогообложением физических лиц на примере ИМНС…………..
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Таким образом, в большинстве развитых стран, в частности в США и Германии, важное место в системе налогового контроля занимают органы, преследующие нарушителей налогового законодательства в уголовном порядке. Наделение налоговых служб этих стран правами и функциями правоохранительных органов, в частности создание в их рамках подразделений финансового сыска - которые используют специфические методы работ, характерные для спецслужб, позволило существенно повысить эффективность финансового контроля в области налогообложения. А тесное взаимодействие налоговых служб с правоохранительными органами, прежде всего в части обмена информацией, способствовало заметной активизации борьбы с определенными видами преступлений.

     Завершая  рассмотрение зарубежного опыта  организации налогового контроля, следует отметить, что важной тенденцией последнего времени является объединение усилий стран по борьбе с уклонением от налогообложения. После создания ЕС сотрудничество между налоговыми администрациями позволяет отслеживать проблему недобора налогов.

     США, Великобритания и Германия создали  специальную группу для борьбы с  уклонением от уплаты налогов в международном  масштабе.

     Безусловно, зарубежный опыт организации контрольной  работы налоговый органов представляет большой интерес. Однако не меньшую актуальность имеют вопросы организации данного вида финансового контроля в нашей республике, практической реализации контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами, их эффективности и в итоге формулирования основных направлений совершенствования налогового контроля. 
 
 

  1. КОНТРОЛЬ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИМНС
    1. Виды налогов в Республике Беларусь уплачивающие физическими лицами, их экономическая сущность

     Налоги  с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым  элементом экономических отношений  с момента возникновения государства  и разделения общества на классы.

     Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

     Налоги  служат средством индивидуальной связи  гражданина с федеральной властью  и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к  формированию общегосударственных  доходов и управлению ими, позволяют  ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным  использованием государственных бюджетных  и внебюджетных ресурсов, формируемых  налогоплательщиками.

     Согласно  статьи 17 Налогового кодекса Физические лица – «…налоговые резиденты Республики Беларусь.

     Налоговыми  резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь» [15].

     Физические  лица являются плательщиками подоходного налога, налога на недвижимость,  и земельного налога.

       Подоходный налог – прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками из своего дохода в государственный бюджет в порядке и размерах, установленных соответствующим законодательством.

       В соответствии  с  пунктом  6 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщиками подоходного  налога  с  физических  лиц  являются   «…физические   лица,   признаваемые   таковыми :

  • граждане Республики Беларусь;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 184 дня и более;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимсч на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее.

     Объектом   налогообложения  является   совокупный доход физического лица,    полученный им в календарном году: от источников в Республике Беларусь и (или) от  источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц,  признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь; от  источников в Республике Беларусь - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь» [15].

     Для  целей  настоящего  Закона  объектом  налогообложения не признаются    доходы,    полученные    от   операций,  связанных   с имущественными   и  неимущественными отношениями физических   лиц, состоящих  в  соответствии  с  законодательством Республики Беларусь между собой  в  браке,  отношениях  близкого  родства или свойства, усыновителя  и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных  указанными  физическими  лицами в результате  заключения между  ними  трудовых  договоров,  договоров купли-продажи  и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     При исчислении подоходного налога важно  правильно определить налоговую  базу. В соответствии со статьей 42 Общей части налогового кодекса Республики Беларсь налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

     Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные  им как в денежной , так и в натуральной форме.

     Сумма подоходного налога за месяц рассчитывается как налогооблагаемая база * ставку, и делим на 100%.

     Налоговая база = Сумма доходов за отчетный месяц, подлежащих налогообложению – налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).

     Ставки подоходного налога устанавливается в размере 12%, 9% и 15%.

     Здания и сооружения, принадлежащие физическим лицам и используемые в установленном законодательством порядке в предпринимательской деятельности, являются объектом налогообложения налогом на недвижимость.

     Не  признаются объектом налогообложения  налогом на недвижимость у физических лиц: самовольно возведенные здания и сооружения, за исключением случаев, когда местными исполнительными и распорядительными органами принято решение о продолжении строительства или о принятии постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с предоставлением при необходимости земельного участка лицу, осуществившему самовольное строительство; здания и сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, эксплуатация которых прекращена уполномоченными государственными органами из-за нарушения требований безопасности людей; здания и сооружения, признанные бесхозяйными в порядке, установленном законодательными актами.

     Налоговая база налога на недвижимость определяется физическим лицам исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

     Налоговая база налога на недвижимость в отношении  зданий и сооружений, взятых физическими  лицами в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное  пользование у физических лиц, определяется исходя из стоимости таких зданий и сооружений, указанной в договорах  аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного  возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих зданий и сооружений, определенной исходя из их оценки, произведенной в порядке, которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

     Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере 0,1 процента.

     Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год.

     Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется  как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

     Исчисление  годовой суммы налога на недвижимость физическим лицам производится налоговым  органом ежегодно на 1 января каждого налогового периода.

     Физические  лица уплачивают налог на недвижимость на основании извещений налоговых  органов не позднее 15 ноября текущего года. Такое извещение с указанием  подлежащей уплате суммы налога на недвижимость ежегодно вручается налоговым  органом до 1 августа.

     В случае вручения извещения о подлежащей уплате сумме налога на недвижимость по истечении установленного настоящим  пунктом срока уплаты налог на недвижимость уплачивается не позднее тридцати дней с момента вручения извещения.

     Исчисление  налога на недвижимость физическим лицам  по объектам, не завершенным строительством, начинается при условии готовности объекта 80 и более процентов.

     Если  имущество находится в общей  долевой собственности нескольких физических лиц, налог на недвижимость исчисляется каждому из этих лиц  пропорционально их доле в этом имуществе. В аналогичном порядке налог  на недвижимость исчисляется, если имущество  находится в общей долевой  собственности физических лиц и организаций.

     Если  имущество находится в общей  совместной собственности нескольких физических лиц, налог на недвижимость исчисляется одному из этих лиц, определяемому  по соглашению между ними. При этом все собственники несут солидарную ответственность за исполнение налогового обязательства по налогу на недвижимость.

     Уплата  физическими лицами налога на недвижимость со стоимости гаражей, расположенных  в гаражных кооперативах и кооперативах, осуществляющих эксплуатацию автомобильных  стоянок, садовых домиков и иных зданий и сооружений, расположенных  в садоводческих товариществах, производится путем внесения сумм налога на недвижимость гаражным кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческим  товариществам, которые осуществляют прием сумм налога на недвижимость и их перечисление в бюджет.

     Согласно  статье 192 Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь плательщиками земельного налога признаются физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

     Объектом  обложения земельным налогом является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

       С 1 января 2011 г. упорядочены льготы  по земельному налогу. Так, земельные  участки, расположенные не по  месту жительства пенсионеров  по возрасту, инвалидов I и II группы  и других нетрудоспособных физических  лиц и предоставленные таким  лицам для строительства и  (или) обслуживания жилого дома, освобождаются от земельного  налога при отсутствии регистрации  в жилом доме, принадлежащем указанным  лицам и расположенном на таком  земельном участке, трудоспособных лиц.

     Ставки  земельного налога приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Как и в 2010 г., размер ставок земельного налога будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка.

     Как и ранее на землеустроительные службы возлагается обязанность по представлению  налоговым органам по месту нахождения земельного участка сведений о наличии  земель (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая  стоимость земельных участков на 1 января налогового периода), а также  сведений о предоставленных во временное  пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению.

Информация о работе Контроль за налогообложением физических лиц