С переходом
России на рыночные методы
хозяйствования роль конкуренции
в экономической жизни общества
значительно возросла. При этом
поддержание конкурентной среды
в РФ, как и во всех развитых
странах в настоящее время,
стало важной задачей государственного
регулирования экономики. А значит,
изучение конкуренции, ее роль
в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент
важнейшей задачей экономических
исследований в нашей стране.
Цель данной работы
рассказать об эволюции понятия "конкуренция"
с развитием экономических теорий,
показать какую роль играет государство
в развитии и поддержании конкурентных
отношений в рыночной среде.
6.
Роль государственного
регулирования при
формировании конкурентных
отношений на рынке.
Исследуя историю
развития экономических учений
можно увидеть, что на всем
протяжение развития общества
отношение к вопросу вмешательства
государства в товарно-денежные
отношения было различным: от
полного отрицания до абсолютного
контроля.
Натуральному способу
ведения хозяйства (рабовладельческий
строй) было присуще активное участие
государства в экономических
процессах.
Пример: В кодексе
законов Вавилона принятого в 18 веке
до н.э. правовые нормы, жестко регламентирующие
натурально-хозяйственные основы, предусматривали
меру пресечения виновного за покушение
на частную собственность - обращение
в рабство или смертную казнь.
Масштабы ростовщичества были упорядочены
так, что предел денежной ссуды не
должен был превышать 20%, а натуральной
ссуды 30%.
В средние века традиции
государственного вмешательства в
экономику сохранились, и определенные
изменения произошли только в
эпоху зарождения рыночных отношений
(16-18 век). В этот период (период меркантилизма)
координирующие и регулирующие хозяйственную
жизнь меры государства проявляли
себя через различные указы и
статусы, которые возводили
«всеобщую коммерциализацию
в ранг национальной политики».
Однако труд и земли еще
не участвовали в процессе
купли-продажи, что является исходным
условием формирования рыночных
отношений. Такого рода государственная
забота о развитии рыночной
системы предопределила полную
невозможность политики свободной
конкуренции. Это, в частности,
проявилось в сохранении во
Франции ремесленных цехов и
феодальных привилегий вплоть
до конца 18 века. В период меркантилизма
преобладала протекционистская
экономическая политика государственной
власти, предполагавшая превышение экспорта
над импортом и неэквивалентный обмен
во внешней торговле, что способствовало
быстрому развитию национальной промышленности.
Приоритетное положение на внутреннем
рынке национальных товаров делало ввозимую
продукцию не конкурентоспособной.
С начала 18 века
политика протекционизма начала
уступать место концепции экономического
либерализма, базирующейся на
принципах невмешательства государства
в экономические процессы, неограниченной
свободы конкуренции предпринимателей.
Принцип laissez faire (абсолютное невмешательство
государства в деловую жизнь)
стал главным девизом классической
политической экономии и считался
неопровержимым до 30 годов нашего
столетия.
Проблемы, связанные
с переходом от экономики свободной
конкуренции к преимущественно
монополистической, явились причиной
введения антимонопольной политики.
В начале 20 века, США, как самая
богатая и развитая в социально-экономическом
отношении страна, испытала наибольшие
потрясения от экономических
кризисов и была пионером ввода
подобной политики.
Чтобы быть
эффективной, конкурентная система
должна быть открытой и свободной,
а ее участники сравнимы. При
конкуренции именно решения многих
продавцов и покупателей о
предложении и спросе определяют
рыночные цены.
Это значит, что
индивидуальные производители и
поставщики ресурсов могут лишь
приспосабливаться к желаниям
покупателей, которые рыночная
система регистрирует и доводит
до сведения продавцов. Конкурирующих
производителей, подчиняющихся воли
рыночной системы, ждут прибыль
и упрочнение их позиций; те, кто нарушает
законы рынка терпят убытки и в конечном
счёте банкротство.
При конкуренции
покупатели – это хозяин, рынок
– их агент, а предприятия
– их слуга.
Рост монополии
резко изменяет эту ситуацию.
Монополия – это ситуация, при
которой число продавцов становится
столь малым, что каждый продавец
уже в состоянии оказать влияние
на общий объём предложения,
а поэтому и на цену, продаваемого
продукта. Монополия заменяет собой
конкуренцию, продавцы могут воздействовать
на рынок или манипулировать
на нём ценами к собственной
выгоде и в ущерб обществу
в целом. Своей способностью
регулировать общий объём предложения
монополисты могут искусственно
ограничивать объём продукции
и тем самым получать за
неё более высокие цены, а очень
часто и устойчивую экономическую
прибыль. Монополия порождает
нерациональное распределение экономических
ресурсов, подавляет стимулы к
технологическим инновациям и
поэтому менее привлекательна
с точки зрения общества, чем
любая из форм конкуренции.
Поэтому цели антимонопольной
деятельности в странах рыночной
экономики состоят не столько
в борьбе с монополией, сколько
в поддержании эффективной конкуренции
для стимулирования экономической
эффективности национальной экономик.
Практика стран
с развитыми рыночными отношениями
выработала свои критерии в регулировании
конкуренции и ограничении монополизации
с целью создания гибкой рыночной
структуры. В качестве критерия демонополизации
рынка и создания условий для
конкуренции в США используется
индекс
Харфиндела-Хиршмана.
Рынок для поддержания
нормальной рыночной конкуренции
считается безопасным, когда на
рынке рассматриваемого товара
и/или услуги имеется:
10 и более фирм;
1 фирма не занимает
более 31% рынка;
2 фирмы не занимают
более 44% рынка;
3 фирмы не занимают
более 54% рынка;
4 фирмы не занимают
более 63% рынка.
Главная задача
государственного регулирования
конкуренции и ограничения монополизма
на рынке состоит в обеспечении
достаточно надежной, безотказной
реакции экономической системы
на изменение спроса, условий
рынка.
Антимонопольная политика
государства, включает разработку антимонопольного
законодательства и контроль за его
осуществлением.
Антимонопольное законодательство
представляет собой комплексное
образование в системе норм коммерческого
и хозяйственного права и направлено
на сохранение и поддержание конкуренции.
Существующие
в разных странах антимонопольные
законодательства чрезвычайно разнообразны.
Однако каждое из них в большей
или меньшей степени принадлежит
к одной из двух основных
систем: запретительной или регулятивной.
Запретительная система
антимонопольного законодательства предполагает
полный запрет монополий. Наиболее типичным
представителем этой системы являются
США, антитрестовское законодательство
которых исходит из принципа несовместимости
монополии и конкуренции.
Первый антитрестовский
закон в США, закон Шермана, был
принят в
1890 году в качестве
ответной меры на изменения,
произошедшие в экономике США.
После гражданской
войны (1861-1865 г.г.) железные дороги
связали между собой все районы
страны, способствуя тем самым
созданию национальных рынков. В
ответ на такое расширение
рынков и в целях ограничения
выпуска создавались корпорации,
по размерам превосходящие существовавшие
когда-либо прежде, причем многие
из них образовались путем
слияния конкурирующих фирм. Фирмы
и мелкие бизнесмены чувствовали
угрозу, исходящую от этих новых
гигантов, и Закон Шермана был
принят главным образом под
влиянием этих монопольных настроений.
Два других
основных антитрестовских закона
были приняты 1914 году. Закон Клейтона
запрещал определенные виды антиконкурентных
действий, а на основании закона
о Федеральной торговой комиссии
была создана Федеральная торговая
комиссия в качестве экспертного
органа, помогающая министерству
юстиции предварять в жизнь
антитрестовские законы. Закон Клейтона
содержал три основных раздела.
Раздел 2, усиленный
в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана,
определяет ценовую дискриминацию
следующим образом:
... будет считаться
незаконной ... дискриминация различных
категорий покупателей путем
продаж по разной цене аналогичных
по сорту и качеству товаров
... в тех случаях, когда это может повлечь
за собой существенное ослабление конкуренции,
или создание монополии в любой отрасли
торговли, или ущемление и уничтожение
конкуренции, равно как и создание препятствий
для конкуренции ...
Закон Робинсона
- Пэтмана был принят под давлением
со стороны владельцев мелких
бакалей, магазинов, которые поняли,
что возникающие цены однотипных
магазинов были способны оказать
давление на поставщиков с
целью предоставления им «несправедливых»
скидок с цены приобретаемых
товаров.
Раздел 3 объявляет
противозаконными акты продажи
или сдачу в аренду, обусловленные
запретом обращаться к услугам
конкурента данного продавца
в тех случаях, когда это
«может повлечь за собой существенное
ослабление конкуренции или создание
предпосылок для создания монополий».
Раздел 7 Закона
Клейтона запрещает слияние или
покупку фирм «в любой отрасли
коммерции или в любой части
страны в тех случаях, когда
это может повлечь существенное
ослабление конкуренции или создание
предпосылок для создания монополий».
Этот раздел не оказывал никакого
воздействия на процессы слияний
до тех пор, пока существовавшая
в законе чисто техническая
лазейка не была закрыта в
1950 году Законом
Селлера - Кефаувера.
Для тех, кто
нарушает антитрестовские законы,
предусмотрены три типа наказания.
Во-первых, преступлением считается
нарушение Закона
Шермана. Максимальный
размер штрафа за нарушение
Закона Шермана был увеличен
в 1974 году до 100 тыс. $ для частных
лиц и до 1 млн. $ для корпораций.
Максимальный срок тюремного
заключения составляет 3 года.
Во-вторых, многие судебные
дела завершаются постановлением
Федерального
суда или ФТК, требующими от
фирмы, нарушившей закон, прекратить
определенные незаконные действия
или, напротив, предпринять конкретные
действия, такие, как отказ от
слияния или, наоборот, от разделения
фирмы с целью усиления конкуренции.
В-третьих, и это особенно важно,
фирмы или потребители, пострадавшие
в результате нарушения антитрестовских
законов, имеют право на возмещение
своих потерь в троекратном
размере.
Надзор за соблюдением
антитрестовских законов осуществляется
Федеральной торговой
комиссией и Министерством юстиции
- единственным органом, имеющим
право выдвигать обвинения в
нарушении уголовной ответственности
за несоблюдение Закона Шермана.
В этих учреждениях преобладали,
как правило, профессионалы- юристы
и в последние годы экономисты.
В первые годы
проведения антитрестовской политики
судебные процессы были редким
явлением, а давление со стороны
государства не так велико. До
1900 года Министерством юстиции
было возбуждено только
15 «антитрестовских»
дел. В последние годы действия,
как частных фирм, так и правительства,
направленные на выполнение антитрестовских
законов стали значительно более
энергичными.
К запретительной системе
можно также отнести и антимонопольное
законодательство Японии, при разработке
которого широко использован опыт
США.
Вторая известная
в мировой практике система
- регулятивная. К ней тяготеет
антимонопольное законодательство
большинства европейских стран
в т. ч. стран Восточной Европы.
Эта система направлена не
против монополии как таковой,
а против злоупотребления ею.
Например, в Финляндии
совет по вопросам конкуренции,
работа которого регулируется
Законом о конкуренции, рассматривает
и решает вопросы, связанные
с вредными последствиями ограничения
конкуренции.
Ограничение конкуренции
имеет вредные последствия, если
оно, с точки зрения здоровой
и действующей конкуренции, не
должным образом:
. влияет на образование
цен;
. снижает и склонно
снижать эффективность экономической
жизни;