Контроль за налогообложением физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

приводится анализ контроля за налогообложением физических лиц, его современное состояние и направления совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЕГО ВИДЫ
Нормативно-законодательная база налогообложения физических лиц…..
Органы осуществляющие налоговый контроль, их задачи и функции…….
Мировой опыт налогового контроля за доходами физических лиц………..
КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИМНС…
Виды налогов в Республике Беларусь уплачивающие физическими лицами, их экономическая сущность…
Порядок организации налогового контроля за налогообложением физических лиц…………
Показатели эффективности проведения налогового контроля и методика их расчета за налогообложением физических лиц на примере ИМНС…………..
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

     Контроль  является важнейшей функцией государственного управления. В условиях рыночной экономики  функция контроля становится ведущей  в государственном управлении.

     В современных условиях в системе  финансового контроля важное место  занимает такой вид контроля, как  налоговый контроль, который призван  обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

     В налоговой правовой науке даются различные понятия налогового контроля. В соответствии с пунктом 1 статьей 64 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. [18]

     Основной  целью проверок является выявление  фактов несоблюдения плательщиками требований налогового законодательства, их пересечение и устранение негативных последствий.

     Так, Н. Е. Заяц, подчеркивает, что налоговый контроль есть «…составная часть финансового контроля, представляет совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и другими органами, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать (проверять) соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные» [11, с.115].  

     В. А Гюрджан, считает, что налоговый контроль – это «…один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может быть определен как контроль за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов» [12, с.116].  

     В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса налоговыми органами признаются Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которые в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения [7, с.62].

     В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов  могут обладать таможенные органы и  иные уполномоченные государственные органы.

     Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют  свои функции и взаимодействуют  посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

     Главное управление налогообложения физических лиц является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Оно состоит из двух управлений:

  • управления налогообложения индивидуальных предпринимателей;
  • управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества.

     Основными задачами главного управления налогообложения физических лиц являются:

  • методологическое и организационное обеспечение применения законодательства о налогообложении физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, декларировании физическими лицами доходов и имущества, в том числе в части обеспечения установленного порядка организации и проведения инспекциями МНС проверок соблюдения законодательства о налогообложении физических лиц;
  • разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе, совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов физическими лицами.

     В соответствии с возложенными на него задачами главное  управление налогообложения физических лиц осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает нормативные правовые акты о порядке исчисления и уплаты налогов с физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, декларировании физическими лицами доходов и имущества, формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов, иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц, ведением учета и определением состава затрат индивидуальными предпринимателями;
  • разрабатывает и вносит руководству МНС предложения по упрощению налоговой системы, в том числе, совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов физическими лицами, декларирования физическими лицами доходов и имущества;
  • рассматривает предложения иных структурных подразделений МНС, инспекций МНС, юридических и физических лиц по совершенствованию налогового законодательства и представляет их Министру, куратору главного управления со своим заключением;
  • методологическое руководство деятельности инспекций МНС по вопросам применения законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества;
  • контроль за деятельностью инспекций МНС и плательщиков (иных обязанных лиц) за соблюдением законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества;
  • оказывает инспекциям МНС методическую и практическую помощь в организации их работы по применению и контролю за соблюдением законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества, соблюдением индивидуальными предпринимателями законодательства о предпринимательстве;
  • изучает и анализирует практику применения инспекциями МНС, организациями и физическими лицами законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества;
  • обобщает и анализирует отчетные данные о поступлении налогов с физических лиц, результаты работы налоговых органов по исчислению налогов с физических лиц и контрольной работы инспекций МНС по соблюдению законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества;
  • участвует в проверках правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов с физических лиц, декларирования физическими лицами доходов и имущества;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС по вопросам, входящим в компетенцию управления, в том числе в части обеспечения ими установленного порядка организации и проведения проверок соблюдения законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества;
  • рассматривает в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от организаций и физических лиц;
  • проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогообложении физических лиц, декларировании физическими лицами доходов и имущества;
  • принимает участие в переподготовке и повышении квалификации кадров, проводит учебные семинары с работниками инспекций МНС;
  • ведет в установленном порядке делопроизводство и осуществляет хранение документов;
  • осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь, приказами, распоряжениями и указаниями Министра.
    1. Мировой опыт налогового контроля за доходами физических лиц

     При изучении вопросов организации контрольной  деятельности налоговых органов важным является рассмотрение зарубежного опыта.

     Здесь присутствует определенная специфика. Во-первых, приоритетным направлением налогового контроля в экономически развитых странах является контроль за расходами, и больший акцент делается на аналитику: многие контрольные мероприятия базируются на хорошо развитой системе анализа. Кроме того, как правило, существует тесное взаимодействие налоговых служб и аудиторских компаний.

     Например, во Франции налогоплательщики сами представляют данные для определения  налогового платежа (при этом 90% сумм уплачивается добровольно), а представляемые предприятиями декларации, как правило, составляются с помощью аудиторских компаний или консультационных бюро. В уведомлении о проверке, направляемом предприятию, рекомендуется присутствие аудитора. В том случае, если выявится недоброкачественное аудиторское заключение, налоговые органы могут обратиться в компетентные аудиторские организации с просьбой принять меры к недобросовестной аудиторской компании. Последняя может быть подвергнута штрафам, не говоря о том, что ее репутация сильно пострадает.

     По  мнению Е. Б. Шуваловой, во Франции налоговый контроль — «…одна из конституционных функций государства. Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщика. Все необходимые меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов предусмотрены в Налоговом кодексе. 

     Согласно  оценкам ГНУ Франции, вследствие уклонения от уплаты налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. В результате реализации мероприятий налогового контроля часть недобора возмещается» [26].

     Осуществление налоговых проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля: камеральный и выездной. Первый производится, как и в нашей республике, по месту нахождения налогового органа и заключается в работе с декларациями. Во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций в год: 45 тыс. от юридических лиц и 5 тыс. от физических. Имеющаяся в базе данных информация сверяется с данными по декларации. Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей защиты.

     В ходе контроля в девяти из десяти случаев  выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговые органы применяют  соответствующие санкции. За просрочку  подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80% суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.

     Говоря  об организации налогового контроля в зарубежных станах, следует отметить, что во многих странах (в том числе и в Российской Федерации) действует институт налоговой полиции. Например, в Германии налоговая полиция (служба, проводящая налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет единого закона о налоговой полиции. Она подчиняется административным предписаниям. В целом деятельность данной службы регламентируется налоговым законодательством, касающимся общего порядка налогообложения.

     Согласно  этому закону, к основным задачам  налоговой полиции в Германии относятся:

     - расследование налоговых преступлений  и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов;

     - определение базы налогообложения  в случаях налоговых преступлений  и нарушений порядка исчисления  и уплаты налогов;

     - выявление неизвестных налоговых  преступлений и обстоятельств,  являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты налога.

     Основаниями для начала деятельности налоговой  полиции могут быть налоговые  проверки налогоплательщиков и третьих  лиц, а также самостоятельные проверки, проводимые налоговой полицией в связи с расследованием других преступлений, инициатива прокуратуры.

     В Германии четко выделяются две области  деятельности налоговой полиции: уголовное преследование и налоговый розыск.

     Функции налоговой службы в Германии выполняют  федеральное ведомство по финансам, а также земельные финансовые ведомства, подчиняющиеся соответственно федеральному Министерству финансов страны. Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные финансовые органы. То есть, специального налогового ведомства в ФРГ не существует.

     Немалый интерес представляет организация  налогового контроля в США. Важным направлением налоговой реформы 80-х гг. в США было ужесточение законов в отношении налогоплательщиков, укрывающих свои доходы, и мер по совершенствованию механизма контроля, за правильностью уплаты налогов.

     В налоговом законодательстве США  и других стран с рыночной экономикой, не действует принцип презумпции невиновности в отношении налоговых нарушений, и обязанность доказательства при рассмотрении судебных исков по налоговым делам всегда лежит на налогоплательщике.

     При этом он лишен права на отказ в  предоставлении сведений, которые могут  быть использованы против него в ходе судебного разбирательства. Такие  правовые нормы действуют не только в США, но и в ФРГ, Франции, Швейцарии и других странах.

     В налоговом законодательстве предусмотрено  «изъятие» из гражданских прав и  свобод неприкосновенности жилища, тайны  переписки и других. Таким образом, действия органов финансового сыска, которые в иных случаях классифицировались бы как «вторжение в частную жизнь», в налоговом праве рассматриваются как норма. При заполнении налоговой декларации налогоплательщик обязан сообщить сведения не только о финансовом положении своей семьи, но также и о состоянии здоровья, взносах в фонды различных общественных и политических организаций и любые другие сведения, если налоговые органы считают их необходимыми для исчисления суммы налога.

     В большинстве стран с развитой рыночной экономикой налоговые судебные иски исключены из сферы имущественных исков и, по существу, приравнены к уголовным делам. Соответственно за умышленное сокрытие дохода от налогообложения законодательством предусмотрены такие же суровые наказания, как за уголовные преступления.

     В некоторых странах (США, ФРГ) действует  институт налоговых судов, рассматривающих  исключительно иски по налоговым  спорам.

     Органы  финансового сыска представляют собой - специализированные полицейские  службы, укомплектованные профессионалами  высокой квалификации, которые используют при проведении расследований такие специфические методы, как:

     - негласное наблюдение;

     - опрос свидетелей из окружения  подозреваемого лица;

     - перлюстрация почтовых отправлений  и прослушивание телефонных разговоров;

     - привлечение платных информаторов.

     Сотрудники  финансового сыска нередко проводят расследование негласно, используя документы различных правительственных и даже частных организаций.

Информация о работе Контроль за налогообложением физических лиц