Конкуренция как элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Тема «Конкуренция как элемент рыночного механизма» является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Цель работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….- стр.
Глава 1: Понятие, разновидности и функции экономической конкуренции.
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………..………….- стр.
1.2. Виды и методы конкуренции………………………………………………………- стр.
1.3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………….- стр.
Глава 2: Состояние конкуренции в рыночной экономике России ………- стр.
2.1. Конкуренция и монополия в России……………………………………………- стр.
2.2. Малый бизнес в рыночном механизме конкуренции………………..- стр.
2.3. Государство как регулятор конкурентных отношений в рыночной экономике России………………………………………………………………………………….- стр.
Список используемой литературы………………………………………………………….- стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 68.20 Кб (Скачать)

. препятствует или  вредит деятельности другого  предпринимателя;

. приводит к злоупотреблению  положением на рынке;

. противоречит международной  договоренности.

 Закон об ограничении  конкуренции предусматривает:

- Устранение отрицательных  явлений, связанных с ограничением  конкуренции;

- Исключение неправильного  использования монопольного положения  на рынке;

- Расширение прав  ведомства по делам конкуренции;

- Исключение превышения  устанавливаемых цен.

 В России антиконкурентная  политика государства привела  к тому, что к началу 80-х годов  советская ведомственная экономика  стала не просто одной из  самых высокомонополизированных  в мире, но и весьма специфичной  в этом плане. Исключительность  вытекала из «выращивания» монополий  за счет монополизированного  государственного сектора экономики.  Такая система характеризовалась  абсолютной государственной монополией, основу которой составляли: монополия  на собственность, монополия на  определение сфер и характера  предпринимательской деятельности  и монополия внешней торговли.

 Существенной  предпосылкой для вытеснения  конкуренции из практики производственно-хозяйственной  деятельности предприятий являлась  исключительно высокая степень  концентрации и специализации  производства. По данным Госкомстата  в 1990 г. предприятия с числом  занятых более 1000 чел.

(16.4% общего количества) выпускали около 74% промышленной  продукции. Особо крупные предприятия  (свыше 10000 работающих) производили  почти 20% общего объема продукции  промышленности. В то же время  в результате узкой специализации,  например, в машиностроении, около  80% всей номенклатуры отрасли  выпускалось практически безальтернативным  способом, в редких случаях —  2-3 производителями. Таким образом,  одно из важнейших условий  конкуренции — наличие на рынке  большого количества различных вариантов предложений одной и той же продукции — было во многих отраслях промышленности практически невыполнимо.

Монополия внешней  торговли и не конвертируемость рубля  привели к изоляции нашей экономики  от мировой и свели практически  к нулю возможности конкуренции  со стороны зарубежных производителей.

 Изменения, происходящие  в экономике, начиная с 1985 года, связанные с отменой монополии  на собственность и предпринимательскую  деятельность, резкое увеличение  прав предприятий значительно  снизили роль государственных  монополий. Современный этап характеризуется  переходом от административных  монополий к монополиям экономическим,  что достаточно быстро отразилось  на росте цен, снижении качества  предлагаемых товаров и т.п.  Необходимость регулирования монопольного  рынка потребовала незамедлительных  действий государства. В России, в связи с неразвитостью конкуренции  и чрезвычайно высоким уровнем  монополизации рынка, характерным  для экономики переходного типа, государственное регулирование  конкурентных отношений приобретает  особо важное значение.

 И такие действия  последовали после утверждения  в 1993 г. Закона «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности  на товарных рынках».

Принятие данного  закона преследовало две основные цели - определение организационных и  правовых основ предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и тем самым обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

 Закон запрещает  антиконкурентные соглашения, которые  связаны с установлением (поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением  или поддержанием цен на аукционах  и торгах; разделом рынка по  территориальному принципу, объему  продаж или закупок, по ассортименту  реализуемых товаров либо по  кругу продавцов или покупателей;  отказом от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями.

В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур (ГКАП) как органа, на который  возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены  меры ответственности за нарушение  требований антимонопольного законодательства.

 К основным  функциям ГКАП были отнесены:

- совершенствование  нормативной базы и положений  Закона «О конкуренции и ограничении  монопольной деятельности на  товарных рынках»;

- разработка регламентирующих  положений о естественных монополиях;

- разработка правовой  базы для регулирования деятельности  банков и контроль за рынком  ценных бумаг;

- регламентация  санкций к организациям, производящим  операции повышенного риска с  вкладами физических лиц;

- регулирование  деятельности товарных бирж, российских  нефтяных компаний;

- изменение национальной  системы сертификации товаров  и услуг и др.

 Первым существенным  шагом в направлении поощрения  конкуренции со стороны вновь  образованного органа стала государственная  программа демонополизации экономики  и развития конкуренции на  рынках Российской

 Федерации в  1994-1995 годах. В целях предупреждения  образования новых монополистических  структур со стороны Государственного  комитета по антимонопольной  политики был введен контроль  за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйственных  структур.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, можно с  удовлетворением констатировать, что  традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми  капиталистическими странами в области  теории и практики конкуренции, по крайней  мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения  к этому

 Особенность ситуации  состоит и в том, что в  распоряжении российского бизнеса  находится теоретический и огромный  практический опыт мировой конкуренции.  Есть возможность, не теряя  времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного  решения проблемы, чтобы избежать  дорогостоящих ошибок. В создавшихся  условиях особенно важно выделить  наиболее ценное в имеющейся  практике и на этой основе  предложить механизм выбора таких  приемов и методов конкуренции,  которые, с одной стороны, отвечали  бы особенностям развития конкретного  производства, с другой — сложившейся  в России рыночной ситуации  и тенденциям ее развития.

 Опыт последних  лет свидетельствует об усилении  конкуренции во всех сферах  рыночной деятельности. Появление  большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

 Как показала  практика, большинство российских  предприятий не готово к активному  ведению конкурентной борьбы. В  условиях либерализации цен и  скачка инфляции промышленность  оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-нибудь  серьезные инновации, связанные  с усилением конкурентной позиции  предприятий, стали невозможны. И  тем не менее, выход из тяжелого  финансового положения может  быть лишь на пути создания  конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не только дестабилизирующим  фактором, но и условием выживания  предприятия.

Список литературы

1. Юданов А.В. Конкуренция:  теория и практика. М., 1996

2. Ядгаров Я.С.  История экономических учений: Учебник  для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФА-М, 1999.

3. Смит А. Исследование  о природе и причинах богатства  народов. М.:

 Соцэкгиз, 1962. С  331-332

4. Портер. М Международная  конкуренция. М.:1994

5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы  и политика. Т.:

 Издательство  «Туран», 1996. Т.2.

6. Журнал “Коммерсант  - Деньги” № 43 от 03.11.99

7. Ежедневник “Коммерсант"  от 10 ноября 1999 года

8. Гасанов Р.М Промышленный  шпионаж на службе монополий.  М.: Международные отношения. 1986

9. Никеров Г.Н.  Антитрестовское регулирование  монополии и конкуренции.//

 «США. Экономика,  политика, идеология.» 1990г. №3

10. Никеров Г.Н.  Монополия и антимонопольная  политика «у них» и «у нас» //

 «Вопросы экономики» 1990г. №6.

11. Железнов И.А., Буданова  И.Б. Антимонопольное законодательство  России.

// «Общество и  экономика» 1996г. №5-6.

12. Юданов А.В. Теория  конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика и международные отношения. 1997, №6 

Выводы Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки. Преимущества: 1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

2. Вызывает необходимость  гибко реагировать и быстро  адаптироваться к изменяющимся  условиям производства; 3. Создаёт  условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.; 4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; 5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг. …И определённые недостатки… Недостатки: 1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.); 2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды; 3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.); 4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства; 5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

6. Не содержит  механизмов, препятствующих возникновению  социальной несправедливости и  расслоению общества на богатых  и бедных. К сожалению лишь  недавно мы осознали необходимость  экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного  развития народного хозяйства.  Такая необходимость объясняется  прежде всего невозможностью  без действенной системы материальных  стимулов. В недавнем прошлом  доминировало стремление сделать  стержнем этой системы стимулы,  устанавливаемые " сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена. Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.

 В целом же, эта форма экономических отношений  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция  - значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике. Конкуренция  - определяющее условие поддержания  динамизма в экономической системе,  и в её условиях создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой. Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое  приспособление к спросу, высокое  качество продукции, высокую производительность  труда, минимум издержек, реализацию  принципом оплаты по количеству  и качеству труда, возможность  регулировки со стороны государства.  К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях  деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу. В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Информация о работе Конкуренция как элемент рыночного механизма