Конкуренция как элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Тема «Конкуренция как элемент рыночного механизма» является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Цель работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….- стр.
Глава 1: Понятие, разновидности и функции экономической конкуренции.
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………..………….- стр.
1.2. Виды и методы конкуренции………………………………………………………- стр.
1.3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………….- стр.
Глава 2: Состояние конкуренции в рыночной экономике России ………- стр.
2.1. Конкуренция и монополия в России……………………………………………- стр.
2.2. Малый бизнес в рыночном механизме конкуренции………………..- стр.
2.3. Государство как регулятор конкурентных отношений в рыночной экономике России………………………………………………………………………………….- стр.
Список используемой литературы………………………………………………………….- стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 68.20 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………….- стр.

Глава 1: Понятие, разновидности и функции экономической конкуренции.  

   1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………..………….- стр.

   1.2. Виды и методы конкуренции………………………………………………………-  стр. 

   1.3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………….- стр.

 Глава 2: Состояние конкуренции в рыночной экономике России ………- стр.

   2.1. Конкуренция  и монополия в России……………………………………………- стр.

   2.2. Малый бизнес  в рыночном механизме конкуренции………………..- стр.

   2.3. Государство  как регулятор конкурентных отношений  в рыночной экономике России………………………………………………………………………………….-  стр.

Список используемой литературы………………………………………………………….- стр. 
 
 

Введение

Тема «Конкуренция как элемент рыночного механизма» является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.

Цель работы: понять, при каких условиях возникает  конкуренция, какие виды конкуренции  и конкурентной борьбы бывают, и  как она влияет на рынок товаров  и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

 Современная рыночная  экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых  и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы  правовых норм бизнеса, и объединяемых  единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция - это  центр тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

В рыночной экономике  все субъекты хозяйствования действуют  обособленно и выступают по отношению  друг к другу как конкуренты. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен. Конкуренция, хотя и связана с определёнными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др. 
 
 

Глава 1. Понятие, разновидности и функции экономической конкуренции.  

    1. Сущность и функции конкуренции.

 Конкуренция (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка. Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий». В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей». В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль. В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией. 
 
 
 
 
 

Функции конкуренции.

 Рассмотрев сущность  конкуренции, перейдём к характеристике  её роли на рынке. Во-первых, конкуренция способствует установлению  равновесной цены, уравнению спроса  и предложения. На чисто конкурентном  рынке отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции, имеют настолько  небольшую часть от общего  объёма производства, что увеличение  или уменьшение её выпуска  не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель,  равно как и покупатель, всегда  должен ориентироваться на рыночную  цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция поддерживает  общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает  товаропроизводителям, сколько капитала  они должны вложить в производство  того или иного товара. Предположим,  что один продавец затратил  на производство какого-нибудь  товара больше средств, чем  другой. При такой ситуации, когда  на рынке установится равновесная  цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь  последний продавец, то есть тот,  кто произвёл товар по более  низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара  произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство  много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает  нормальные для всего общества  условия производства. В-третьих,  конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то  можно сделать вывод, что при  рыночном соперничестве будет  побеждать тот, кто имеет товары  высокого качества и максимально  низкой себестоимостью. А для  этого необходимо постоянно обновлять  условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства. В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка. Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:

А) Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Б) Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами , получают вознаграждение  в виде прибыли ( позитивные  санкции ). Это стимулирует технический  прогресс;

-предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции ).

В) Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Г) Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 Политика в  области конкуренции призвана  заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию.  Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро  преимущества в прибыли теряются  в результате успешного воспроизведения  инноваций конкурентам. В первую  очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты  реагируют на рывок вперед  предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос. 
 
 
 

    1. Виды и методы конкуренции

Развитие конкуренции  идет вместе с развитием товарно-денежных отношений. В современной экономической науке выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

1)Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий.

Признаки совершенной  конкуренции:

-большое количество  производителей (продавцов) на данном  отраслевом рынке;

-каждый производитель  (продавец) имеет незначительную  долю отраслевого объема, своими  усилиями он не может влиять  на рыночную цену;

-цена складывается под воздействием спроса и предложения;

-исключена возможность ценового сбора между продавцами;

-большое количество  покупателей;

-государство не  вмешивается в цены, объемы;

-имеет место сбыт  однородного товара;

-информация о  товаре, ценах достоверна и доступна  всем участникам рынка;

-отсутствие входных  барьеров для капитала на данном  отраслевом рынке.

В реальной экономике  биржевой рынок наиболее походит  на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических  кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может  лишь благодаря внешнему вмешательству.

2)Несовершенная конкуренция – это такое состояние отраслевого рынка, при котором нарушается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Состояния несовершенной конкуренции:

-олигополия –  это состояние отраслевого рынка,  при котором на нём присутствуют  несколько крупных производителей, каждой из которых имеет определенную  рыночную нишу.

-монополистическая  – это такое состояние отраслевого  рынка, при котором на рынке  действуют несколько крупных  производителей, производящих достаточно  однородный товар, но реализующих  данный товар с высокими ценовыми  различиями. 
 
 
 

Методы  конкуренции

Конкуренция ведется  за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной  фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Рыночная конкуренция  развивается только на доступных  сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее. В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:

Информация о работе Конкуренция как элемент рыночного механизма