Конкурентоспособность ОАО "ЧХЗ № 2 "

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Конкурентоспособность ОАО ЧХЗ № 2).doc

— 376.00 Кб (Скачать)

   - удержание существующих и расширение  новых рынков сбыта продукции,  вырабатываемой на предприятии,

   - выпуск только  качественной конкурентоспособной  продукции,

   - реализация продукции предприятия  через фирменную торговую сеть,

   - увеличение товарооборота розничной  торговли и общественного питания. 

      В составе хлебозавода имеются  службы снабжения и сбыта, склады для хранения сырья (в том числе  склад бестарного хранения муки), вспомогательных  и упаковочных материалов, готовой продукции (приложение 1).

      К службе технического обеспечения относятся  отделы главного механика и главного энергетика, котельная, ремонтно-строительный участок.

      Продукция предприятия доставляется покупателям  собственным автотранспортом. В  настоящее время автохозяйство насчитывает 47 единиц автотранспорта.

      Качество  сырья и готовой продукции  контролирует лаборатория, в состав которой входит производственная и  микробиологическая лаборатория. 

      Основным  рынком сбыта продукции ОАО «Чебоксарский  хлебозавод № 2» является местный рынок. Это города Чебоксары и Новочебоксарск, районы и другие города Чувашской Республики. Структура продаж по рынкам сбыта представлена на рис. 3. 

        

      Рис. 3. Структура продаж по рынкам сбыта за 2007-2009 гг. 

      Основная  доля продаж приходится на г. Чебоксары. Несмотря на сбыт продукции в условиях жесткой конкуренции и необходимость преодолевать множество проблем, ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» продолжает занимает  одно из лидирующих мест по объемам продаж своей продукции среди хлебопекарных предприятий агропромышленного комплекса как Чувашской Республики, так и  города Чебоксары. Это происходит благодаря высокому качеству и широкому ассортименту производимой продукции, а также эффективной организации сбыта продукции.

      Широкий ассортимент продукции, не смотря на сравнительно небольшие объемы продаж, пользуется заслуженным спросом в соседних регионах – Татарстане и Республике Марий Эл.

      Предприятие постоянно работает над улучшением качества и расширением ассортимента выпускаемой продукции, рекламирует и своевременно информирует покупателей о новинках с целью увеличения продаж и расширения рынка сбыта, используя печатную продукцию.

      Постоянно идет работа по выявлению основных потребностей покупателей, изучению претензий  к качеству и ассортименту, сезонного спроса, проводятся опросы и консультации потребителей.

      Анализируется ценовая политика конкурентов, изучаются  образцы продукции, а также зарубежные аналоги.

      Большое внимание уделяется продукции в  упаковке, которая позволяет длительное время сохранять свежесть и качество продукта, соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

      В 2009 году коллектив ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2» справился с поставленными перед ним задачами по обеспечению хлебобулочными, бараночными, кондитерскими, сухарными изделиями, минеральной водой, безалкогольными напитками майонезом и другими товарами народного потребления населения.

      Сбыт  продукции ОАО «Чебоксарский  хлебозавод №2» производится предприятиям торговли, частным предпринимателям, районным потребительским обществам, бюджетным организациям республики, предприятиям общественного питания.

      ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» расширяет  круг потребителей продукции за счет улучшения и расширения ассортимента, вырабатываемой продукции, за счет предоставления услуг по оперативной доставке продукции, а также используя различные способы реализации выпускаемой предприятием продукции, а также расширения  рынка сбыта за счет привлечения оптовых покупателей из других регионов России.

      Заключены договор на  поставку продукции с федеральными торговыми сетями «Перекресток», «Магнит», «Евроспар», «Карусель».

      Значительная  доля продукции продается через  широкую сеть фирменной торговли.

      В настоящее время действуют десять магазинов, таких как «Каравай», «Лакомка», «Звездный», «Перче», «Сывлах» и другие, несколько киосков.

      В виду отрицательной рентабельности продаж, принято решение о расторжении  договора аренды с ООО «Волжанка» и закрытии магазина «Лакомка 2»

      Сеть  общественного питания насчитывала  девять столовых, бары и кафе  «Шупашкар» и «Пицетта».

      Для оперативного решения вопросов снабжения  школьных столовых продуктами питания  организована служба снабжения школьных столовых.

      С сентября 2009 г. закрыты столовые при  школах №№ 52 и 53.

      В таблице  1 представлена система  сбыта ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2». Более наглядно система сбыта представлена на рис. 4.

      Таблица  1

Система сбыта  ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» по основным видам продукции

  %

Наименование  продукции Схема реализации 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Хлеб и хлебобулочные  изделия Прямые продажи   81,3 78,7 86,9 84,7
Собственная торговая сеть    18,7 17,2 13,1 15,3
Кондитерские  изделия Прямые продажи      70,0 62,1 71,4 61,4
Собственная торговая сеть    30,0 37,9 28,6 38,6
Напитки Прямые продажи      65,6 59,8 67,4 42,3
Собственная торговая сеть    34,4 40,2 32,6 57,7
Майонез, кетчуп, горчица Прямые продажи      36,2 17,1 54,3 27,0
Собственная торговая сеть    63,8 82,9 45,7 73,0

 

Рис. 4. Система сбыта ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2 по группам продукции, % 
 

     Важнейшим фактором микросреды предприятия являются конкуренты. Кроме хлебозаводов, на рынке хлебобулочных изделий представлены торговая марка ООО «Добрый пекарь» и мини-пекарни – ООО «Дениз» и ООО «МТУ «Хлеб». Основными конкурентами предприятия на рынке хлебобулочных изделий являются ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», ОАО «Хлеб», МУП Хлебозавод «Сосновский».

     По  объемам производства хлебобулочных  изделий предприятия-лидеры распределены следующим образом:

  1. ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат» (специализирующийся в основном на производстве хлеба, пряников, печенья, тортов).
  2. ОАО «Хлеб» (специализирующийся на хлебобулочных, мелкоштучных изделиях и тортах).
  3. ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2 (специализирующийся на выпуске хлебобулочных и бараночных изделий).

     Основными конкурентами ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» являются ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат» и ОАО «Хлеб», поскольку у них приблизительно одинаковый ассортимент продукции.

     К сильным сторонам конкурентов можно  отнести:

  • длительность нахождения на рыке, большой опыт торговли;
  • отработанные и проверенные связи с поставщиками;
  • большие объемы поставок продукции (использование эффекта масштаба);
  • наличие круга постоянных клиентов;
  • сравнительно невысокие цены.

     Слабые  стороны конкурентов:

  • слабая система продвижения товара на рынок;
  • невысокая культура обслуживания;
  • узкий ассортимент товара;
  • слабое использование схем работы по договорам реализации.

     Точки отличия от конкурентов:

  • Не использует консерванты.
  • Имеет национальные награды. Хорошие вкусовые качества продукции.
  • Предприятие использует только местное сырье – прочные связи с поставщиками, низкая себестоимость продукции при высоких вкусовых качествах.
  • Предприятие имеет собственные рецепты.

     Анализ  ассортимента выпускаемой продукции  предприятий-конкурентов позволяет  сделать вывод о предполагаемой специализации предприятий хлебопродуктов. Так, основной конкурент – ОАО «Чебоксарский хлебокомбитнат» – в ближайшей перспективе делает ставку на самый широкий круг потребителей. Им успешно осваивается выпечка хлеба малого веса (0,3-0,4 кг), в том числе с различными добавками, булочной мелочи, традиционных русских пряников, тортов и вафель. Аналогичную стратегию избрал и ОАО «Хлеб».

     Анализ  конкурентов ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» показал, что предприятие работает эффективно в сильной конкурентной среде и имеет благоприятные перспективы развития при условии активной маркетинговой деятельности на региональном рынке, совершенствования ассортимента и интенсификации продвижения товара на рынок.

     Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Чувашской Республики  в настоящее время.

     Изучив  экономические показатели за 2000-2009 гг. в Чувашской Республике и в стране в целом, которые характеризуют экономическую компоненту макроокружения ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2», можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом.

     Политическую  компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Это результат прихода к власти на президентских выборах Д.А. Медведева, в лице которого как большинство россиян, так и мировая общественность видят своего рода гаранта политической стабильности  в РФ. Премьер-министр В.В. Путин проводит  не только грамотную внешнюю  политику, но и внутреннюю, которая оказывает положительное воздействие на ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2».  

       Правовая составляющая хлебозавода № 2 включает в себя Конституцию РФ, кодексы, законы и подзаконные акты как федерального, так областного значения, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц, а также их объединений на всей территории страны.

     Правовая  составляющая очень сложна по структуре и поэтому все спорные вопросы на каждой территориальной единице приходится решать сообща, ведь на каждой из единиц существуют самостоятельные нормативные документы и акты, что само по себе  немного затрудняет  ведение внутренней политики предприятия, но ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» очень успешно удается с этим справиться.

Информация о работе Конкурентоспособность ОАО "ЧХЗ № 2 "