Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:36, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.
Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
Ситуация, складывающаяся в социальной сфере, оказывает значительное влияние на ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2», так как подавляющий объем услуг организации потребляется населением, чей уровень доходов растет, постоянно происходят прибавки к пенсиям, очень активно субсидируются расходы на связь и другие услуги для пенсионеров, если не основных, то одних из основных потребителей продукции АО «Чебоксарский хлебозавод № 2».
В ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» в 2008-2009 гг. продолжена реализация программы технического перевооружения. Благодаря использованию схем финансового лизинга, предприятие в 2009 г. получило 4 единицы нового технологического оборудования импортного производства. Во многом это способствовало завершению технологической подготовки производства по выпуску 15 наименований новых изделий.
Процесс формирования внутренней среды предприятия происходит под влиянием многих переменных и оказывает различное влияние на реализацию продукции. Эта среда включает в себя структуру: ресурсы, производство, финансы и бухгалтерский учет, организацию и технологию, маркетинг и культуру.
Проанализируем технико-экономические показатели деятельности ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» по данным таблицы 2
Таблица 2
Технико-экономические
показатели ОАО «Чебоксарский хлебозавод
№ 2» за 2007-2009 гг.
Показатели | На
1/01-2010 |
На
1/01-2009 |
На
1/01-2008 |
Норматив |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,47 | 1,49 | 1,27 | Не менее 2,0 |
Коэффициент срочной ликвидности | 0,61 | 0,63 | 0,74 | От 0,3 до 1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,09 | 0,11 | 0,12 | От 0,2 до 0,5 |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами | 0,20 | 0,19 | 0,02 | Не менее 0,50 |
Коэффициент
соотношения собственных и |
0,64 | 0,62 | 0,83 | Не менее 1 |
Коэффициент автономии | 0,61 | 0,62 | 0,52 | Более 0,5 |
Коэффициент финансовой зависимости | 0,61 | 0,62 | 0,52 | От 0,4 до 0,6 |
Индекс постоянного актива | 0,77 | 0,77 | 0,83 | |
Рентабельность собственного капитала | 3,6 | 23,3 | 22,1 | |
Фондоотдача | 4,60 | 4,74 | 3,71 | |
Фондоотдача основных средств | 8,98 | 9,04 | 7,27 | |
Скорость обращения активов, дней | 9,41 | 9,98 | 7,56 | |
Доля запасов в оборотных активах | 57,9 | 57,4 | 42,1 | |
Доля денежных средств в оборотных активах | 6,2 | 7,0 | 9,2 | |
Доля
нераспределенной прибыли в |
35,3 | 37,2 | 29,0 | |
Фондооснащенность труда, тыс руб/чел | 120,2 | 125,5 | 132,7 |
По данным таблицы 2 видно, что увеличился коэффициент соотношения собственных и заемных средств с 0,62 до 0,64. Отмечается резкое падение рентабельности собственного капитала с 23,3% до 3,6 %. Незначительно снизился показатель фондоотдачи и скорость обращения активов. Снизилась доля нераспределенной прибыли в валюте баланса до 35,3% с 37,2%. Снизился показатель фондооснащенности труда на 5,3 тыс. руб. на 1 работника предприятия.
По данным бухгалтерской отчетности (приложения 2-6) Доходы в 2009 году меньше, чем в 2008 г. на 41792 тыс. руб. и составили 41792 тыс. руб.
На 9801 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. выросла выручка от продажи продукции собственного производств и составила 267346 тыс. руб.
Выручка от торговой деятельности и общественного питания снизилась на 52110 тыс. руб.
Доходы от сдачи имущества в аренду составили 6657 тыс. руб., или 108,4 % к уровню 2008 г.
Прибыль от реализации собственной продукции составила 15429,7 тыс. руб., что составило 178,06% к уровню 2008 г.
Прибыль от сдачи помещений в аренду (субаренду) составила 106,7% к уровню 2008 г.
Себестоимость продукции за отчетный год ниже уровня прошлого года на 0,2 %.
На снижение затрат повлияло как снижение цен на некоторые виды сырья и материалов, в частности сахара, масла всех видов, ореха, сухофруктов, так и увеличение тарифов на энергоносители и горюче-смазочные материалы, увеличение базовой ставки арендной платы с 33,00 руб. до 36,96 руб.
Рассмотрев
среду функционирования ОАО «Чебоксарский
хлебозавод № 2», перейдем к оценке конкурентоспособности
данного предприятия.
При анализе конкурентов и поиске конкурентных преимуществ одним из важнейших инструментов маркетингового исследования является анализ потребительской ценности. Цель анализа потребительской ценности – определение значения, которое целевые потребители придают тем или иным выгодам, связанным с приобретением товара или услуги, а также того, как они оценивают относительную ценность различных предложений конкурентов. Процесс анализа потребительской стоимости состоит из следующей последовательности шагов:
В середине декабря 2010 года на предприятии было проведено анкетирование в магазинах города Чебоксары . Анкетирование проводилось с целью ранжирования факторов, влияющих на решение о покупке товаров (ржаной хлеб, хлебобулочные изделия, торты). Также в ходе исследования были получены оценки данных факторов относительно ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» и ее ближайших конкурентов. На основе этих данных были рассчитаны коэффициенты конкурентоспособности продукции предприятия и конкурентов.
В ходе анкетирования было опрошено 23 магазина. Товароведам было предложено ответить на вопросы трех анкет. Одна анкета предполагала оценку ржаного хлеба, вторая – хлебобулочных изделий, третья – тортов. В скобках представлены данный проведенного опроса в 2010 году.
1. Ржаной хлеб. Дали свою оценку товароведы 23 (100%). Товароведам было предложено проранжировать следующие факторы:
Коэффициент весомости показывает долю влияния фактора на процесс принятия решения о покупке. Чем выше коэффициент весомости, тем больше значение имеет данный фактор для потребителя. В данном случае определились следующие коэффициенты весомости:
Таким образом, видно, что структура предпочтений практически не изменилась.
Товароведам было предложено оценить продукцию следующих фирм: ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» , ОАО «Хлеб», ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат» и МУП Хлебозавод «Сосновский». Средние баллы оценок представлены в табл. 3.
Таблица 3
Средние баллы оценок показателей ржаного хлеба
Показатель | ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат» | ОАО «Хлеб» | ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» | МУП Хлебозавод «Сосновский» |
Спрос | 7,5 (6,5) | 8,5 (9,2) | 9,3 (7,7) | 7,2 (8,0) |
Качество | 8,4 (6,9) | 8,4 (9,3) | 9,2 (8,7) | 7,2 (6,8) |
Вкус | 7,7 (7,1) | 8,7 (9,4) | 9,3 (7,8) | 7,4 (8,0) |
Соответствие цены | 7,1 (7,7) | 8,1 (9,5) | 8,7 (8,0) | 7,9 (8,0) |
Свежесть продукции | 8,8 (9,1) | 8,8 (9,2) | 8,9 (8,7) | 8,6 (8,6) |