Конкуренция в экономике России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Целями данного реферата является понятие определения конкуренция, обзор ее видов, и рассмотрение конкуренции в условиях России.

Содержание

Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в экономике России.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

     Федеральная антимонопольная служба считает  целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству. 3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций. 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

     На  сегодняшний день в Российской Федерации  имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО  РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром»  и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

     1) Угроза сохранения власти естественного  монополиста в потенциально конкурентных  сегментах и его экспансия  на смежные рынки.

     2) Угроза, связанная с недостаточным  инвестированием в целевые производственные  мощности и инфраструктурный  комплекс естественной монополии.

     3) Угроза роста ценового давления  на экономику со стороны естественных  монополий вследствие их сохраняющейся  неэффективности.

     Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными  монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном  комплексе Российской Федерации  в целом, а, следовательно, и уровень  конкурентоспособности экономики  страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий  росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000-2007 гг.

     В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

     На  большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том  числе такие как: небольшое число  фирм на рынке (в России каждая пятая  отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

     На  сегодняшний день в Российской Федерации  можно выделить сразу несколько  отраслей, в которых наиболее остро  стоит проблема антикартельного  регулирования: оптовая и розничная  торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

     Раскрытие картелей является самой трудной  задачей антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно  и выявить их наличие можно  только с помощью оперативно-розыскных  мероприятий. Средняя продолжительность  картеля в мировой экономике  составляет 6 лет, некоторые картели  длятся 10 и более лет. В 2007 году в  Российской Федерации появились  такие инструменты борьбы с картелями  как оборотные штрафы и программа  смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

     Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации  процедуры применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в  соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций  с 15% до 30% выручки компании на соответствующем  рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач  по развитию конкуренции и демонополизации  экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы. Необходимо проведение государственной  экономической и промышленной политики, направленной на развитие конкуренции  в экономике:

    • снижение барьеров входа на рынки (в первую очередь административных и инфраструктурных);
    • открытие рынков для международной конкуренции (при условии параллельного повышения конкурентоспособности отечественной промышленности);
    • развитие транспортной инфраструктуры для ликвидации барьеров для межрегиональной торговли и расширения границ рынков.

     К сожалению, сохраняется очевидное  пренебрежение со стороны органов  власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые  в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных  нарушений.

     В связи с изложенным, ФАС России считает необходимым:

     - реализацию специальной программы  мер «Предупреждение и пресечение  нарушений антимонопольного законодательства  со стороны органов власти  и местного самоуправления» в  рамках основных направлений  деятельности ФАС России на 2008-2010 годы;

     - ужесточение контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, в том числе формирование практики применения пункта 2.1 статьи 19.5 КоАП по дисквалификации должностных лиц, допустивших неисполнение предписания антимонопольного органа;

     - внесение изменений в Федеральный  закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» в части статей 15-21, направленных на ужесточение  правовых основ антимонопольного  регулирования в отношении органов  власти;

     - активизацию практики адвокатирования конкуренции в органах власти. 

     Состояние конкуренции в  основных секторах экономики

     Топливно-энергетический комплекс и Нефтяная промышленность

     Вертикально-интегрированные  компании  (далее – ВИНК) доминируют (в том числе коллективно) на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти  практически отсутствует: более 80% нефти  в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью  ВИНК.

     ВИНК  используют давальческую схему переработки  нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

     В частности, продолжает сокращаться  количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими  нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Расширение розничных сетей ВИНК характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брэндированных нефтепродуктов ВИНК.

     Таким образом, доминирование ВИНК при  крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и  наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

     В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных  АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке услуг по хранению (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны.

     Внутренняя  цена на российскую нефть формируется  в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным  транспортом) к продаже ее давальцам  для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

     Фактически  внутренняя цена рассчитывается методом  net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

     ФАС России особенно беспокоит использование  схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи  внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.

     При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и  нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего  воздействия на объемы экспорта и  предложения на внутреннем рынке.

     Отсутствие  регулирующей функции таможенной пошлины  приводит к существенным дисбалансам  спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, в конечном итоге, к нестабильности цен, что  наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт – мазут.

     Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при  их последующей реализации на АЗС  ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.

     В ноябре-декабре 2007 г. в средствах массовой информации, отраслевыми экспертами, а также в обращениях независимых участников рынка неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНК, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов. 

     Электроэнергетика

     Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с  одной стороны, высокая стоимость  приборов учета электроэнергии, необходимых  для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в  группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

     Наибольшая  доля нарушений в электроэнергетике  связана именно с естественно-монопольным  сектором, т.е. с деятельностью сетевых  компаний. Нарушения связаны преимущественно  с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим  сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений  доминирующим положением фиксируется  именно в этой сфере. Следует также  отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу  на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых  документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа  к торговой системе оптового рынка.  

Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика