. препятствует или
вредит деятельности другого
предпринимателя;
. приводит к злоупотреблению
положением на рынке;
. противоречит международной
договоренности.
Закон об ограничении
конкуренции предусматривает:
- Устранение отрицательных
явлений, связанных с ограничением
конкуренции;
- Исключение неправильного
использования монопольного положения
на рынке;
- Расширение прав
ведомства по делам конкуренции;
- Исключение превышения
устанавливаемых цен.
В России антиконкурентная
политика государства привела
к тому, что к началу 80-х годов
советская ведомственная экономика
стала не просто одной из
самых высокомонополизированных
в мире, но и весьма специфичной
в этом плане. Исключительность
вытекала из «выращивания» монополий
за счет монополизированного
государственного сектора экономики.
Такая система характеризовалась
абсолютной государственной монополией,
основу которой составляли: монополия
на собственность, монополия на
определение сфер и характера
предпринимательской деятельности
и монополия внешней торговли.
Существенной
предпосылкой для вытеснения
конкуренции из практики производственно-хозяйственной
деятельности предприятий являлась
исключительно высокая степень
концентрации и специализации
производства. По данным Госкомстата
в 1990 г. предприятия с числом
занятых более 1000 чел.
(16.4% общего количества)
выпускали около 74% промышленной
продукции. Особо крупные предприятия
(свыше 10000 работающих) производили
почти 20% общего объема продукции
промышленности. В то же время
в результате узкой специализации,
например, в машиностроении, около
80% всей номенклатуры отрасли
выпускалось практически безальтернативным
способом, в редких случаях —
2-3 производителями. Таким образом,
одно из важнейших условий
конкуренции — наличие на рынке
большого количества различных вариантов
предложений одной и той же продукции
— было во многих отраслях промышленности
практически невыполнимо.
Монополия внешней
торговли и не конвертируемость рубля
привели к изоляции нашей экономики
от мировой и свели практически
к нулю возможности конкуренции
со стороны зарубежных производителей.
Изменения, происходящие
в экономике, начиная с 1985 года,
связанные с отменой монополии
на собственность и предпринимательскую
деятельность, резкое увеличение
прав предприятий значительно
снизили роль государственных
монополий. Современный этап характеризуется
переходом от административных
монополий к монополиям экономическим,
что достаточно быстро отразилось
на росте цен, снижении качества
предлагаемых товаров и т.п.
Необходимость регулирования монопольного
рынка потребовала незамедлительных
действий государства. В России,
в связи с неразвитостью конкуренции
и чрезвычайно высоким уровнем
монополизации рынка, характерным
для экономики переходного типа,
государственное регулирование
конкурентных отношений приобретает
особо важное значение.
И такие действия
последовали после утверждения
в 1993 г. Закона «О конкуренции
и ограничении монопольной деятельности
на товарных рынках».
Принятие данного
закона преследовало две основные цели
- определение организационных и
правовых основ предупреждения, ограничения
и пресечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
и тем самым обеспечение условий
для создания и эффективного функционирования
товарных рынков.
Закон запрещает
антиконкурентные соглашения, которые
связаны с установлением (поддержанием)
цен, скидок, надбавок, уменьшением
или поддержанием цен на аукционах
и торгах; разделом рынка по
территориальному принципу, объему
продаж или закупок, по ассортименту
реализуемых товаров либо по
кругу продавцов или покупателей;
отказом от заключения договоров
с определенными продавцами или
покупателями.
В законе определены
задачи, функции и полномочия Государственного
комитета РФ по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических
структур (ГКАП) как органа, на который
возлагается осуществление государственного
антимонопольного регулирования, предусмотрены
меры ответственности за нарушение
требований антимонопольного законодательства.
К основным
функциям ГКАП были отнесены:
- совершенствование
нормативной базы и положений
Закона «О конкуренции и ограничении
монопольной деятельности на
товарных рынках»;
- разработка регламентирующих
положений о естественных монополиях;
- разработка правовой
базы для регулирования деятельности
банков и контроль за рынком
ценных бумаг;
- регламентация
санкций к организациям, производящим
операции повышенного риска с
вкладами физических лиц;
- регулирование
деятельности товарных бирж, российских
нефтяных компаний;
- изменение национальной
системы сертификации товаров
и услуг и др.
Первым существенным
шагом в направлении поощрения
конкуренции со стороны вновь
образованного органа стала государственная
программа демонополизации экономики
и развития конкуренции на
рынках Российской
Федерации в
1994-1995 годах. В целях предупреждения
образования новых монополистических
структур со стороны Государственного
комитета по антимонопольной
политики был введен контроль
за созданием, слиянием, присоединением,
преобразованием, ликвидацией хозяйственных
структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, можно с
удовлетворением констатировать, что
традиционно существовавший разрыв
между Россией и развитыми
капиталистическими странами в области
теории и практики конкуренции, по крайней
мере, перестал углубляться. Реальный
переход к рыночным отношениям объективно
потребовал более серьезного отношения
к этому
Особенность ситуации
состоит и в том, что в
распоряжении российского бизнеса
находится теоретический и огромный
практический опыт мировой конкуренции.
Есть возможность, не теряя
времени на самостоятельные разработки,
усвоить уроки системного, комплексного
решения проблемы, чтобы избежать
дорогостоящих ошибок. В создавшихся
условиях особенно важно выделить
наиболее ценное в имеющейся
практике и на этой основе
предложить механизм выбора таких
приемов и методов конкуренции,
которые, с одной стороны, отвечали
бы особенностям развития конкретного
производства, с другой — сложившейся
в России рыночной ситуации
и тенденциям ее развития.
Опыт последних
лет свидетельствует об усилении
конкуренции во всех сферах
рыночной деятельности. Появление
большого количества новых предприятий
и организаций, либерализация импорта,
образование рынка капитала, внедрение
на российский рынок иностранных компаний
- все это значительно осложнило рыночную
ситуацию. Увеличение предложения товаров
и услуг, с одной стороны, и уменьшение
платежеспособного спроса — с другой,
создали условия, в которых конкуренция
стала обыденным делом.
Как показала
практика, большинство российских
предприятий не готово к активному
ведению конкурентной борьбы. В
условиях либерализации цен и
скачка инфляции промышленность
оказалась в таком тяжелом
положении, что сколько-нибудь
серьезные инновации, связанные
с усилением конкурентной позиции
предприятий, стали невозможны. И
тем не менее, выход из тяжелого
финансового положения может
быть лишь на пути создания
конкурентоспособного производства,
ориентированного на нужды потребителей.
И в этом смысле, конкуренция
является не только дестабилизирующим
фактором, но и условием выживания
предприятия.
Список литературы
1. Юданов А.В. Конкуренция:
теория и практика. М., 1996
2. Ядгаров Я.С.
История экономических учений: Учебник
для вузов. 3-е издание. – М.:
ИНФА-М, 1999.
3. Смит А. Исследование
о природе и причинах богатства
народов. М.:
Соцэкгиз, 1962. С
331-332
4. Портер. М Международная
конкуренция. М.:1994
5. Макконелл К.Р.,
Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы
и политика. Т.:
Издательство
«Туран», 1996. Т.2.
6. Журнал “Коммерсант
- Деньги” № 43 от 03.11.99
7. Ежедневник “Коммерсант"
от 10 ноября 1999 года
8. Гасанов Р.М Промышленный
шпионаж на службе монополий.
М.: Международные отношения. 1986
9. Никеров Г.Н.
Антитрестовское регулирование
монополии и конкуренции.//
«США. Экономика,
политика, идеология.» 1990г. №3
10. Никеров Г.Н.
Монополия и антимонопольная
политика «у них» и «у нас»
//
«Вопросы экономики»
1990г. №6.
11. Железнов И.А., Буданова
И.Б. Антимонопольное законодательство
России.
// «Общество и
экономика» 1996г. №5-6.
12. Юданов А.В. Теория
конкуренции: прикладной аспект
//Мировая экономика и международные
отношения. 1997,
№6
Выводы Итак, конкуренция имеет
определённые преимущества и недостатки.
Преимущества: 1. Способствует более эффективному
использованью ресурсов;
2. Вызывает необходимость
гибко реагировать и быстро
адаптироваться к изменяющимся
условиям производства; 3. Создаёт
условия по оптимальному использованью
научно – технических достижений в области
создания новых видов товаров и т.д.; 4.
