Конкуренция в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция взглядов на конкуренцию 5
1.1. Формирование модели классической конкуренции 5
1.2. Совершенная конкуренция по Джоан Робинсон 9
2. Основные характеристики конкурентных структур 13
2.1. Виды конкурентных структур 13
2.2. Методы конкуренции: ценовая и неценовая. Рыночные и внерыночные формы 21
2.3. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

реф-конкуренция в предпринимательстве.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Неоднозначная роль конкуренции в экономике  была впервые раскрыта великим английским экономистом Адамом Смитом в конце XVIII в. Проведенный им анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия «Homo economics»— «человек экономический». Он считал, что основным стимулом экономической активности человека служит частный интерес. Реализовать свой интерес человек может лишь путем взаимообмена с другими людьми результатами частной экономической деятельности. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребности друг друга. Процветание общества возможно только на путях индивидуального благополучия.

Индивидуалист, стремясь к приумножению личного  капитала, не думает об общественных интересах; «в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем и не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремился бы делать это». Подарите букет Лучшие цветы

Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он считал, что только при свободном передвижении капитала, товаров, денег, людей ресурсы общества могут быть использованы оптимально. Политика естественной свободы, по А. Смиту, включала следующие элементы:

• свободное движение рабочей силы;

• свободную  торговлю землей;

• отмену правительственной  регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли;

• свободную  внешнюю торговлю.

История человеческого  общества, в особенности экономическая, — это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм, методов, стратегий в соответствии с меняющимися условиями в развитии общества.

Свободная (совершенная) конкуренция возникла при зарождении рыночной экономики, когда излишки  натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. Конкуренция называлась свободной потому, что, с одной стороны, осуществлялась юридически свободными субъектами бизнеса, а с другой — велась при фактическом отсутствии каких-либо правил, общественных и административных регуляторов конкурентного поведения.

В условиях свободной  конкуренции субъекты бизнеса многочисленны, независимы, и каждый из них имеет на рынке незначительную долю. Все они обладают неограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Ни один субъект бизнеса не занимает доминирующего положения, не является монополистом и вынужден продавать (покупать) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене.

Наиболее  характерное для совершенной  конкуренции состояние рынка  — полиполия, диаметрально противоположная монополии: в условиях полиполии ни один из субъектов бизнеса не имеет возможности навязывать свои интересы другим.

Когда на конкретном рынке (нефтепродуктов, цветных металлов, банковских услуг и т.д.) присутствует большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель не может создать спрос, а продавец — предложение такого количества продукта, которого было бы достаточно для заметного влияния на его цену. Качественный вывоз мусора Электросталь Наличие большого количества покупателей и продавцов делают невозможным навязывание субъектами бизнеса своих экономических и финансовых интересов друг другу. Покупатель может купить, а продавец продать свои товары (услуги) только при взаимной договоренности.

Но если единичный  производитель продукции или их небольшая группа способны как-то регулировать и ограничивать общий объем предложения товара, то цена может быть повышена к выгоде продавца. При появлении на рынке предпринимательских фирм, пытающихся монополизировать его, происходит навязывание цен и условий сделок этой монополией другим субъектам бизнеса, возникает устойчивое стремление к экономической власти. Именно с этого исторически начался подрыв совершенной конкуренции как массового явления в форме движения от полиполии к монополии.

Несовершенная конкуренция — это соперничество  субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополии. Она возникла в первой половине XX в. как антипод совершенной конкуренции.

Этот тип  конкуренции характерен для такой  организации рыночных отношений, при  котором реально могут быть образованы:

• монополия - наличие на рынке единственного  поставщика (продавца) одноименных  товаров и услуг (в истории экономики еще ни разу не было случаев ни монополии, ни полиполии в чистом виде);

• дуополия — наличие на рынке всего лишь двух поставщиков (продавцов) одноименных  товаров и услуг, делящих данный рынок на две части;

• олигополия — наличие на рынке ограниченного числа поставщиков (продавцов) товаров и услуг, наиболее удачливых субъектов бизнеса в своем виде предпринимательской деятельности.

И совершенная  и несовершенная конкуренция  встречаются и сегодня. Элементы совершенной конкуренции могут возникнуть в развитии новых отраслей экономики, где в течение определенного времени могут отсутствовать рыночные регламентации поведения субъектов бизнеса. Именно так, к примеру, произошло в период становления Интернет-коммерции, которая в силу специфики предметной области действий субъектов бизнеса оказалась практически в полном объеме явлением мегауровня экономики. Отсутствие каких-либо четких международных правил, относящихся к Интернет-коммерции, сохраняется и в настоящее время.

Несовершенную конкуренцию можно обнаружить в таком специфическом явлении, как естественные монополии. В некоторых странах под естественными монополиями понимают гигантские производственные предприятия, связанные, как правило, с оказанием транспортных услуг и услуг связи разнообразным субъектам бизнеса (электроэнергетика, трубопроводы, железные дороги) и обычно базирующиеся на государственной собственности. Бесплатно скачать шаблоны joomla на любую тему.

Например, во Франции компания CNCF владеет сетью железных дорог. В США компания General Electric является основным поставщиком электроэнергии, а фирма American Company занимается всеми без исключения пассажирскими перевозками на железных дорогах. В России к естественным монополиям относят Газпром, РАО «ЕЭС», железнодорожный транспорт, почтовую связь.

Кроме естественных монополий выделяют также искусственные, локальные и временные монополии. Искусственные монополии — это такие предпринимательские фирмы, которые наделяются государством особыми полномочиями, эксклюзивными правами по выполнению определенного вида деятельности, причем другие компании, функционирующие в этой же сфере деятельности, оказываются в подчиненном или зависимом положении по отношению к искусственному монополисту.

Разновидностью  искусственной монополии является государственная монополия. Она  создается, как правило, в целях обеспечения решающего влияния государства на развитие той или иной области предпринимательской деятельности (например, государственная монополия на производство и сбыт вооружений, государственная монополия внешней торговли).

Под локальной  монополией понимается такое состояние  экономической среды бизнеса  на мезоуровне, когда какая-либо одна предпринимательская фирма получает доминирующее положение исключительно на местном рынке.

Временная монополия - это состояние экономической  среды бизнеса, обусловленное действием  временных факторов, как правило, имеющих форс-мажорный характер.

Эффективная конкуренция — это соперничество  субъектов биз неса в условиях активного включения органов  государственной власти и управления в экономике в качестве экономического центра, обеспечивающего каждому из субъектов бизнеса возможности полноценного развития, а также гарантии постоянного воспроизведения деловых отношений на всех уровнях организации экономической среды бизнеса.

Эффективная конкуренция начала формироваться  во второй половине XX в., в настоящее  время она повсеместно распространена в мире. От предшествующих типов конкуренции она отличается тем, что участие государства в развитии экономики непременно включает меры антимонопольного регулирования деловых отношений.

Переход от несовершенной конкуренции к эффективной, начавшийся в середине XX в., был обусловлен сформировавшейся к этому времени у субъектов бизнеса устойчивой потребностью в совместном противостоянии тенденциям монополизации рынков со стороны отдельных, наиболее удачливых компаний, либо приобретения последними доминирующего положения на тех или иных рынках. 7854 преобразователь частоты генераторы дизельные электростанция бензиновая

Новые формы конкурентоспособности

Переживаемый  в условиях глобализации и использования  новых коммуникационных и компьютерных технологий этап развития современной рыночной экономики характеризуется как становление новой экономики. Существенно возрастает и роль малого бизнеса, который оказался востребованным именно благодаря своим малым размерам и тем персонализируемым нишам, которые он занимает. Это определяет и новые формы конкурентоспособности малого предпринимательства. Его новое качество характеризуют следующие особенности:

• повышение  качества в соответствии с международными стандартами (стандарты ISO 9000 различных  модификаций);

• использование  управленческих технологий развития маркетинга как метатехнологии формирования спроса на продукцию, которую может производить малое предприятие, или услуги, которые оно может выполнять;

• ориентация на институциональные ресурсы;

• использование  новых форм нематериальных активов, ранее не вовлеченных в бизнес.

Глобализация  и интернационализация рынка сделала актуальным проблему стандартизации и унификации не только продукции и услуг, но и многих норм управления и требований стандартов качества. Международная организация стандартов разработала комплекс норм по управлению качеством — стандарты ISO 9000 различных модификаций. Поскольку в условиях независимости бизнеса никто не может требовать выполнения норм управления качеством, которые носят рекомендательный характер, следование стандартам остается делом добровольным. Однако далеко не все организации понимают, что выполнение требований стандартов ISO 9000 становится определенным барьером, который могут преодолеть только сертифицированные в установленном порядке бизнес-организации. Механические тележки, реализация складской техники, оборудования для применения на складе, шкафы Тем самым пространство конкуренции сегментируется, и те малые предприятия, которые прошли сертификацию, оказываются на рынке в более выгодном положении, чем не прошедшие этой сертификации. При этом количество стандартов увеличивается, еще более сегментируя рынок, сужая поле конкуренции, возводя своеобразные институциональные барьеры, а прошедшим этот барьер -- облегчая поведение в конкурентном пространстве. Такое разделение, сегментирование рынка становится новым качеством самой конкуренции, в которой малым предприятиям в силу меньшего объема приведения всех работ и услуг в соответствии с требованиями стандартизации легче адаптироваться.

Наряду с  теми малыми предприятиями, которые  ориентируются на удовлетворение спроса на недорогие и одновременно индивидуализированные  виды продукции и услуги, стали  появляться малые предприятия, которые целенаправленно формируют спрос на продукцию, которой еще нет. Выявление потенциальной потребности и продвижение желаемого образа порождают новую форму конкуренции, когда ограниченные ресурсы тратятся на то, на что спрос уже практически сформирован или формирование его завершается, а продукции или услуг, ориентированных на него, еще нет. Такие новые формы конкуренции формируются среди социально направленных видов бизнеса, связанных с образовательными, медицинскими, социально-бытовыми услугами. На эти цели направлены новые виды управленческих технологий с высокой степенью научно-исследовательского обеспечения. Здесь поле развития маркетинга как метатехнологии формирования спроса на продукцию, которую может производить малое предприятие, или услуги, которые оно может выполнять. Финансовая сеть ммм 2011 регистрация в СНГ.

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве