Конкуренция в экономике России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Целями данного реферата является понятие определения конкуренция, обзор ее видов, и рассмотрение конкуренции в условиях России.

Содержание

Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в экономике России.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

     Столь же важное влияние как издержки на уровень прибыльности фирмы-потребителя оказывает повышение валового дохода, вызванное использованием данного товара.

     В частности, доход потребителя может вырасти:

     1. Из-за повышения цен на его готовую продукцию, в случае, если использованные

     комплектующие

    • позволили повысить качество. Именно такую ситуацию мы рассмотрели в примере, когда новые свойства шин улучшили качественные характеристики велосипеда и создали предпосылки для повышения его цены.
    • дали возможность выпустить принципиально новую продукцию. Так, толчок к созданию нового типа самолетов очень часто дает появление (и, соответственно, закупка) более совершенных двигателей, которых авиастроительные фирмы обычно сами не производят.
    • позволили произвести продукт, лучше соответствующий запросам потребителей. Скажем, использование новых сверхлегких аккумуляторов позволило выпустить портативные компьютеры (ноутбуки) со встроенными устройствами электронной связи, что сделало их более удобными для важной группы потребителей, а именно для бизнесменов.
    • повысили престижность продукции. Эту функцию, например, выполняют надписи Интел инсайд на компьютерах отечественной сборки. Они удостоверяют, что при производстве этих машин был использован высококачественный микропроцессор американской фирмы Интел и, тем самым, поднимают доверие ко всему компьютеру.

     2. Из-за роста количества продаваемых товаров (услуг). Так, появление

     банкоматов, т.е. специально защищенных автоматов, выдающих наличные

     деньги, позволило их покупателям – банкам – расширить объем операций за

     счет  круглосуточного оказания услуг  своим клиентам. 

     

     Принцип компенсации

     Каждый производитель стремится выпустить товар, имеющий наибольшую ценность для потребителя. Ведь именно величина потребительской ценности определяет суммарные размеры получаемой им прибыли и запаса конкурентоспособности. По принятой в экономической литературе традиции ее можно сравнить с пирогом, который в зависимости от обстоятельств производитель может либо съесть сам (направить на повышение прибыли), либо поделиться с покупателем и, тем самым, привлечь его (использовать как запас конкурентоспособности). Но прежде чем так или иначе распорядиться пирогом, его надо испечь.

     Выпустить продукцию с высокой потребительской ценностью, однако, не легко. На

первый взгляд, необходимые для этого меры легко объединить ключевым словом улучшить. Потребительская ценность несомненно вырастет, если усовершенствовать ту или иную характеристику товара, а в идеальном случае и все их сразу. На самом деле, однако, такой неприцельный подход, несмотря на то, что его на практике неоднократно пытались и пытаются осуществить многие фирмы, является тупиковым.

     Действительно, легко описать гипотетический товар, который гарантированно

обеспечивал бы выпускающей его компании прибыли и рыночный успех. Он должен быть

дешев, высококачествен, отличаться новизной и, одновременно, отработанностью конструкции, сочетать хороший дизайн и функциональность, быть выгодным в производстве и пр. Описать такой товар легко, а вот практически изготовить почти невозможно.[22,1] 

 

Конкуренция в России

     Российская рыночная экономика рождается из социалистического хозяйства СССР и многие черты формирующегося в ней сообщества компаний уходят корнями в эту эпоху. А для складывающихся в ней конкурентных отношений советская экономика, как мы увидим, даже больше, чем просто прошлое: в производственной сфере характер взаимоотношений предприятий еще долго будет во многом определяться сложившимся за десятилетия потенциалом.

     Что же представляли из себя советские предприятия с точки зрения теории

конкуренции? Если обратиться к чисто технической стороне дела, то среди них легко найти аналоги всех (кроме, пожалуй, эксплерентов) типов фирм, рассмотренных нами

применительно к рыночной экономике. Исключительно широкое распространение имели крупные предприятия, ориентированные на массовый выпуск стандартной продукции.

     Существовали и заводы, имевшие узкую специализацию. В частности особенно много их было среди предприятий военно-промышленного комплекса, изготовлявших малыми сериями высококачественные изделия. Существовали и малые неспециализированные предприятия, выпускавшие на несложном универсальном оборудовании продукцию для локальных нужд. Как уже отмечено, трудно найти лишь соответствие малым пионерским фирмам, занятым в инновативном бизнесе прорывного характера. В СССР такая деятельности велась в научно-исследовательских институтах и военных конструкторских бюро, финансировавшихся непосредственно из государственного бюджета.

     В количественном отношении советской экономике была свойственна

непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий. Так, в 1960 г. В СССР малые предприятия с числом занятых менее 100 человек составляли 44 % всех промышленных предприятий, тогда как в ФРГ вдвое большую долю – 86 %. В то же время процент крупных предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР в то время достигал почти 16 % и был в пять с лишним раз выше, чем в ФРГ. [124,1]

      В годы плановой экономики в нашей  стране конкуренция не играла той  роли, которая ей отводится при  рыночных методах хозяйствования. С  точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму  гигантских промышленных натуральных  хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В  конечном счете, всё это привело  к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому  технологическому отставанию от передовых  научно-технических разработок.

      С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

      Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

      Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. В первую очередь, для нормального функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

      Уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Существует несколько причин:

      Приватизация  не привела, как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

      Принудительная  реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование  новых конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

      Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам  фирмы и заинтересованность в  её успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход  малых предприятий в общем  числе хозяйствующих субъектов  и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа  этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и  посреднической деятельностью. Для  развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же всё это  остаётся благим пожеланием из-за скудности  госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

      Для демонополизации экономики и  развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

      Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального.

      Внешняя торговля России: тенденции и перспективы  развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

      Однако  использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

      С учетом конкурентных преимуществ и  слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы  развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

      Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика