Конкуренция в экономике России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Целями данного реферата является понятие определения конкуренция, обзор ее видов, и рассмотрение конкуренции в условиях России.

Содержание

Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в экономике России.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

      На  основании Доклада о результатах  и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы, представленного  ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей  ФАС России является обеспечение  свободы конкуренции и ограничение  монополистической деятельности в  рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  • 1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  • 2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  • 3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

      Деятельность  ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

      23 марта 2011 года Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  Федерации рассмотрела и одобрила  в первом чтении проект Федерального  закона "О внесении изменений  в Федеральный закон от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое  значение для обеспечения обороны  страны и безопасности государства".

      Разработанные Федеральной антимонопольной службой  поправки направлены на упрощение процедур подготовки ходатайств иностранными инвесторами, повышение прозрачности порядка  рассмотрения ходатайств и устранение излишних административных барьеров при  осуществлении сделок иностранных  инвесторов в отношении стратегических обществ.

      Законопроект  предусматривает следующие основные изменения:

- деятельность  банков в области криптографии  исключается из видов деятельности, имеющих стратегическое значение  и установленных статьей 6 закона;

- уточняется  порядок осуществления сделок  внутри группы лиц в рамках  установленных законодателем исключений;

- сокращаются  стратегические виды деятельности, подлежащие предварительному контролю, осуществляемых банками, за исключением  тех банков, участником которых  является Российская Федерация;

- уточняются  нормы закона, позволяющие расширить  исключения, установленные законом  N 57-ФЗ в сфере недропользования, в отношении сделок в рамках  дополнительной эмиссии, в результате  которых права иностранных инвесторов  по распоряжениям акциями стратегического  хозяйственного субъекта не увеличиваются.

- уточняются  требования к представляемому  иностранным инвестором пакету  документов к ходатайству, что  позволит исключить ошибки заявителей  при изложении существа планируемой  сделки. 
 
 
 
 

Состояние конкуренции в Российской Федерации

     Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно  высоко оценивается предпринимательским  сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности  власти, как «формирование законодательных  условий деятельности бизнеса, обеспечение  их безусловного и справедливого  применения».

     В начале 2000-х годов Российской Федерации  удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного  курса национальной валюты и произошло  резкое уменьшение инфляции. Важно, что  это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного  повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и  дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит  на первый план государственной экономической  политики задачи по структурной перестройке  экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном  периоде основное внимание должно уделяться  качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

     Стратегические  задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации  в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

    • «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
    • «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

     Для достижения этих целей антимонопольный  орган в рамках своей компетенции  решает задачи контроля за соблюдением  законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния  на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной  конкуренции; снижения барьеров для  входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне. 

Оценки  состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков)

     В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для  развития конкуренции:

     - принято конкурентное законодательство;

     - осуществлено разделение монопольных  и конкурентных секторов в  отраслях естественной монополии;

     - проведена приватизация;

     - снижено административное давление.

     Обзор макроэкономических показателей, характеризующих  состояние конкурентной среды в  российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции  в экономике позволяют сделать  выводы, что участники рынков в  Российской Федерации реально ощущают  конкуренцию; причем оценка конкуренции  как значимого фактора для  деятельности предприятий со временем увеличивается.

     Высокая степень открытости для импорта  товаров и услуг привели к  формированию условий, в которых  с высокой вероятностью возникает  конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции  для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

     Происходит  сближение показателей концентрации производства в российской экономике  со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных  отраслях промышленности в рассматриваемый  период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

     Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+»  и 22% «–»);

     Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в  НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

     В тоже время существуют и негативные тенденции:

     1) Ряд отраслей российской экономики  являются избыточно концентрированными (например, производство первичного  алюминия, синтетического каучука,  отдельных видов продукции черной  металлургии) в сравнении с  уровнем концентрации в сопоставимых  отраслях развитых стран. В  добыче полезных ископаемых и  металлургии наблюдается завышенный  уровень рентабельности, свидетельствующий  о недостатке конкуренции. На  рынках металлургической промышленности  предприниматели отмечают значительное  снижение конкуренции.

     2) Несмотря на достаточный уровень  интенсивности конкуренции с  производителями из дальнего  зарубежья на рынках машиностроения  и легкой промышленности, все  большее число предприятий считает,  что они не испытывают зарубежного  конкурентного давления, что может  свидетельствовать об их вытеснении  неконкурентные сектора, в которых  отсутствует зарубежное предложение.  Ряд компаний – от 10 до 20%, по  разным обследованиям - не сталкивается  с конкуренцией, что говорит о  сохранении в экономике страны  угрозы монополизма, даже если  поведение этих компаний в  настоящее время является конкурентным (состязательным).

     3) Количество предприятий сельского  хозяйства, охоты и лесного  хозяйства, обрабатывающих производств  (за исключением целлюлозно-бумажного  производства, издательской и полиграфической  деятельности), по производству машин  и оборудования неуклонно сокращается,  то есть возможности для развития  конкурентных отношений в этих  сферах с годами уменьшаются.

     4) Особую опасность представляет  гипертрофированный рост крупнейших  российских компаний. Высокий удельный  вес крупнейших российских компаний  в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки. 
 
 
 
 

     Основные  угрозы конкуренции  на современном этапе

     В любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

     Федеральная антимонопольная служба считает, что  угрозы конкуренции, связанные с  формированием государственных  корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения  картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

     Угрозы  конкуренции, связанные с формированием  государственных корпораций связаны  с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика