Конкуренция в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция взглядов на конкуренцию 5
1.1. Формирование модели классической конкуренции 5
1.2. Совершенная конкуренция по Джоан Робинсон 9
2. Основные характеристики конкурентных структур 13
2.1. Виды конкурентных структур 13
2.2. Методы конкуренции: ценовая и неценовая. Рыночные и внерыночные формы 21
2.3. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

реф-конкуренция в предпринимательстве.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      Усовершенствование  выпускаемой продукции дает фирме долговременное преимущество. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

      К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

      -промышленный (экономический) шпионаж;

      -переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами;

      -выпуск  поддельных товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много дешевле;

      - махинации с деловой отчетностью;

      - сокрытие дефектов и т.д.

      Основными объектами внимания промышленного  шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж  кроме промышленных секретов охватывает макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

2.3. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке

      Исследуя  историю развития экономических  учений можно увидеть, что на всем протяжение развития общества отношение к вопросу вмешательства государства в товарно-денежные отношения было различным: от полного отрицания до абсолютного контроля.

      Чтобы быть эффективной, конкурентная система  должна быть открытой и свободной, а ее участники сравнимы. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; те, кто нарушает законы рынка терпят убытки и, в конечном счёте, банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга18.

      Рост  монополии резко изменяет эту  ситуацию. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов, подавляет стимулы к технологическим  инновациям и поэтому менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции. Поэтому цели антимонопольной деятельности в странах рыночной экономики состоят не столько в борьбе с монополией, сколько в поддержании эффективной конкуренции для стимулирования экономической эффективности национальной экономик.

      Главная задача государственного регулирования  конкуренции и ограничения монополизма на рынке состоит в обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка.

      Существующие  в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно разнообразны. Однако каждое из них в большей или меньшей степени принадлежит к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

      Запретительная  система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.

      Вторая  известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран в т.ч. стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.

      В России антиконкурентная политика государства  привела  к тому, что к  началу 80-х годов советская ведомственная  экономика стала не просто одной из самых высокомонополизированных в мире, но и весьма специфичной в этом плане. Исключительность вытекала из «выращивания» монополий за счет монополизированного государственного сектора экономики. Такая система характеризовалась абсолютной государственной монополией, основу которой составляли: монополия на собственность, монополия на определение сфер и характера предпринимательской деятельности и монополия внешней торговли.

      Существенной  предпосылкой для вытеснения конкуренции  из практики производственно-хозяйственной деятельности предприятий являлась исключительно высокая степень концентрации и специализации производства. Монополия внешней торговли и не конвертируемость рубля привели к изоляции нашей экономики от мировой и свели практически к нулю возможности конкуренции со стороны зарубежных производителей.

      В России, в связи с неразвитостью  конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, государственное регулирование конкурентных отношений приобретает особо важное значение. Такие действия последовали после утверждения в 1991 г. Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»19. Принятие данного закона преследовало две основные цели - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

      Закон запрещает антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением (поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей; отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

      Проведение  государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом20.

      Основными направлениями антимонопольной  политики Министерства по антимонопольной  политике России  являются:21

      1. Предупреждение, ограничение и пресечение  монополистической деятельности на товарных рынках, проявляющейся в формах:

  • злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке;
  • соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию; актов, действий, соглашений (согласованных действий) органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию.

      2. Осуществление антимонопольного  контроля экономической концентрации на товарных рынках с целью предотвращения создания новых структур монопольного характера, в том числе:

  • при создании, реорганизации, ликвидации коммерческих организаций и их объединений;
  • при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и в иных случаях (приобретение имущественных прав управления, участие в органах управления нескольких хозяйствующих субъектов);
  • путем принудительного разделения (выделения) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

      3. Предупреждение и пресечение  недобросовестной конкуренции. Формирование  и ведение Реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке  определенного товара долю более  35%.

      4. Разработка и внедрение новых  методов демонополизации на основе дифференцированного подхода с учетом уровня развития концентрации в отраслях экономики, защиты интересов отечественных товаропроизводителей на мировом рынке, а также процессов глобализации экономики.

      Существенным  шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на российских рынках22. В целях предупреждения образования новых монополистических структур со стороны Государственного комитета по антимонопольной политике был введен контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией  хозяйственных структур.

      Поддержка малого бизнеса – одно из приоритетных направлений деятельности российского Правительства. Идея реформы федеральной системы поддержки предпринимательства – создать условия конкуренции среди малых предприятий за кредиты и госзаказы.

      Однако  на сегодняшний день одной из нерешенных остается проблема инвестиций. Если еще  недавно кредитование осуществлялось через систему государственных фондов, то сегодня все чаще кредиты предоставляют банки. По оценкам специалистов, именно банковская система работает более эффективно, чем система государственных фондов, которая создавалась специально для финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса. Новое предложение в области поддержки малого бизнеса – трансформирование самой структуры этой поддержки, а именно – коммерциализация и отключение ее от вливаний из федерального бюджета. Это необходимо для того, чтобы в среде малого предпринимательства развивалась конкуренция и борьба за государственные и муниципальные заказы. Однако неизвестно, приживется ли эта система в регионах. В столице конкуренция среди предприятий малого бизнеса достаточно велика. Только высокое качество предоставляемых услуг и производимых товаров может обеспечить получение кредита в банке или государственного заказа.23

      По  мнению председателя совета директоров компании «Базовый элемент» Олега Дерипаска, сейчас, когда Россия на внешних рынках борется за ресурсы и инвестиции, государство поддерживает только госкомпании и недооценивает роль малого и крупного бизнеса. «Частный бизнес более эффективен, — подчеркнул О. Дерипаска. — Сейчас 85 процентов от всего ВВП страны приходится на долю двух десятков крупнейших корпораций. Развивать и поддерживать надо и малый, и крупный бизнес, а государство в своей политике должно учитывать баланс долгосрочных и краткосрочных экономических интересов. У России есть немалый потенциал для рывка вперёд. Но он может произойти в случае адекватной политики правительства, проведения экономических реформ, смягчения противоречий между бизнесом и властью». 24 

Конкурентоспособность малого предпринимательства

В конкурентных экономических условиях предпринимательская  среда самостоятельно ищет потребителей товаров и услуг, чтобы обеспечить основные цели своей деятельности: получение максимально высокой прибыли, увеличение объема продаж и увеличение сектора на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к более эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Явление конкуренции  составляет одну из основных тенденций  развития рыночной среды.

Конкуренция - это соперничество, борьба между  отдельными хозяйствующими субъектами рынка или группами предпринимателей за наиболее выгодные и прибыльные сферы приложения капиталов и источников различных видов ресурсов, а также реализации и покупки товаров.

В рамках позитивной концепции бизнеса конкуренцию обычно определяют абстрактно, как некое абсолютно положительное явление, развитие которого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны. Напротив, в рамках критической концепции бизнеса о конкуренции упоминают лишь как об анархическом механизме функционирования и развития экономики, применение которого обусловливает непримиримые противоречия в обществе, социальное неравенство, эксплуатацию чужого труда и повсеместно агрессивные настроения в отношениях между предпринимателями.

В действительности конкуренция между субъектами бизнеса в среде бизнеса и противоречива, и повышает конкурентоспособность каждого из субъектов бизнеса.

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве