Конкуренция как элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Тема «Конкуренция как элемент рыночного механизма» является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Цель работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….- стр.
Глава 1: Понятие, разновидности и функции экономической конкуренции.
1.1. Сущность и функции конкуренции…………………………………..………….- стр.
1.2. Виды и методы конкуренции………………………………………………………- стр.
1.3. Способы ведения конкурентной борьбы…………………………………….- стр.
Глава 2: Состояние конкуренции в рыночной экономике России ………- стр.
2.1. Конкуренция и монополия в России……………………………………………- стр.
2.2. Малый бизнес в рыночном механизме конкуренции………………..- стр.
2.3. Государство как регулятор конкурентных отношений в рыночной экономике России………………………………………………………………………………….- стр.
Список используемой литературы………………………………………………………….- стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по микроэкономике.docx

— 68.20 Кб (Скачать)

1) ценовую (конкуренцию на основе цены);

Ценовая конкуренция - это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но

и бессмысленна. Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

-фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции,  у аутсайдеров нет ни сил,  ни возможностей;

-для проникновения  на рынки с новыми товарами;

-для укрепления  позиций в случае внезапного  обострения проблемы сбыта. При  скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими  свойствами, а цену поднимают  непропорционально мало.

2) неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости). 

Неценовая конкуренция  — метод конкурентной борьбы, в  основу которого положено не ценовое  превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама. От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. 
 
 
 
 
 

    1. Способы ведения конкурентной борьбы

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция, выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию:

 1) Добросовестная конкуренция - это соперничество по установленным правилам, своего рода игра под наблюдением зрителей и судей, отслеживающих соблюдение правил, которое более всего попадает под понятие "соревнование". К такому соперничеству стремится весь так называемый цивилизованный мир, а конкуренция носит в данном случае имя "благородной". Основными методами являются:

- повышение качества  продукции

- снижение цен  ("война цен")

- реклама

- развитие до- и  послепродажного обслуживания 

- создание новых  товаров и услуг с использованием  достижений НТР и т.д. Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок. Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. Но наряду с методами  добросовестной конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

 2) Недобросовестная конкуренция – конкурентная борьба, связанная с нарушением принятых норм и правил конкуренции, противоречащая положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости: неправомерное получение, использование и разглашение конфиденциальной информации, распространение лажных сведений, сокрытие важной для потребителя информации и т.д. Недобросовестная конкуренция, представляет собой направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. К ним, в частности, относятся: демпинг; распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения конкуренции; злоупотребление господствующим положением на рынке; внедрение дискриминационных цен или коммерческих условий; установление зависимости поставок товаров и услуг от принятия ограничений в отношении производства и распределения конкурирующих товаров; введение ограничительных условий в агентские соглашения; тайный сговор на торгах и создание картелей; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж  кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных  групп общества.

Обычно недобросовестная конкуренция запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю над монополиями, а так же, гражданским и уголовными кодексами. Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. 
 
 
 
 

Глава 2. Состояние конкуренции в рыночной экономике России.

2.1. Конкуренция и  монополия в России.

2.2. Малый бизнес в  рыночном механизме  конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Государство как регулятор конкурентных отношений в  рыночной экономике России.

В правительстве  сначала говорили как о возможном  факторе влияния на входные барьеры, тем не менее, в 1970-1980-х годах правительство  на всех уровнях следует признавать как такое, что имеет потенциальное  влияние на много, если не на все  аспекты отраслевой структуры и  непосредственно, и опосредствованно. Во многих областях правительство есть покупателем или продавцом, и  может влиять своей политикой  на конкуренцию в области. Например, правительство сыграет решающую роль как покупатель оборонительной продукции, а также как поставщик  лесоматериалов. Во многих случаях  роль правительства как поставщика или покупателя определяется больше политическими факторами, чем экономическими обстоятельствами, и это, возможно, естественный факт. Регулятивные мероприятия  правительства могут также ограничивать поведение фирм как поставщиков  или покупателей. Правительство также может влиять на положение в области относительно заменителей через регулирование, субсидирования и прочие мероприятия. Например, правительство СЕЛА предоставляет значительную помощь, развитию солнечной энергетики, используя налоговые стимулы и гранты для исследователей. Снятия Государственного контроля над использование естественного газа приводит к быстрому вытеснению ацетилена как химического сырья. Нормы безопасности и загрязненности влияют на относительные затраты и качество заменителей. Правительство может влиять и на соперничество конкурентов, регулируя развитие области, структуру затрат и т.п.

Таким образом, не может  существовать завершенного структурного анализа без оценки влияния сегодняшней  и будущей правительственной  политики всех уровней на условия  структуры области. С целью стратегического  анализа, как правило, целесообразнее рассмотреть, как правительство влияет на конкуренцию через пять ее факторов, чем исследовать его в роли такого фактора. Вместе с тем в стратегическом аспекте правительство можно рассматривать как объект, что сам испытывает влияние. Входные барьеры можно создавать шестью основными способами.

Экономия за счет масштабов. Экономия за счет масштабов  означает уменьшения затрат на единицу  продукции (или на производственную операцию или функцию) по мере возрастания  абсолютного объема продукции за период. Такая экономия препятствует вхождению, заставляя новичка увеличивать  масштабы производства и рисковать  получить отпор от существующих фирм или же начинать из небольших объемов  производства и нести убытки. Оба  пути есть нежелательными. Экономия за счет масштабов может существовать почти в каждой фазе бизнеса, включая  производство, куплю, опытно-конструкторскую  деятельность, маркетинг, сервис, розничную  торговлю и распределение. Например, экономия за счет масштабов в производстве, опытно-конструкторских роботах, маркетингу и сфере услуг служит, вероятно, самым надежным барьером на входе  к компьютерной индустрии. Подразделы многофункциональной фирмы могут использовать другие виды экономии, подобные к экономии за счет масштабов, если они способные распределить операции или функции, которые дают экономию, с другими подразделами компании. Например, многофункциональная компания может вырабатывать небольшие электродвигатели, которые потом используются в производстве промышленных вентиляторов, сушилок волоса и охладительных систем для электронного оснащения. Если экономия за счет масштабов в производстве двигателей превышает количество двигателей, нужных на одном определенном рынке, многофункциональная компания, диверсифицированная в такой способ, получит экономию. Эта экономия превысит ту сумму, какую фирма получила, если бы электродвигатели использовались для производства лишь, скажем, сушилок волоса. Так, взаимосвязанная диверсификация в общих операциях или функциях может устранить ограничения на объем продукции, которые накладываются размерами данной области. Потенциальный конкурент вынужден диверсифицировать или же нести убытки. Деятельности или функции, которые дают экономию на масштабах и которые можно распределить, могут включать работу торгового персонала, системы распределения, закупки фирмы и т.п.

Информация о работе Конкуренция как элемент рыночного механизма