Конкуренция в экономике России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Целями данного реферата является понятие определения конкуренция, обзор ее видов, и рассмотрение конкуренции в условиях России.

Содержание

Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в экономике России.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

Виды  конкуренции: 

     По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

     Ценовая конкуренция  — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.1

     Конкуренты  не обязательно должны отвечать аналогичным  снижением цены. Возможность снижения цены каждым из конкурентов ограничивается его полными издержками на единицу продукции. Продажа продуктов по цене ниже их полной себестоимости называется демпингом. Коммерческая компания может продолжительное время продавать свои продукты по цене ниже их полной себестоимости только при наличии дополнительного внешнего финансирования. Но поскольку любая коммерческая компания ориентирована на получение прибыли, то при демпинге она либо рассчитывает окупить эти убытки в будущем, либо низкие цены на продукт позволяют ей получать другие, неочевидные или недоступные для остальных участников рынка выгоды уже сейчас.

     К ценовой конкуренции целесообразно  прибегать при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя решающим фактором при  выборе между конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции  прибегают компании, добившиеся отраслевого  лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все  остальные игроки уже работают в  убыток.

     Виды  ценовой конкуренции:

  • прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
  • скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

     Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

     Она возникает, когда фирма предлагает товар более высокого, чем у других фирм, качества, организует систему послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного пользования (автомобилях, холодильниках и т.д.), или широко рекламирует свой проект. Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства.2

     От  неценовой конкуренции следует  отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. 

     По  отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

     Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция вообще, Внутриотраслевая конкуренция представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. Внутриотраслевая конкуренция возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм. В эпоху империализма резко усиливается, принимает иные формы (между монополиями, монополиями и аутсайдерами и др.) и носит насильственный и затяжной характер. В результате Внутриотраслевая конкуренция индивидуальные стоимости товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость.

     Межотраслевая конкуренция - Это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитала в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повышаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях-реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность капитала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности. Следствием межотраслевой конкуренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Естественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структурных изменений, вызванных производственно-техническими, демографическими, природными, географическими и рыночными факторами. 
 

     По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Свободная конкуренция -  свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

     Д.В.Робинсон дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

       Основные признаки свободной  конкуренции.

     Неограниченное  число участников конкуренции, абсолютно  свободный доступ на рынок и выход из него означают, например, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это он может по-разному; открыть свое дело, приняв непосредственное участие в труде, нанять работников, превратившись, по терминологии Маркса, в капиталиста, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость и т.д. Отметим, что свободному рынку соответствуют любые виды деятельности, кроме государственной, и человек волен выбирать любую. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему.

     Абсолютная  мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов —  участник конкуренции вкладывает свои деньги (допустим в акции) не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том  случае, если там, куда переместился его  капитал, произошло расширение производства и продаж. Такое случается, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются  их более эффективные комбинации, используются ранее законсервированные мощности, осваиваются передовые  технологии.

     Лишь (полная информированность каждого  участника конкуренции (о предложении  и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.)) позволяет сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций. Да и в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход.

     Абсолютная  однородность одноименных продуктов j что выражается, в частности, в  отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное  монопольное положение, а это  уже не свободный рынок.

     Ни  один участник свободной конкуренции  не в состоянии оказать влияние  на решения, принимаемые другими  участниками. Поскольку их число  очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и  предложения незначителен, а поэтому  цена, за которую он собирается продавать  свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Таким образом, реальные уровни цен мало зависят от желаний  отдельных субъектов экономики  и устанавливаются некой "невидимой  рукой" (механизм рынка).

     В условиях свободной конкуренции  колебания спроса и предложения  периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов одних  фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались  более мощными, происходила концентрация и централизация производства и  капитала, ведущая к образованию  монополий и захвату ими рыночной власти.[ Глава 13,2]

     Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

     Отметим основные черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию:

  • на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
  • эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  • вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

     Э. Х. Чемберлин очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта.» «Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции.» 4

     Спрос на продукцию фирм, действующих в  условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции  можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы  «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

     Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции.

     Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное  предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие  экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).

     Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической  конкуренции? В краткосрочном периоде  фирмы будут выбирать цену и объем  выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

     На  рис. 1 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и  средних переменных и валовых  издержек двух фирм, одна из которых  максимизирует прибыль (рис. 1,а), другая - минимизирует убытки (рис. 1,б).

Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика