Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа
приводится анализ контроля за налогообложением физических лиц, его современное состояние и направления совершенствования
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЕГО ВИДЫ
Нормативно-законодательная база налогообложения физических лиц…..
Органы осуществляющие налоговый контроль, их задачи и функции…….
Мировой опыт налогового контроля за доходами физических лиц………..
КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИМНС…
Виды налогов в Республике Беларусь уплачивающие физическими лицами, их экономическая сущность…
Порядок организации налогового контроля за налогообложением физических лиц…………
Показатели эффективности проведения налогового контроля и методика их расчета за налогообложением физических лиц на примере ИМНС…………..
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..
Контроль является важнейшей функцией государственного управления. В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении.
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой вид контроля, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.
В налоговой правовой науке даются различные понятия налогового контроля. В соответствии с пунктом 1 статьей 64 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. [18]
Основной целью проверок является выявление фактов несоблюдения плательщиками требований налогового законодательства, их пересечение и устранение негативных последствий.
Так, Н. Е. Заяц, подчеркивает, что налоговый контроль есть «…составная часть финансового контроля, представляет совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и другими органами, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать (проверять) соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные» [11, с.115].
В. А Гюрджан, считает, что налоговый контроль – это «…один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может быть определен как контроль за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов» [12, с.116].
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса налоговыми органами признаются Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которые в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения [7, с.62].
В
случаях, предусмотренных
Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.
Главное управление налогообложения физических лиц является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Оно состоит из двух управлений:
Основными задачами главного управления налогообложения физических лиц являются:
В соответствии с возложенными на него задачами главное управление налогообложения физических лиц осуществляет следующие функции:
При изучении вопросов организации контрольной деятельности налоговых органов важным является рассмотрение зарубежного опыта.
Здесь присутствует определенная специфика. Во-первых, приоритетным направлением налогового контроля в экономически развитых странах является контроль за расходами, и больший акцент делается на аналитику: многие контрольные мероприятия базируются на хорошо развитой системе анализа. Кроме того, как правило, существует тесное взаимодействие налоговых служб и аудиторских компаний.
Например, во Франции налогоплательщики сами представляют данные для определения налогового платежа (при этом 90% сумм уплачивается добровольно), а представляемые предприятиями декларации, как правило, составляются с помощью аудиторских компаний или консультационных бюро. В уведомлении о проверке, направляемом предприятию, рекомендуется присутствие аудитора. В том случае, если выявится недоброкачественное аудиторское заключение, налоговые органы могут обратиться в компетентные аудиторские организации с просьбой принять меры к недобросовестной аудиторской компании. Последняя может быть подвергнута штрафам, не говоря о том, что ее репутация сильно пострадает.
По мнению Е. Б. Шуваловой, во Франции налоговый контроль — «…одна из конституционных функций государства. Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщика. Все необходимые меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов предусмотрены в Налоговом кодексе.
Согласно оценкам ГНУ Франции, вследствие уклонения от уплаты налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. В результате реализации мероприятий налогового контроля часть недобора возмещается» [26].
Осуществление налоговых проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля: камеральный и выездной. Первый производится, как и в нашей республике, по месту нахождения налогового органа и заключается в работе с декларациями. Во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций в год: 45 тыс. от юридических лиц и 5 тыс. от физических. Имеющаяся в базе данных информация сверяется с данными по декларации. Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей защиты.
В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговые органы применяют соответствующие санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80% суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.
Говоря об организации налогового контроля в зарубежных станах, следует отметить, что во многих странах (в том числе и в Российской Федерации) действует институт налоговой полиции. Например, в Германии налоговая полиция (служба, проводящая налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет единого закона о налоговой полиции. Она подчиняется административным предписаниям. В целом деятельность данной службы регламентируется налоговым законодательством, касающимся общего порядка налогообложения.
Согласно этому закону, к основным задачам налоговой полиции в Германии относятся:
-
расследование налоговых
-
определение базы
-
выявление неизвестных
Основаниями для начала деятельности налоговой полиции могут быть налоговые проверки налогоплательщиков и третьих лиц, а также самостоятельные проверки, проводимые налоговой полицией в связи с расследованием других преступлений, инициатива прокуратуры.
В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой полиции: уголовное преследование и налоговый розыск.
Функции налоговой службы в Германии выполняют федеральное ведомство по финансам, а также земельные финансовые ведомства, подчиняющиеся соответственно федеральному Министерству финансов страны. Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные финансовые органы. То есть, специального налогового ведомства в ФРГ не существует.
Немалый интерес представляет организация налогового контроля в США. Важным направлением налоговой реформы 80-х гг. в США было ужесточение законов в отношении налогоплательщиков, укрывающих свои доходы, и мер по совершенствованию механизма контроля, за правильностью уплаты налогов.
В налоговом законодательстве США и других стран с рыночной экономикой, не действует принцип презумпции невиновности в отношении налоговых нарушений, и обязанность доказательства при рассмотрении судебных исков по налоговым делам всегда лежит на налогоплательщике.
При этом он лишен права на отказ в предоставлении сведений, которые могут быть использованы против него в ходе судебного разбирательства. Такие правовые нормы действуют не только в США, но и в ФРГ, Франции, Швейцарии и других странах.
В налоговом законодательстве предусмотрено «изъятие» из гражданских прав и свобод неприкосновенности жилища, тайны переписки и других. Таким образом, действия органов финансового сыска, которые в иных случаях классифицировались бы как «вторжение в частную жизнь», в налоговом праве рассматриваются как норма. При заполнении налоговой декларации налогоплательщик обязан сообщить сведения не только о финансовом положении своей семьи, но также и о состоянии здоровья, взносах в фонды различных общественных и политических организаций и любые другие сведения, если налоговые органы считают их необходимыми для исчисления суммы налога.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой налоговые судебные иски исключены из сферы имущественных исков и, по существу, приравнены к уголовным делам. Соответственно за умышленное сокрытие дохода от налогообложения законодательством предусмотрены такие же суровые наказания, как за уголовные преступления.
В некоторых странах (США, ФРГ) действует институт налоговых судов, рассматривающих исключительно иски по налоговым спорам.
Органы финансового сыска представляют собой - специализированные полицейские службы, укомплектованные профессионалами высокой квалификации, которые используют при проведении расследований такие специфические методы, как:
- негласное наблюдение;
- опрос свидетелей из окружения подозреваемого лица;
-
перлюстрация почтовых
-
привлечение платных
Сотрудники
финансового сыска нередко
Информация о работе Контроль за налогообложением физических лиц