Обеспечивает свободу выбора и действий
потребителей и производителей; 5. Нацеливает
производителей на удовлетворение разнообразных
потребностей потребителей и на повышение
качества товаров и услуг. …И определённые
недостатки… Недостатки: 1. Не способствует
сохранению невоспроизводимых ресурсов
(животные, полезные ископаемые, леса,
вода и т.д.); 2. Отрицательно сказывается
на экологии окружающей среды; 3. Не обеспечивает
развития производства товаров и услуг
общественного пользованья (дороги, общественный
транспорт и т.д.); 4. Не создаёт условий
для развития фундаментальной науки, системы
образования, многих элементов городского
хозяйства; 5. Не гарантирует права на труд
(стимулирует безработицу), доход, отдых;
6. Не содержит
механизмов, препятствующих возникновению
социальной несправедливости и
расслоению общества на богатых
и бедных. К сожалению лишь
недавно мы осознали необходимость
экономического соревнования производителей,
их конкуренции для успешного
развития народного хозяйства.
Такая необходимость объясняется
прежде всего невозможностью
без действенной системы материальных
стимулов. В недавнем прошлом
доминировало стремление сделать
стержнем этой системы стимулы,
устанавливаемые " сверху", в директивном
порядке. Но эффективность такой системы
была весьма ограничена. Именно принудительная
сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать
энергичные усилия, чтобы снизить свои
издержки производства и сбыта до минимального
уровня. Иными словами, угроза огромных
материальных потерь во многих случаях
заставляет предпринимателя "добиться
невозможного" и "подогнать" свои
издержки к низким рыночным цена.
В целом же,
эта форма экономических отношений
несет меньше негативных моментов,
чем положительных; конкуренция
- значительно меньшее зло, чем
монополия, злоупотребляющая своим
положением в экономике. Конкуренция
- определяющее условие поддержания
динамизма в экономической системе,
и в её условиях создается
большее национальное богатство
при меньшей стоимости каждого
вида продукции по сравнению
с монополией и плановой экономикой.
Конкуренция является необходимым
и определяющим условием нормального
функционирования рыночной экономики.
Но как любое явление имеет
свои плюсы и минусы. К положительным
чертам можно отнести: активизацию
инновационного процесса, гибкое
приспособление к спросу, высокое
качество продукции, высокую производительность
труда, минимум издержек, реализацию
принципом оплаты по количеству
и качеству труда, возможность
регулировки со стороны государства.
К негативным последствиям - "победа"
одних и "поражение" других,
различие в условиях деятельности,
что ведет к нечестным приемам, чрезмерная
эксплуатация природных ресурсов, экологические
нарушения и др. Чрезмерная монополизация,
появление конкурентной борьбы между
монополиями, без соответствующего контроля
со стороны государства может привести
к созданию так сказать "государства
в государстве", чем в принципе и являются
ТНК. Монополизм приводит к замедлению
научно-технического прогресса, консервирует
низкое качество продукции, делают эту
продукцию неконкурентоспособной на мировом
рынке, утрачиваются стимулы нахождения
более эффективных решений функционирования
в экономике и др. Говоря о негативных
методах ведения конкурентной борьбы
необходимо отметить, что все-таки пока
есть конкуренция, будет существовать
и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления
связаны между собой, нельзя, конечно,
отрицать эффективность промышленного
шпионажа, например, он оказывает значительное
влияние на развитие военно-промышленного
комплекса. И все же, несмотря на эффективность
промышленного шпионажа, он не может заменить
развития ни в отраслевых, государственных
и глобальных масштабах, не может заменить
научно-исследовательские работы, открытия,
т.к. если все время пользоваться чужим,
похищенным, то при этом теряется некоторый
собственный потенциал развития, что в
итоге ведет к регрессу. В целом же, конкуренция
несет меньше негативных моментов, чем
положительных; конкуренция - значительно
меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая
своим положением в экономике. Конкуренция
- определяющее условие поддержания динамизма
в экономике, и в условиях конкуренции
создается большее национальное богатство
при меньшей стоимости каждого вида продукции
по сравнению с монополией и плановой
экономикой.