Конкуренция в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция взглядов на конкуренцию 5
1.1. Формирование модели классической конкуренции 5
1.2. Совершенная конкуренция по Джоан Робинсон 9
2. Основные характеристики конкурентных структур 13
2.1. Виды конкурентных структур 13
2.2. Методы конкуренции: ценовая и неценовая. Рыночные и внерыночные формы 21
2.3. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

реф-конкуренция в предпринимательстве.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Качественно новым явлением в развитии конкуренции  малого бизнеса становится его все  большее приспособление к решению задач, востребованных государственными и муниципальными органами власти и управления. Речь идет не только о приватизации услуг жилищно-коммунального хозяйства, о расширении использования образовательных услуг, в том числе для обучения работников государственных и муниципальных образований, но и все большее участие малого бизнеса в тендерах и конкурсах, финансируемых за счет средств федерального или муниципального бюджета, выполнении определенных подрядов, включая аутсорсинговые услуги, в рамках, например, государственных или муниципальных заказов.

Одной из новых  форм повышения конкурентоспособности  малых предприятий становится использование  относительно новых рыночных институтов, как, например, в сфере розничной торговли -сеть супермаркетов. Наладив постоянные поставки в такую сеть, малое предприятие подключается к маркетинговой политике продвижения, организуемой крупным супермаркетом по ряду мест его дислокации. К числу таких же новых форм использования отлаженных институциональных ресурсов развитого рынка следует отнести и формирование так называемых венчурных и спиннинговых компаний, все более расширяющихся в части коммерциализации и трансферта технологий университетской науки и научно-исследовательских государственных учреждений, а также в качестве относительно автономных, но курируемых крупными холдинговыми компаниями. Такая форма встречается в научно-производственных зонах, развиваемых в последнее время у нас в стране и за рубежом.

Принципиально новым явлением становится все большее  использование новых форм нематериальных активов, ранее не вовлеченных в бизнес. Это относится не только к брендам и известным торговым маркам, которые на условиях франшизы позволяют складываться целым сетям супермаркетов, предприятий быстрого питания, автозаправочных станций, но и относительно новым нематериальным активам. строительная лицензия К их числу относятся логистические цепи, первичная и вторичная цепи поставок, устоявшиеся связи кооперации, электронная торговля и обслуживание телекоммуникационных сетей и Интернета и т.п. Словом, современные технологии диктуют новые формы развития конкуренции и одновременно — качественно новые формы виртуальной рыночной инфраструктуры и новые способы конкуренции между фирмами мелкого и среднего предпринимательства.

В наших узких  рамках рассмотреть все новые  формы конкуренции малого и среднего предпринимательства достаточно трудно. Важно отметить то, что все перечисленные формы характеризуют складывающуюся ситуацию как качественно новую, когда акцент конкурентной борьбы, по-прежнему оставляя в рамках ценовой конкуренции и ранее использованных форм неценовой (послепродажное обслуживание, традиционный маркетинг и т.п.) достаточно отлаженные инструменты и рычаги, все больше перемещается в пространство новой экономики, экономики отношений. Дальнейшее развитие новой экономики, несомненно, вызовет и новые формы и направления конкуренции, которые в настоящее время только намечаются. как сделать так чтобы установить триколор тв было легко Однако понимание того, что такова новая реальность и ее необходимо учитывать при государственном регулировании, становится императивом требуемой модернизации всей научно-технической и производственно-экономической сферы страны.

Целенаправленное  содействие развитию новых форм конкуренции  среди малых предприятий в  нашей стране должно приобрести характер государственной промышленной политики, потому что таким образом объективно формируются условия для спонтанной модернизации во всех отраслях национального рынка. Использование для этих целей налоговой политики, содействие в получении и гарантировании возврата кредитов за счет средств стабилизационного фонда, формирование за счет бюджетных средств соответствующей рыночной инфраструктуры именно для малого бизнеса должно содействовать тому, чтобы новые формы конкуренции между разными по масштабам предприятиями становились важным направлением развития предпринимательства в стране.

      Центр информационной поддержки малого предпринимательства

      http://smallbusinesses.ru/content/10/

Заключение

      Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

      Конкуренция одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны:

      1) она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

      2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

      3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

      К числу негативных сторон можно отнести:

      1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

      2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

      3) ее следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

      Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

      В распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой – сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

      Опыт  последних лет свидетельствует  об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса – с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

      К сожалению, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

Список  использованной литературы

  1. Закон РСФСР  от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»  (с изменениями от 9 октября 2002 г.) – http://www.euroweb.ru/pages/476/    
  2. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках российской федерации (основные направления и первоочередные меры)» – http://prof.consultant.ru/doc3411.html               
  3. Агеева Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: Учеб. пособие. - Курган: Изд-во КГУ, 2002. - 121 с.
  4. Васьковский А.С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. - М.: РАГС, 2000. - 46 с.
  5. Зверев А.Ф. Экономическая теория Курс лекций / Под ред. П.А.Савченко – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1580
  6. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н.Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.
  7. Липсиц И.В. Экономика.– М.: Вита-Пресс, 2000. – С.110.
  8. Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. - М.: Познавательная книга плюс, 1999. - 592 с.
  9. Портер. М Международная конкуренция. М.: Просвещение, 1994. – 18 с.
  10. Розанова Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 39 с.
  11. Шакуров Ф.Р. Историко-экономический аспект теории конкуренции. – Казань, 1998. - С.40-41.
  12. Альперин Л. Проблемы создания конкурентоспособного предприятия XXI века // Стандарты и качество. - 2000. - N 7. - С.50-54.
  13. Амутинов А.М. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность государства // Финансы и кредит, 2006. – №2 (5) - С.14-16.
  14. Бродман Г. Конкуренция и вхождение в российский рынок // Финансы и развитие. - 2001. - Вып.38, N 2. - С.22-25.
  15. Бурганов Р. Становление конкурентной среды фондового рынка // Маркетинг. - 2001. - N 6(61). - С.83-90.
  16. Викторова Л. Тех, кто развивает бизнес, власть должна защищать // Красное знамя, 06.12.2005.
  17. Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. - 2001. - N 5(60). - С.16-24.
  18. Конкуренция - ключ к развитию / ИА «Альянс Медиа», 2004. – http://www.nisse.ru/news.html?id=n8742
  19. МАП России. Конкурентная политика на товарных рынкахhttp://maprf.ru/ru/cp_on_commodity_market/        
  20. Миронов В. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности: ценовые и неценовые факторы анализа // Вопросы экономики, 2006.– №3.
  21. Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас» // Вопросы экономики, 2001.– №6.
  22. Прокопенко С.А. Конкуренция и конкурентоспособность: проявление и сущность // Вестн. Кузбас. гос. техн. ун-та. - 2001. - N 1. - С.108-113.
  23. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, 2005.– №5.
  24. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. - 2000. - N 4. - С.54-59.
  25. Степанов С. Конкуренция за инвестиции // Финансовый контроль, 2005. – №4 (41) – С.2-6
  26. Хорошев С. Ключ к росту экономики // Финансовый контроль, №8 (45) 2005. – С.12-18.
  27. Юданов А.В. Теория конкуренции: прикладной аспект // Мировая экономика и международные отношения, 1997.– №6. – С.28.

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве