Конкуренция в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция взглядов на конкуренцию 5
1.1. Формирование модели классической конкуренции 5
1.2. Совершенная конкуренция по Джоан Робинсон 9
2. Основные характеристики конкурентных структур 13
2.1. Виды конкурентных структур 13
2.2. Методы конкуренции: ценовая и неценовая. Рыночные и внерыночные формы 21
2.3. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

реф-конкуренция в предпринимательстве.doc

— 245.00 Кб (Скачать)
  1. Распространенным типом несовершенной конкуренции, существующей во всех развитых странах, является, так называемая, монополистическая конкуренция. В известной, мере, она напоминает совершенную конкуренцию:
    • - большое количество потребителей и производителей;
    • - барьеры для входа на рынок и выхода с него минимальны;
    • - каждая фирма воспринимает цены других фирм как заданные и регулирует только свою цену.

      В условиях монополистической конкуренции  количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товара той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары (или услуги) одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

      Наличие большого количества производителей приводит к тому, что каждая фирма обладает небольшой долей рынка и имеет  очень ограниченный контроль над  рыночной ценой. Кроме того, практически  исключается тайный сговор фирм с  целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.

      Дифференциация  продукта при монополистической  конкуренции может принимать ряд различных форм:

  1. Качество продукта. «Реальные различия», включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работ, являются крайне важными сторонами дифференциации. Например, персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их «ориентированности на потребителя». В любом городе находится множество закусочных. В одной из них при приготовлении гамбургеров придается большее внимание аромату самих булочек, в другой - качеству самих рубленных котлет.
  2. Услуги. Услуги и условия - важные аспекты дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
  3. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Так, автозаправка, находящаяся на одной из главный автомагистралей страны,  может продавать бензин по более высокой цене, чем та, которая находится в 2-3 км от автомагистрали.
  4. Дифференциация продукта может быть создана посредством рекламы, упаковки использования торговой марки и торгового знака. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на уровень спроса.

      Из  описания дифференцированности продукта следует, что в условиях монополистической конкуренции ценовой конкуренцию сопутствует неценовая.

      Вступить  в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко. Некоторую трудность могут создать потребность получения продукта, отличного от продукта конкурента, и необходимость рекламы.

  1. Структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей обычно называется олигополией. Число фирм колеблется между двумя полюсами - монополией и монопольной конкуренцией: 2-20. Поэтому поведение каждой из них оказывает заметное влияние на положение других фирм на рынке. Каждая из них осознает свою зависимость от других и это, а также возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в поведении на рынке олигополии.

      По типу продукции обычно различают чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт. В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п.

      Олигополия, производящая разнообразную продукцию  одного функционального назначения, является дифференцированной. Цены  товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов. Причина существования олигополий: экономия издержек, барьеры для вступления и слияния.

2.2. Методы конкуренции:  ценовая и неценовая. Рыночные и внерыночные формы

      Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

      Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому  один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

      В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

      -ценовую  (конкуренцию на основе цены);

      -неценовую  (конкуренцию на основе качества  потребительной стоимости).

      Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

      Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял  свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

      В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

      -фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

      -для  проникновения на рынки с новыми товарами;

      -для  укрепления позиций в случае  внезапного обострения проблемы  сбыта.

      При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

      Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую  цену потребления, более современный дизайн).

      К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них  в коммерческом успехе фирмы представлена ниже (по данным опроса 200 компаний):16

      Таблица 2. – Степень важности маркетинговых  методов управления

             фирмой

Метод маркетинговой политики % компаний поставивших  
фактор на 1-ое место
Разработка  и выпуск новых товаров 79
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга 73
Организация работы торгового аппарата 59
Реклама и стимулирование сбыта 56
Усовершенствование выпускаемой продукции 52
Политика  цен 50
Совершенствование организационной структуры 44
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения 41
Сокращение  издержек обращения 17
Кредитная политика и финансирование 14
 

      Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

      В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

      Во  времена существования  ФРГ  у  западногерманских  потребителей большим  спросом пользуется французское пиво. Западногерманские  производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы «немцы, пейте немецкое пиво», ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.17

      Существует  множество мнений относительно экономической  и общественной желательности рекламы. Расходы на рекламу и стимулирование сбыта в 1987 году в США превысили сумму, израсходованную правительствами штатов и муниципалитетами на социальное обеспечение. Среди западных экономистов существуют различные точки зрения о влиянии рекламы на степень конкуренции в различных отраслях. Антиконкурентная точка зрения утверждает,  что реклама является формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей, позволяя фирме получить большую степень монопольной власти на рынке. Реклама уменьшает конкуренцию среди существующих фирм отрасли, выступая для них в качестве барьера , защищает от новых потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная точка зрения рассматривает рекламу как информацию, то есть как относительно недорогое средство увеличения количества заменителей продуктов, известных покупателям. Следовательно, реклама делает отрасль более конкурентной.

      Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение  широкого ряда типов, стилей, марок  данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта  может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться , разумный выбор станет трудным и покупки будут занимать много времени

      Каждая  фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение внешнего  оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве