Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Контроль (от франц. «сопtrо1е» дословно означает «список, ведущийся в двух экземплярах», «пересмотр», «проверка чего-либо») является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей. Другими словами, контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

Работа содержит 1 файл

контроль и ревизия.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:

вневедомственные  ревизии - проводятся органами государственного контроля (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой), которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности;

ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов в подведомственных им организациях (предприятиях, учреждениях);

внутрихозяйственные ревизии — проводятся работниками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

 

8. Ревизия  учета труда и заработной платы.

Основными задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка: правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда на предприятиях и в организациях; соблюдения действующего законодательства о труде; правильности применения должностных окладов; тарифных ставок, сдельных расценок; правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические  данные по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табели учета рабочего времени, наряды, маршрутные листы и др.), листки о временной нетрудоспособности, нормативно-правовая документация, регулирующая эти операции.

При проверке также  надо знать систему первичного учета  затрат труда и его оплаты, порядок сводки и группировки первичных документов, учет выполненных работ, оказанных услуг, отработанного времени, произведенной продукции.

Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на 1-е число месяца в Главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (суммами к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Затем изучаются  достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени и графиков работы.

При повременной  оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной — выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.

На следующем  этапе контроля выборочно проверяется  правильность начисления оплаты труда. Эта проверка производится отдельно по работникам с повременной и работникам со сдельной оплатой труда.

Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним  из основных видов которой является оплата отпусков.

Проверяется правильность произведенных удержаний из оплаты труда.

В процессе контроля проверяется также расходование средств фонда социальной защиты населения и, прежде всего, на выплату  пособий по временной нетрудоспособности.

При проверке положения  по оплате труда на предприятии большое значение имеет проверка обоснованности установленной численности управленческого персонала предприятий, правильности применения должностных окладов и установленных надбавок к ним.

Проверкой расчетно-платежных  ведомостей, табелей учета рабочего времени, приказов о назначении работников определяют соблюдение штатной дисциплины.

Следует проверить  правильность арифметических подсчетов  в документах на начисление и выплату  заработной платы.

Необходимо  тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты, причины несвоевременности этих расчетов и меры, принимаемые субъектом хозяйствования по улучшению расчетной дисциплины по оплате труда.

 

10. Ревизия  кассы и кассовых операций.

Ревизия денежных средств и операций с ними предполагает проверку порядка ведения кассовых операций. Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии.

На время  ревизии все кассовые операции прекращаются. В процессе проверки материально ответственное лицо по кассе обязано составить отчет об операциях кассы за текущий день, вывести по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете, дать расписку, что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется. Необходимо проверить наличие письменных договоров о материальной ответственности с лицами, которые ведут кассы, а также с лицами, на которых приказами руководителей учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, возложены обязанности по выдаче заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий и др. Денежное наличие проверяется путем полного перерасчета всех денег, находящихся в кассе. После  этого ревизор сопоставляет наличие денежных средств с остатком, отраженным в кассовой книге  и отчете кассира. Выданные из кассы суммы по частным распискам  считаются недостачей.

В случае выявления  излишка или недостачи денег  в кассе ревизор должен установить причину их возникновения. На обнаруженные излишки денежных средств составляется приходный кассовый ордер, который  вносится в кассовую книгу, а излишки сдаются в доход бюджета. При выявлении в ходе ревизии недостачи наличных денег должны быть приняты меры к взысканию. После проверки денежной наличности проверяются бланки документов строгой отчетности и ценные бумаги.

Результаты  ревизии кассы оформляются отдельным  актом. Один экземпляр акта вручается  главному бухгалтеру или заместителю руководителя проверяемого учреждения.

При проверке полноты  оприходования денег, полученных из обслуживаемого банка, от организаций, необходимо сличить записи в кассовой книге с записями в выписках банка и корешками чеков, приходными кассовыми ордерами. В случаях исправлений, подчистки следует провести сверку записей в выписках банка с подлинными записями в лицевых счетах, хранящихся в обслуживаемом банке. Приходные и расходные кассовые документы должны проверяться сплошным порядком с целью выявления:

1) случаев хищения денежных средств;

2) незаконного  и нецелесообразного использования  их;

3) нарушений  правильности оформления документов

 

11. Ревизия  операций по расчетному и другим  счетам в банке.

К банковским операциям  относятся операции по расчетным  валютным и прочим счетам в банках. Через эти счета осуществляют безналичные расчеты. Счет в банке открывается на основании договора. Ревизор проверяет имеются ли договоры между предприятием  и обслуживающим банком, содержание этих договоров, имеют ли они юридическую силу (наличие подписи, заверены ли они печатью).

Обо всех ли открытых и закрытых счетах предприятие сообщило  в налоговые органы по месту своей  регистрации. Установлен ли лимит денежных средств для кассы обслуживающим  банком, соблюдается ли он.

Своевременно ли предприятие получает из обслуживающих банков выписки о движении денежных средств по счетам банка. Все ли документы приложены к выписке, подтверждают ли они списание или зачисление  денежных средств, имеются ли на них отметки банка. Хронологичность выписок.

Ревизор проверяет  нет ли подчисток и исправлений. Все ли поступившие или списанные  со счетов суммы правильно отражены на счетах б/у и включены ли они  в отчетность. Ревизор проверяет правильность учета валютных операций (в избранной валюте и в рублевом эквиваленте параллельно), правильность и своевременность отражения курсовых разниц.

 

12. Ревизия  расчетов с бюджетом.

Общей задачей  контроля является установление по всем видам платежей в бюджет и во внебюджетные фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств, и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений. Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом будут являться: справки и расчеты по отдельным видам платежей; декларации; выписки учреждений банка и приложенные к ним документы о перечислениях причитающихся сумм в бюджет и во внебюджетные фонды; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам"; журналы-ордера или соответствующие машинограммы.

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения  оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере (соответствующей машинограмме) и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним .первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным включением в себестоимость затрат или с перерасходом материальных ресурсов сверх потребности, определенной проектно-сметной документацией, или с использованием таких ресурсов не по назначению. Как правило, штрафы и пени подлежат взысканию с должностного лица, виновного в пропуске срока или неправильно исчислившего соответствующие платежи в бюджет.

К внебюджетному  фонду относятся отчисления в  фонд социальной защиты населения, учитываемые на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Важным участком проверки является изучение ревизором правильности составления корреспонденции счетов по счетам 68 и 69.

При проверке правильности и своевременности расчетов с данным фондом ревизору следует руководствоваться действующим законодательством и инструкциями. Отчисления в фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако существует перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

 

13. Ревизия  кредитных операций.

Основными источниками  ревизии кредитных операций являются: сведения и справки, предоставляемые в учреждения банка для получения ссуд; выписки банков и приложения к ним по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"; журналы-ордера по учету кредитных операций; первичные документы и учетные регистры; соответствующие машинограммы.

В начале проверки ревизору необходимо установить, в каких банках и какие ссуды получает проверяемое предприятие.

Целесообразно выяснить в учреждениях банков, не было ли нарушений со стороны проверяемого предприятия правил кредитования, не применялись ли санкции банка за нарушение условий кредитования и другие. Следует ознакомиться с актами проверок по вопросам кредитных операций, заключениями банков по квартальным и годовым отчетам.

Ревизору необходимо проверить обеспеченность ссуд по документам, представленным в банк на их получение.

Ревизор должен проверить, не допускаются ли за счет кредита предварительные платежи  за товарно-материальные ценности и  услуги, покрытие бесхозяйственности и убытков, покупка ценных бумаг и иностранной валюты, уплата страховых взносов и платежей, погашение заемщиком ранее полученных кредитов или процентов па ним. В случае необходимости расчетов с поставщиками в порядке предварительной оплаты за счет кредитных ресурсов следует выставлять за счет кредита аккредитив сроком до 30 дней.

Ревизор должен проверить правильность определения и своевременность уплаты процентов.

Ревизор должен проверить правильность начисления процентов за пользование кредитами.

Целесообразно проверить и установить, своевременно ли предприятие погашало задолженность по ссудам.

Ревизором изучается  правильность составления корреспонденции счетов.

 

14. Ревизия  правильности начисления и использования  амортизационных отчислений и износа основных средств.

В ходе ревизии  необходимо установить:

  • все ли объекты основных средств приняты в расчет для начисления амортизации;
  • правильно ли производится начисление амортизации по вновь поступившим и выбывшим основным средствам;
  • правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним;
  • правильно ли относится сумма амортизации на издержки производства;
  • правильно ли отражается сумма амортизации в регистрах бухгалтерского учета.

Информация о работе Контроль и ревизия